Современные школы менеджмента: системный и ситуационный подходы к управлению
Современные концепции менеджмента основаны на системном подходе к организации: реализуют попытку синтеза всех факторов управления, добиваясь получениясинергического эффекта, т.е. когда результат действия системы в целом превышает простую арифметическую сумму результатов действия отдельных составляющих ее частей. В 1980-е годы Т. Питерсом, Р. Уотерманом, Р. Паскалем и Э. Атосом была предложенатеория «7-S», основанная на том, что управление должно базироваться на семи взаимозависимых составляющих, изменение каждой из которых требует изменения всех остальных. Составляющие «7-S»: стратегия, структура, система, штат, стиль, квалификация и разделение ценностей.
Основой для большинства этих учений является так называемыйсистемный подход к организации, который рассматривает ее как многоплановое явление, связывающее в органичное целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее.
Теоретической базой системного подхода является общая теория систем.
У теории систем технико-математическое происхождение. Приверженцы системного подхода смотрят на организацию как на сложную систему, состоящую из подсистем, которые в свою очередь представляют собой также сложные системы. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления.Системный подход - особый способ мышления по отношению к организации и управлению. Системный подход - методология исследования объектов как систем.
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система организации состоит из двух составляющих: внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы. Внутренняя структура социально-экономической системы состоит из подсистем научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.
Крупные составляющие сложных систем, таких, как организация, называютсяподсистемами. В организации подсистемами могут быть цехи, отделы, уровни управления т.д. От взаимодействия подсистем возникает полезный синергетический эффект. В организации подсистемы - это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляюшие организации.Системная оптимизация - изменение параметров управляемой системы (предприятия), приближающее множество Парето к множеству желаемых состояний предприятия. Системная оптимизация также - планирование, включающее в себя модификацию подсистем с целью лучшего достижения поставленных целей.
Все организации являются системами. Поскольку люди тоже являются компонентами организаций (социальные компоненты) наряду с техникой, все организации являютсясоциотехническими системами.
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимаетситуационный подход. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация.
Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Ценностью данного подхода является возможность заранее определить, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в зависимости от складывающейся ситуации. Ситуационный подход сопоставляет конкретные приемы, методы и концепции с определенными конкретными ситуациями для наибольшей эффективности достижения целей. Методы ситуационного анализа: обзоры, информационные обобщения, проекты, отчеты, библиографические справки, статистические рефераты; кабинетные исследования, разнообразные методы сегментации, сбор данных, анализ и статистическая оценка.
Согласно методологии ситуационного подхода руководитель должен:
• быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;
• уметь предвидеть вероятные последствия - как положительные, так и отрицательные - от применения данной методики или концепции;
• правильно интерпретировать ситуацию, определить, какие факторы являются наиболее важными;
• уметь увязывать конкретные управленческие приемы с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.