Методы обоснования и оптимизации управленческих решений
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является центральным в теории управления
В зависимости от информационных условий, в которых принимаются управленческие решения, методы их обоснования делятся на три группы:
1) методы, применяемые в условиях полной определенности информации о ситуации принятия решения. К ним относятся аналитические методы и методы математического программирования;
2) методы, используемые в условиях вероятностной определенности информации о ситуации принятия решения (среди них те же методы математического программирования и статистические методы);
3) методы, применяемые в условиях неопределенности информации о ситуации принятия решения, среди которых различают преимущественно теоретико-игровые методы
Сущность каждого решения, принятого руководством, заключается в выборе наилучшей альтернативы из нескольких предложенных за конкретно и предварительно определенным критериям. "Платежная матрица"-статистическийметодпринятиярешения, помогающийруководителювыбиратьизвозможныхальтернатив. Он особенно полезен при необходимости определения, какая стратегия наиболее способствует достижению целей
Кроме того, руководитель должен иметь возможность объективно оценивать вероятности ревалентних событий и рассчитывать ожидаемое значение такой вероятности
Исследования показывают: когда установлены точные значения вероятности, методы"дерево решений"и"платежная матрица"обеспечивают принятие качественных решений, чем традиционные подходы
"Дерево решений"- популярный метод науки управления, используется для выбора наилучшего направления действий из предложенных вариантов"Дерево решений"- это схематическое представление проблемы принятия решений ."Дерево решений"дает руководителю возможность учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с определенной им вероятности а затем сравнить альтернативы
Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются:
1. математическое моделирование;
2. метод экспертных оценок;
3. метод мозгового штурма (мозговая атака);
4. теория игр.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения.
Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.
Метод экспертных оценок представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается: кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами.
Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения.
Обычно этот способ позволяет быстро и правильно решить возникшую проблему.
Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является использование методов, используемых в теории игр, суть которых состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.