Вопрос Функции управления: состав, эволюция, операции.

Во-первых, функции управления организацией, их распре­деление по исполнителям определяют структуру и штаты, зак­репляют вертикальное разделение труда. Во-вторых, выделение функций управления помогает совер­шенствованию управленческого процесса, обобщению и переда­че управленческого опыта. В-третьих, изучение функций управления дает понимание содержания управленческой деятельности. В.И. Рыкунов полагает, что это: - информационно-аналитическая; - планирование; - организация; - координация; - регулирование; - контроль; - руководство. А. Файоль выделил пять функций управления.К числу ос­новных функций управления относятся: планирование, органи­зация, координация, стимулирование и контроль. Планирование представляет собой форму проявления целенаправленного воздействия на объект управле­ния, предусматривающую выработку и постановку целей и за­дач в сфере управления организации, а также определение пу­тей и средств реализации планов для достижения поставлен­ных целей. Организация — это форма проявления целенаправленного воздействия на объект управления. Координация — это форма проявления целенаправленного воз­действия на объект управления, предусматривающая обеспече­ние необходимой согласованности их действий как элемента ре­ализации намеченных планов. Стимулирование — это форма проявления це­ленаправленного воздействия на коллективы людей путем по­буждения их к действию, предусматривающая обеспечение по­вышения эффективности деятельности системы управления как элемент процесса реализации этих планов. Контроль — это форма проявления целенаправленного воздей­ствия на коллективы людей, предусматривающая наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм и правил, требований в процессе реализации этих планов. По нашему мнению, в перечень основных (общих) функций управления входят:1. Планирование.2. Организация.3. Мотивация и стимулирование труда.4. Контроль.5. Маркетинг.6. Инновационная деятельность.7. Развитие человеческих ресурсов.8. Управленческое консультирование.


8 вопрос Роли руководителя. Виды и направления социальной ответственности менеджеров.

Роль — нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения. Роль может определяться официальной дол­жностью или избираться членом группы самостоятельно. В управлении людьми руководитель выполняет ряд ролей. В отечественных исследованиях от­мечаются такие роли руководителя: 1) администратора; 2) организатора; 3) специалиста; 4) воспитателя; 5) коммуникатора 6) общественного деятеля; 7) предпринимателя.
Г. Минцберг сказал, что роль является «на­бором определенных поведенческих правил, соответствующих кон­кретному учреждению или конкретной должности». Он классифицирует эти роли в рамках трех крупных категорий:
1. Межличностные роли
2. Информационные роли
3. Роли, связанные с принятием решений:
По мнению Р.А. Фатхутдинова, роли менеджера сводятся к следующему: 1) он организатор, пользующийся уважением в коллективе и умеющий работать с людьми; 2) он генератор идей, стремящийся заглянуть в суть пробле­мы, докопаться до истины; 3) он энтузиаст, полный энергии, не только сам берущийся за любые задания, но и воодушевляющий на это других; 4) он контролер, аналитик, способный оценить сделанное или выдвинутую идею и найти в ней сильные и слабые стороны; 5) он искатель выгод, интересующийся внешней стороной дела; 6) он хороший администратор, способный воплощать идею в жизнь; 7) он трудоголик. Нравится всем прежде всего потому, что не стремится занять ничье место, зато способен выслушать кол­лег и ободрить их. В жизни он незаметен, но когда отсутству­ет — его не хватает.

В широком смысле социальная ответственность — это осознание своего долга перед обществом, коллективом, индивидом и др. Социальная ответственность в узком смысле — это обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей. Социальная ответственность и корпоративная этика оцени-ваются сегодня ведущими специалистами менеджмента как один из главных потенциалов компании. В связи с этим менеджмент просто обязан выполнять новую социальную функцию, и эффективность работы менеджеров не может определяться только прибылью. Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из монетаристской, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. Е. Примаковым были сформулированы актуальные направления предпринимательской активности в части социальной ответственности: 1. Участие в решении проблем в сфере трудовых отношений, преодоление огромных «ножниц» в оплате труда, прекращение практики неформального трудового найма. 2. Борьба с бедностью. Адресная поддержка беднейших сло­ев населения. Целевое финансирование предпринимательскими структурами социальных объектов на территории. 3. Благотворительная помощь детям. 4. Борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией. 5. Развитие человеческого фактора; создание центров по под­готовке рабочих кадров, поддержка талантливой молодежи. 6. Поддержка и развитие нравственной культуры, опирающейся на человеческую солидарность и социальную справедливость. 7. Ответственность за общую экологическую ситуацию.




Наши рекомендации