Вопрос Эволюция теории управления в зарубежных и отечественных исследованиях.

Научный менеджмент.Отправным пунктом развития научного менеджмента назы­вают 1886 г., когда Г. Таун (1844-1924), президент мануфак­турной компании на ежегодном собрании Американского обще­ства инженеров-механиков. Объектом исследования Ф. Тейлора была научная организация труда на уровне цеха. Для этого Ф. Тейлор выдвинул прин­ципы управления: - первым принципом является - разделение труда. второй принцип - соответствие типов работников видам работ; - третий принцип- измерение труда.- четвертый принцип - задачи-предписания. - пятый принцип - программы стимулирования.- шестой принцип - труд как индивидуальная деятельность. - седьмой принцип - экономические стимулы. - восьмой принцип - исключительная роль менеджеров. - девятый принцип: роль профсоюзов должна быть сведена к минимуму. Самым существенным вкладом школы научного менеджмента является открытие нормативного метода в управлении. Сущ­ность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмен­та, причем нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: - целевой подсистемы; - функциональной подсистемы; - обеспечивающей подсистемы. Классическая, или административная школа .Видным представителем административной школы являет­ся американский профессор Гаррингтон Эмерсон. В 1912 г. вышел главный труд его жизни «12 принципов Производительности».Принципы производительности по Эмерсону: 1 - точно поставленные идеалы или цели; 2 - здравый смысл; 3 - компетентная консультация; 4 - дисциплина; 5 - справедливое отношение к персоналу; 6 - быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; 7 - диспетчирование; 8 - нормы и расписание; 9 - нормализация условий; 10 - нормирование операций; 11 - писаные стандартные инструкции; 12 - вознаграждение за производительность. Административная школа в лице А. Файоля разработала основные принципы рационального управления про­мышленной фирмой. Административный,Функциональный

Школа человеческих отношений. Появились исследователи менеджмента, которые увидели источники повышения произво­дительности труда совершенно в другой области - а именно: в изменении отношения работников самому процессу труда. Сре­ди них в первую очередь следует назвать Мери Паркер Фоллет, которой принадлежит определение менеджмента как обеспе­чения выполнения работы с помощью других людей.


16 вопрос .Социальный менеджмент - современный этап эволюции менеджмента. Новая управленческая парадигма.

Социальный менеджмент ориентируется на новую соци­альную группу в организациях - когнитариат, мощь которо­го основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Теперь это необходимо, так как новые ин­формационные и другие высокие технологии могут осваиваться только когнитариатом, поэтому так важно наращивание этого «золотого фонда» организации. Опыт зарубежного менеджмента дает все больше примеров меняющейся парадигмы управления и перехода к социальному менеджменту, основными принципами которого являются: 1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, Выражающегося в убеждении, что успех определяется, прежде всего, рациональной организацией произ­водства продукции, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства. 2. Инновационность. Один из основных факторов успеха для менеджера заключается в умении внедрять инновации и моби­лизовать свой персонал быть готовым к ним. 3. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, ра­ботающими в организации. Особое значение для менеджмента имеет социальная ответ­ственность, предполагающая осознание широких социальных целей при принятии деловых решений. 4. Отношение к людям как ключевому и неисчерпаемому ресурсу организации; в связи с этим социальный аспект управ­ления выходит на первый план.5. Формирование организационной культуры, обеспечивающей удовлетворенность потребностей высших уровней и лояльность персонала, способствующей дости­жению результата. 6. Формирование эффективных коммуникаций. Открытые коммуникации формируют видение орга­низации для всех сотрудников, четкое определение всех про­блем и перспектив для достижения целей. 7. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах, предполагающее переход от системы распределения к системе вознаграждения. 8. Вовлеченные в процесс управления работники - ключ к повышению производительности. 9. Отказ от приростного и формирование предприниматель­ского типа организационного поведения. Это означает развитие интрапренерства, высвобождение творческой предприниматель­ской активности на внутрифирменном уровне. 10. Технологизация менеджмента как фактор эффективнос­ти управления и инновационное средство мотивации персонала к саморазвитию. 11. Самоменеджмент руководителя. Умение менеджера дать оценку своим управленческим качествам, результатам работы, вы­явить ограничения и слабости в своей деятельности, работать над собой в целях поиска резервов и постоянного совершенствования также является важным поведенческим ресурсом повышения эфективности управления. Современный менеджмент не только допускает, но и предпо­лагает множественное состояние объекта управления (люди), тру­довую самодеятельность работника, автономию группы, множественность целей. Менеджер должен уметь ограничить свое прямое управленческое воздействие, предоставив возможность людям (группам) самим находить оптимальные Пути решения проблем.




17 вопрос Функция планирования: сущность, принципы, процедуры. Планирование - это вид управленческой деятельности, свя­занной с составлением планов организации в целом, ее подраз­делений, функциональных подсистем, отделов и служб. Планирование как функция управления представляет собой процесс, состоящий из совокупности различных видов деятель­ности - управленческих операций и процедур: - анализ ситуации и факторов внешней и внутренней среды; - прогнозирование; установление целей и задач; - разработка стратегий, программ и планов для достижения целей; - определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; - доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию. Кроме того, с помощью функции планирования во многом решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Принципы планирования определяют требования к харак­теру и содержанию плановой деятельности в организации. Пра­вильное соблюдение принципов планирования создает предпо­сылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возмож­ность отрицательных результатов планирования. Принцип единства (системности)Поскольку организация - это целостная система, то все ее составные части должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации свя­зана с плановой деятельностью всей организации. Принцип участия.Принцип участия тесно связан с Принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член организации становит­ся участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Принцип непрерывности.Смысл принципа непрерывности заключен в том, что: процесс планирования на предприятиях должен осуще­ствляться постоянно; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Принцип точности.Любой план должен быть составлен с такой степенью точно­сти, которая возможна. Так, например, в стратегических пла­нах определяются общие направления деятельности, а в крат­косрочных планах информация прорабатывается и конкретизи­руется. Принцип гибкости.Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывнос­ти и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникнове­нием непредвиденных обстоятельств.


Наши рекомендации