Теория управления: проблемы становления и развития.

Усложнение управления общественным производством приводит к монопольному захвату его ключевых функций закрытой «статусной группой», имеющей свою идеологию и систему ценностей. Происхо­дит тотальная бюрократизация управленческого аппарата, бюрокра­тия превращается в господствующий элемент социальной структуры. Социологический анализ бюрократии как социального явления наибо­лее основательно представлен в работах М. Вебера.

Хронологически подлинная история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инже­неров конца XIX — начала XX вв. К ним относят Ф. Тейлора (тейло­ризм), А. Файоля, Г. Эмерсона и др. В центре их внимания стояли во­просы повышения производительности труда и улаживания социаль­ных отношений на предприятии. Со временем менеджмент стал сферой большой политики. Начиная с известных хоторнских экспери­ментов, заложивших методологические основы доктрины «человече­ских отношений», он переориентировался на социально-психологиче­скую проблематику. Теоретический фундамент современного ме­неджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Мэйо, П. Дракера, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области «гуманизации труда» и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функции, называющейся «управление персоналом», или, более широко, «управление человече­скими ресурсами», что во многом тождественно понятию «социаль­ный менеджмент».

ТейлорФредерик Уинслоу (1856-1915) — основоположник школы научного менеджмента, автор книг «Цеховой менеджмент» (1903), «Принципы и методы научного менеджмента» (1911).

ФайольАнри (1841-1925) — французский исследователь проблем государственного управления, общественных учреждений и системы образования, создатель теории администрации, автор книги «Общая и промышленная администрация» (1923).

ЭмерсонГаррингтон (1853-1931) — американский исследователь менеджмента, автор книг «Производительность как основание для управления и оплаты труда» (1900), «Двенадцать принципов производительности» (1912).

Маслоу Абрахам (1908-1970) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, создатель иерархической теории потребностей. Мэйо Элтон (1880-1949) — американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, создатель доктрины «человеческих отношений» и социальной философии менеджмента.

ДракерПитер (1909) — американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления, ведущий теоретик так называемой эмпирической школы, представляющей собой синтез школы «научного менеджмента» с доктриной «человеческих отношений».

ГэлбрейтДжон Кеннет (1908) — американский экономист, социальный мыслитель, дипломат, литератор. Основные работы были переведены на русский язык: «Новое индустриальное общество» (М., 1969), «Экономические теории и цели общества» (М., 1979).

В 1941 г. Дж. Бэрнхейм написал книгу «Менеджерская револю­ция», где как основную провел идею о том, что в современных услови­ях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. По существу эта мысль во многом совпадает с мыслями М. Вебера, но с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры — такой же социальный класс, как бю­рократия или буржуазия. Собственность, полагает Бэрнхейм, — это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, то нет и собственности, а контроль в настоящее время находится в руках менеджеров.

Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии мене­джмента в обществе высказал в своей книге «Концепции корпорации» (1946) ведущий теоретик менеджмента П. Дракер, который говорил в связи с этим о настоящем «менеджмент-буме», когда идея менеджер­ской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. В 1963 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталисти­ческого класса в менеджерский, а Т. Парсонс — о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпора­ций, к управленческому и техническому персоналу. Апофеозом «ме­неджмент-бума» явился известный бестселлер Дж. Гэлбрейта «Новое индустриальное общество», основной пафос которого состоял в утвер­ждении, что профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный современной техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.




4 вопрос Типология управления. Характеристика категорий «управление» и «менеджмент». Управление - это всеобъемлющая категория. Характеризуя окружающий мир исследователи выде­ляют 3 компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать классифика­цию процессов управления по его основным классам: - процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук; - процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изу­чения естественных наук; - процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми, или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.
Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления и подразделяемся на основных 2 подкласса: управление индивидуальной деятельностью и управление коллективной деятельностью, и на три вида; - административно-государственное управление - управление социально-культурной сферой - управление производственной сферой
Классификация видов социального управле­ния соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая, культурная, экономическая, Таким образом, объектам изучения в социальном управле­нии выступают социальные системы, а предметом – система управления ими.
Управление
— более широкое понятие, чем менеджмент. Во-первых, они различаются по объекту управления. Объекты социального уп­равления в человеческой истории многообразны — это племена, войска, государства. Объектом социального управления в менеджменте является организация, производящая товара или услуги в конкурентной рыночной среде. Во-вторых, менеджмент и управление различаются в исто­рической аспекте. Социальное управление является атрибутом всех человеческих цивилизаций, поскольку появилось в связи с разделением и кооперацией труда. В-третьих, менеджмент — это научный этап и управлении.
Менеджмент — это теория и практика уп­равления организацией (фирмой, предприятием) в условиях конкурентной рыночной среды. Следовательно, объектом менеджмента является не отрасль, не регион, а первичная социальная организа­ций, производящая товары и услуги (фирма, учреждение, ин­ститут, предприятие, орган власти), и поведение человека в ней. Менеджмент трактуется, как многозначимый термин, которым обозначаются раз­ные социальные явления: 1.Социальный и экономический институт.2. Совокупность лиц, занятых управленческим трудом в орга­низации. 3. Профессия. 4.Научная дисциплина. Таким образом, менеджмент — это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные управленцы создают предприятия и управляют ими путем постанов­ки целей и разработки способов их достижения. Конечной це­лью менеджмента является обеспечение прибыльности и кон­курентоспособности предприятия. Важнейшая задача менедж­мента— создать условия для производства товаров и услуг с учетом интересов потребителей.


Наши рекомендации