Организация дипломного проектирования
К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно и в полном объеме завершившие освоение основной образовательной программы по специальности 080507.65 «Менеджмент организации», разработанной образовательным учреждением в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и успешно сдавшие Государственный итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.
Процесс работы над дипломным проектом состоит из следующих основных этапов.
1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.
2. Составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме проекта.
3. Сбор фактического материала в организациях различных форм собственности и сфер деятельности, в статистических органах и т.п.
4. Обработка и анализ полученной информации с применением современных методов управленческого, экономического и финансового анализа, математико-статистических методов.
5. Формулирование выводов по результатам проведенного анализа и выработка на их основе рекомендаций и мероприятий; оценка эффективности их практической реализации.
6. Оформление дипломного проекта в соответствии с установленными
требованиями.
Темы дипломных проектов должны соответствовать спектру профессиональных задач менеджера. Как правило, при выполнении дипломных проектов по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» в качестве тем дипломных проектов выбираются решения практических задач организаций, являющихся базами дипломного проектирования.
Базами выполнения дипломных проектов служат производственные, исследовательские, сервисные, торговые, консалтинговые и другие организации и учреждения, являющиеся местами прохождения практики и будущей работы студентов.
Тема дипломного проекта может быть сформулирована по согласованию с руководителем проекта в соответствии с проблематикой организации – базы дипломного проектирования.
Актуальность темы состоит в необходимости решения конкретной проблемы организации. Наличие проблемы и актуальность ее решения для предприятия определяют тему и цель дипломного проекта. При выборе темы дипломного проекта полезно также принять во внимание следующие факторы:
- личный научный и практический интерес выпускника;
- продолжение исследований, проведенных в процессе выполнения курсовых проектов и иных научных работ;
- результаты прохождения производственной практики;
- опыт практической деятельности в организации, учреждении;
- наличие оригинальных творческих идей;
- опыт публичных выступлений, докладов, участия в конференциях, семинарах и т.д.
Тема ВКР (дипломного проекта) должна точно отражать цель и содержание ВКР и иметь проектный характер, то есть характер разработки (например: «Разработка программы реструктуризации системы управления предприятием» и т. п.).
Сведения о выбранной теме дипломного проекта, базе дипломного проектирования и руководителе дипломного проекта должны быть представлены студентом на выпускающую кафедру в форме заявления на имя заведующего кафедрой не позднее, чем за 1 месяц до начала преддипломной практики.
Заявление обязательно должно быть подписано студентом и руководителем дипломного проекта.
В период прохождения преддипломной практики при необходимости выбранная тема может конкретизироваться и уточняться по согласованию с руководителем дипломного проекта. Окончательные темы дипломных проектов студентов утверждаются приказом ректора по окончании защиты преддипломной практики, после чего изменения формулировок тем не допускаются.
Непосредственное и систематическое руководство работой дипломника
возлагается на научного руководителя, который:
- выдает задание на выпускную квалификационную работу в форме дипломного проекта;
- оказывает студенту помощь в разработке календарного графика на весь период выполнения дипломного проекта;
- рекомендует студенту необходимую литературу по теме дипломного
проекта;
- проводит консультации в соответствии с утвержденным графиком;
- систематически контролирует ход работы дипломника и информирует
кафедру о состоянии дел;
- дает подробный отзыв на законченный дипломный проект.
Задание на ВКР определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по избранной теме. На основании задания студент по согласованию с руководителем составляет календарный план своей работы, а также план самого дипломного проекта.
При необходимости студенту-дипломнику по его личному заявлению либо по решению выпускающей кафедры наряду с руководителем может быть назначен консультант по дипломному проекту.
Консультант работает в тесном контакте с руководителем проекта, проводит для дипломника необходимые консультации и оказывает необходимую помощь в разработке вопросов, за которые он отвечает.
В процессе работы над дипломным проектом студент обязан:
- постоянно поддерживать связь с научным руководителем и докладывать ему о ходе работы;
- посещать установленные графиком консультации;
- по мере написания отдельных глав представлять их руководителю;
- исправлять и дополнять работу в соответствии с полученными замечаниями;
- в установленные сроки отчитывается о готовности работы перед руководителем, в необходимых случаях перед кафедрой.
Следует иметь в виду, что руководитель не является ни соавтором, ни
редактором дипломного проекта, и студент не должен рассчитывать на то, что руководитель поправит имеющиеся в работе методологические, стилистические, грамматические, расчетные и другие ошибки. Ответственность за качество содержания и оформления работы целиком и полностью лежит на студенте.
После получения окончательного варианта дипломного проекта руководитель выступает в качестве эксперта. Он подписывает проект и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломного проекта, отмечает его положительные стороны, особое внимание обращает на имеющиеся, отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, дает заключение о возможности или нецелесообразности представления дипломного проекта в ГАК.
Типовые формы задания на дипломный проект, календарного графика выполнения ВКР, графика работы над ВКР, письменного отзыва руководителя проекта, рецензии и других необходимых документов находятся в системе документооборота кафедры Экономики и менеджмента.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Дипломный проект оформляется в виде пояснительной записки в виде текстового документа и прилагаемого к ней раздаточного материала. Пояснительная записка к дипломному проекту должна содержать следующие структурные элементы (СТО 4.2–07–2010):
- титульный лист;
- реферат;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения.
Задание на ВКР представляют в комплекте с выпускной работой или прикладывают к текстовой части работы после титульного листа.
Объем пояснительной записки к дипломному проекту должен составлять 80-90 страниц.
Требования к структурным элементам дипломного проекта
Титульный лист дипломного проекта и задание на ВКР оформляются по типовым формам, представленным в Стандарте СТО 4.2–07–2010.
Реферат как краткое изложение ВКР должен содержать:
- общие сведения: наименование темы ВКР; количество страниц, иллюстраций, таблиц, формул, приложений, использованных источников (например: «Пояснительная записка состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и приложений. Общий объем − 90 с. Пояснительная записка содержит 20 рисунков, 15 таблиц, 5 приложений. Список использованных источников содержит 50 наименований»);
- перечень ключевых слов;
- текст реферата.
Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание работы и включать не более 15 слов или словосочетаний из текста ВКР. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.
Текст реферата должен отражать:
- цель и задачи ВКР;
- актуальность, новизну, эффективность;
- выводы, рекомендации по практической реализации результатов работы. в производстве, научных исследованиях, учебном процессе.
Текст должен быть предельно кратким и информативным. Объем текста реферата – не более одной страницы.
В содержании приводятся наименования всех структурных элементов
проекта (введение, наименования всех глав и параграфов основной части, заключение, список использованных источников, приложения), с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть.
Во введении:
- дается оценка современного состояния предмета исследования, формулируется проблема исследования;
- обосновывается актуальность выбранной темы;
- формулируется цель работы и взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для её достижения;
- определяются объект и предмет исследования;
- приводятся используемые методы и информационная база исследования.
Актуальность темы обосновывается необходимостью решения конкретной проблемы организации.
Аргументация актуальности не должна быть многословной (0,5–1,0) страницы.
Актуальность и необходимость решения проблемы определяют цель и задачи исследования.
Цель формулируется в соответствии с формулировкой темы дипломного проекта.
Задачи исследования − это вопросы, которые предстоит решить для достижения поставленной цели.
В зависимости от объема и сложности решению каждой задачи в дипломном проекте отводится отдельная глава или параграф. Заголовки этих разделов отражают формулировку задач исследования, поэтому задачи должны формулироваться четко и точно (со словами: исследовать..., оценить..., выявить…, обосновать…, определить…, разработать и т. п.).
Постановка цели исследования предполагает определение объекта и предмета исследования.
Объект– это носитель проблемы: материальный объект, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию. В объекте выделяется та его сторона, которая служит предметом исследования. Так, если объектом исследования является организация, то предметами исследования могут быть издержки, структура управления, технология оценки интеллектуальной собственности и иные стороны его деятельности.
В качестве объекта исследования в дипломных проектах по специальности «Менеджмент организации» целесообразно выделять организацию (подразделение), на базе которой выполнялось дипломное проектирование, либо систему управления, в рамках которой проводится исследование (например, система управления запасами, система управления финансами, система управления персоналом и т.п.)
В качестве предмета исследования могут выступать процедуры, процессы, управленческие решения, отдельные функции и т.д.
Предмет исследования определяет тему ВКР, которая обозначается на титульном листе.
Объект, предмет, цели и задачи дипломного проекта определяют выбор соответствующих методов исследования.
Выделяют общие и специальные методы. Общие методы научного исследования (наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.) в отличие от специальных используются на всем протяжении исследовательского процесса.
К специальным методам научного исследования можно отнести различные виды анализа: системный, стратегический, структурный, экономико-статистический, функционально-стоимостный, параметрический, корреляционно-регрессионный; методы экспертных оценок, сетевого планирования, социологических исследований, аналогий, графические, статистические и экономико-математические методы и др.
Эти методы, а также стандартные и специальные программные продукты используются для обработки первичных данных. В процессе исследования студентам следует максимально применять компьютерные технологии.
Объем введения, как правило, составляет до 2 страниц машинописного текста.
Основная часть содержит информацию, отражающую существо дипломного проекта, и оформляется в виде текстового документа, подкрепленного рисунками и таблицами. Основная часть состоит из трех разделов (глав), каждая из которых содержит не более трех подразделов (параграфов). Объем каждого параграфа − не менее 10 страниц.
Первая глава содержит:
- анализ состояния и тенденций развития рынка, на котором работает организация, перспективы и проблемы развития; сравнительный анализ на уровне зарубежных, российских и региональных рынков; оценку позиционирования организации на данном рынке;
- исследование предмета дипломного проекта (особенности, проблемы, факторы, инструменты). На основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность и степень изученности исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, дается их критический анализ и оценка, обосновываются собственные позиции студента.
Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается глубокий анализ изучаемой проблемы в организации – базе дипломного проектирования.
Как правило, в начале второй главы дается общая характеристика исследуемой организации и краткий анализ ее производственно-хозяйственной деятельности. Затем проводятся более глубокие анализ и оценка отдельных направлений деятельности организации, являющихся предметом исследования: системы управления или ее подсистем; кадрового потенциала, стратегий развития организации и пр.
Глубина проведения анализа по отдельным направлениям зависит от темы дипломного проекта. Например, если дипломный проект посвящен совершенствованию структуры управления предприятием, то наряду с комплексным обзором основных экономических показателей деятельности должен быть проведен более глубокий анализ системы менеджмента.
Данные, необходимые для выполнения аналитической части, могут быть получены на основе действующей в организации системы плановых, отчетных, методических и нормативных документов; системы оперативного учета, который ведут технические, экономические, финансовые, производственные и другие подразделения и службы, а также на основании данных опросов, наблюдений и экспертных оценок.
Информация, служащая базой для анализа, должна быть достаточно полной, достоверной и актуальной; период анализа должен давать возможность адекватно оценить состояние исследуемых процессов и явлений и динамику их изменения.
Анализ и обработку собранной информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, экономико-математического, статистического, социологического анализа. Если действующие методики анализа не отвечают задачам разработки проекта, студент может предложить свой вариант методики, обосновав целесообразность ее предложения.
Задача автора дипломного проекта на данном этапе работы состоит в том, чтобы не только глубоко изучить действующую практику, но и критически ее осмыслить, обобщить имеющиеся недостатки и обосновать необходимость решения выявленной проблемы или проблем.
Третья глава является проектной и содержит:
- разработку проектных решений, направленных на устранение выявленных проблем и недостатков;
- оценку экономической и социальной эффективности решения проблемы.
Исходя из результатов проведенного во второй главе анализа, студент вносит предложения, обосновывает рекомендации, разрабатывает мероприятия по решению рассматриваемой проблемы в организации – базе дипломного проектирования.
Предлагаемые направления совершенствования системы управления следует, по возможности, ориентировать на использование современных технических средств и информационных технологий, возможностей автоматизированных рабочих мест менеджера, финансиста, экономиста, аналитика.
Предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть обоснованными, доведенными до стадии разработки, позволяющей обеспечить их практическое применение.
Поскольку предлагаемые к реализации проектные управленческие решения сопряжены с затратами, иногда значительными, то любое проектное решение, прежде всего, должно быть социально- и экономически выгодным.
Обосновывая свой проект, дипломник должен показать его экономические и другие преимущества перед существующими аналогами, раскрыть его значение для практического применения и доказать экономическую и иную эффективность, используя различные способы и методы её оценки.
В ходе обоснования эффективности следует оценить сумму затрат, необходимых для внедрения мероприятий и рекомендаций, указать источники их финансирования, определить эффективность данного внедрения. При невозможности количественно оценить показатели эффективности, можно привести их качественную (максимально полную и адекватную) оценку.
В рекомендациях по внедрению проекта следует определить комплекс мероприятий по социально-психологической, профессиональной и материально-технической подготовке коллектива организации, ресурсному обеспечению внедрения проекта, контролю за ходом внедрения и стимулированию участвующих во внедрении работников.
При выполнении дипломного проекта следует уделить внимание рискам и безопасности реализации предлагаемых мероприятий.
При написании основных разделов следует обратить особое внимание на сохранение логической связи между ними и последовательности перехода от одной части к другой.
Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами (2-3 абзаца) по существу изложенного материала. Выводы должны логически завершать проведенные рассуждения, быть краткими, конкретными, нетривиальными и содержать полученные в данном разделе результаты, важные для достижения цели работы, которые будут использованы для последующего изложения материала, разработок и предложений.
Выводы предыдущего раздела (главы) должны подводить к основному содержанию последующего и таким образом обеспечивать их связь между собой и единство всей работы. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом,…» или «итак,…», после которого формулируется их содержание.
Обязательной для дипломного проекта является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, критический подход к изучаемым данным, проведение необходимого анализа, обобщение и выявление тенденций развития экономических явлений, аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.
Разделы основной части должны содержать, наряду с текстовыми материалами, расчеты, графики, таблицы, схемы.
В работе не следует употреблять местоимение «я». Изложение можно вести от третьего лица в неопределенно- личном значении («автором установлено...») либо использовать безличные конструкции («на втором этапе используются следующие методы…», «разработана новая методика расчета...», «проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В целом изложение материала дипломного проекта должно быть грамотным, последовательным, логичным и хорошо структурированным.
В заключенииподводится краткий (не более 1,5-2 страниц) итог проведенных исследований.
Заключение может содержать:
- выводы по результатам выполненной работы;
- оценку полноты решений поставленных задач, полученных результатов, преимуществ принятых решений и рекомендации по их использованию;
- оценку социально-экономической эффективности внедрения и применения результатов работы;
- обоснование теоретической и практической ценности полученных
результатов;
- практическая значимость и перспективы применения результатов работы.
Выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования, должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по поставленным во введении задачам проекта) и охватывают все предлагаемые направления решения проблемы с оценкой их эффективности.
Практическая значимость работы проявляется:
- в обосновании и апробации методов и средств совершенствования систем управления;
- в оптимизации использования ресурсов или процессов в системе организации;
- в обосновании предложений по использованию разработок в практической деятельности хозяйствующих субъектов;
- в факте внедрения результатов исследования.
Заключение не должно повторять или механически суммировать выводы глав основной части дипломного проекта, то есть оно, должно быть написано на более высоком уровне обобщенности по сравнению с основной частью работы. В заключении следует дать авторскую оценку работы с точки зрения степени решения задач, поставленных при разработке проекта, и достижения его цели.
По окончании работы сформулированные выводы следует еще раз сравнить с целью и задачами исследования, чтобы получить ответ на вопрос, решена ли каждая конкретная задача и каким образом. В заключении также могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Любое исследование начинается с поиска источников информации.
Работу с литературой начинают, как правило, с общих работ по теме (монографии, книги, сборники научных трудов), проверенных временем, поскольку ретроспективный поиск позволяет проследить развитие теории и практики вопроса, выявить закономерности и причины появления той или иной проблемы.
Уже затем ведется отбор «нового» материала – из отраслевых периодических изданий, где публикуются статьи, гипотезы и предположения, научные дискуссии по актуальным проблемам, из сети Интернет.
Следует иметь в виду, что в последние годы происходило очень интенсивное изменение законодательства в области экономики и финансов; с такой же интенсивностью менялись взгляды ученых по отдельным проблемам. Поэтому пользоваться литературными источниками начала 2000-х годов следует с определенной осторожностью, а в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные за последние 3 года.
При разработке дипломного проекта студент обязан продемонстрировать знание законодательства РФ, нормативно-правовых актов, регулирующих экономические и финансовые отношения в аспекте выбранной темы, и умение ими воспользоваться. Поэтому в списке обязательно должны присутствовать ныне действующие законодательные и нормативно-правовые акты РФ.
В список использованных источников включаются, как правило, не только те информационные источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые использовались и изучались при выполнении проекта.
Количество источников в списке определяется дипломником самостоятельно с учетом рекомендации руководителя (как правило, рекомендуемое количество источников – не менее 50).
Список использованных источников оформляется в соответствиис СТО 4.2–07–2010.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть пояснительной записки загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся организационные, плановые и бухгалтерские документы базовой организации, промежуточные расчеты,
таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера и т.п.
К пояснительной записке должны быть приложены графический (презентационный) материал и CD носитель с электронной копией дипломного проекта и презентацией.
Графический (презентационный) материал является обязательной частью дипломного проекта. Он может содержать иллюстрации, расчетные формулы, таблицы исходных данных и итоговой информации и т.п.
Презентационный материал должен быть органически увязан с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения исследования, выносимые на защиту.
Необходимый объем, качество, состав и содержание графического материала определяется дипломником совместно с руководителем в зависимости от темы проекта, логики работы и т.д.
Графический материал, используемый в процессе защиты дипломного проекта, выполняется в виде компьютерной презентации (не менее 10-12 слайдов) в программе Microsoft Office PowerPoint.
Слайды должны быть обязательно пронумерованы. Как правило, первые слайды – это «Титульный лист», «Постановка проблемы», «Цель и задачи дипломного проекта».
Обязательные правила оформления дипломного проекта приведены в Стандарте СТО 4.2–07–2010 с изменениями от 11.04.2011