Эффективность управленческого решения. Методы обоснования управленческих решений.
Эффективность в общем виде – результативность чего – либо (производства, управления, труда).
К оценке эффективности решений подходят с позиции «практика – критерий истины». Эффективным считается решение, удовлетворяющее ряд требований. Оно должно:
- исходить из достижимых целей;
- для его исполнения должны иметься реальные ресурсы и время;
- предусматривать механизм реализации, т. е. возможно для организации, стимуляции, контроля процесса реализации решений;
- быть устойчивым в смысле эффективности по отношению к возможным ошибкам при определении исходных данных;
- готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития нештатных, аварийных ситуаций.
- быть реализуемыми, т. е. не содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;
- быть гибким, предусматривать изменение цели и (или) алгоритма его достижения при изменении внешних или внутренних условий;
- предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.
Отдельные авторы рассматривают управленческий труд как сумму решенных управленческих ситуаций, а качество решений – как определяющий критерий эффективности этого труда. Критерием качества решений выступает их практическое внедрение. Применяется показатель, косвенно оценивающий качество принятых управленческих решений через количество выполненных решений, и рассчитывается по формуле:
Кк = (Рв – Рн): Рп · 100, где
Кк– коэффициент качества УР (управленческих решений); Рв – количество выполненных УР; Рн – количество выполненных некачественных решений, Рп – количество принятых УР
Выраженный в процентах данный показатель характеризует, по существу качество управления.
Эффект коммерческих решений в наиболее общем виде и
прежде всего количественно выражается в приросте объема товарооборота, ускорения товарооборачиваемости и уменьшении объема товарных запасов. Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации и уменьшении расходов.
Расчет экономической эффективности решений, результатом которых явилось увеличение товарооборота, а, следовательно, доходов и прибыли, производится на основании материалов оперативного учета и бухгалтерских данных организации за последний отчетный период по формуле:
Эт = П · Т = П · (Тф – Тп),
где Эт – экономическая эффективность от увеличения товарного роста, тыс. руб.;
П – прибыль на 1 млн. руб. товарооборота, тыс. руб.;
Т – прирост товарооборота, млн. руб.;
Тф – товарооборот фактический (после проведенного мероприятия по изучению спроса), млн. руб.;
Тп – товарооборот по плану (или за сопоставимый период – месяц, год – до проведения мероприятия), млн. руб.
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса, результатом которых явилось снижение товарных запасов, характеризуется сокращением издержек обращения на остаток товаров, что влияет на объем полученной прибыли.
Эз = Р1 · З = Р1 · (З1 – З2),
где Эз – экономическая эффективность мероприятия от снижения товарного запаса, тыс. рукб.;
Р1 — издержки обращения на 1 млн. руб. товарных остатков, тыс. руб.;
З - размер уменьшения товарных запасов, млн. руб.;
З1 - товарные запасы до проведения мероприятий, млн. руб.;
З2 - товарные запасы после проведения мероприятий, млн. руб.
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса отражается также на ускорении оборачиваемости товаров и оценивается по формуле: Эу = Р2 · О = Р2 · (Оф – Оп), где Эу – экономическая эффективность от ускорения оборачиваемости товаров, тыс. руб.;
Р2 - однодневньй размер издержек обращения;
Р2 = (Издсржки обращения на реализованный товар за год) : 360, (тыс. руб.)
О — ускорение оборачиваемости товаров (в днях);
Оф — оборачиваемость в днях фактическая (после проведения мероприятий)
приятий);Оп - оборачиваемость в днях (до проведения мероприятий).
Лекция 8. Коммуникации в процессе управления.
Место и роль коммуникации в управлении.
Неоднократно проведенными социологическими исследованиями установлено, что люди, повседневно занимающиеся управленческой деятельностью, от 50 до 90 % всего своего времени затрачивают на коммуникации. Вследствие этого коммуникация является основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности.
Что же такое коммуникация?
Коммуникация (от лат. - сообщение, передача) -это процесс обмена сообщениями, информацией между различными личностями, их социальными группами, общностями, организациями.
Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.
Неэффективные коммуникации – одна из главных причин возникновения проблем в управлении. Во многих случаях передаваемое сообщение оказывается неправильно понятым и, следовательно, обмен информацией – неэффективным. Считается, что лишь 50 % попыток обмена информацией приводит к согласию общающихся. Поэтому основная цель коммуникационного процесса – обеспечить понимание передаваемой информации.
В процессе обмена информацией или коммуникативном процессе можно выделить четыре базовых элемента:
-отправитель, т. е. лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
-сообщение, т. е. собственно информация, которая закодирована с помощью символов;
-канал, т.е. средство передачи информации;
-получатель, т. е. лицо, которому предназначена информация и которое интерпретируетее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею.
Этапы, которые проходят отправитель и получатель, следующие:
- зарождение идеи;
-кодирование информации;
- передача информации;
- декодирование — перевод символов отправителя в мысли получателя.
Виды и модели коммуникаций.
По взаимодействующим сторонам коммуникации можно классифицировать таким образом:
организационные коммуникации:
-внешние (коммуникации организации с внешней средой);
-внутренние (между подразделениями и уровнями управления), горизонтальные (между подразделениями одного уровня управления);
-вертикальные (между уровнями управления),
- по нисходящей линии (от руководителя к исполнителю), по восходящей линии (от исполнителя к руководителю);
к числу наиболее распространенных форм организационных коммуникаций относятся: устная, письменная и электронная формы передачи информации.
межличностные коммуникации:
формальные,
неформальные.
Классификация коммуникационных сообщений:
1. По соотношению функций коммуникационного процесса условно выделяются сообщения:
побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания)
2. По типу отношений между участниками различают:
межличностные, публичные, массовые коммуникации.
3. По средствам различают: речевую (письменную и устную); паралингвистическую (жест, мимику, мелодию) и вещественно знаковую коммуникацию (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.)
Если классифицировать управленческиекоммуникации, то следует различать: межуровневые коммуникации; коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх; коммуникации между различными подразделениями или отделами; коммуникации между руководителем и рабочей группой, а также неформальные коммуникации.
Модели коммуникаций.
1.Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определенной информации от одного субъекта к другому. В этой модели нет места обратной связи, т. е. коммуникация понимается как одностороннее движение.
Источник →Канал связи →Получатель
2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. В рамках такой модели вводятся циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.
Источник → Канал связи → Получатель
Получатель ← Канал связи ← Источник
3. Современная моделькоммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс. Принципиальное отличие заключается в отсутствии линейных и циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации.
Источник ↔ Канал связи ↔ Получатель
8.3. Межличностные коммуникации— это такой тип коммуникационного воздействия, при котором в роли как отправителя, так и получателя выступают отдельные индивиды. Межличностные коммуникации широко используются в процессе управленческой деятельности. для них характерен непосредственный контакт между субъектами общения.
В процессе межличностной коммуникации важно уметь преодолевать возникаюшие здесь баррьры. преграды. в том числе
семантические;
невербальные; обусловленные восприятием; неумение слушать; плохая обратная связь.
Семантические барьеры. Семантика изучает способы использования слов и значений, передаваемых словами. Поскольку слова могут иметь различное значение для разных людей, то сообщение, сформулированное одним человеком, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Например, в толковом словаре русского языка С. Ожегова слово “А”(пример) имеет б толкований
Невербальные преграды(без слов). В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Примерами могут быть обмен взглядами, выражение ляца, улыбка и выражение неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд и т. д.
Другая разновидность невербальной коммуникации связана с вербальной и проявляется в том, как произносятся слова. Это интонация, модуляция голоса, плавность и другие характеристики речи.
Исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы, жесты, 38 — через интонации и модуляции голоса и всего 7 — остается собственно словами в личном разговоре. Следовательно, во многих случаях то, как мы говорим, важнее того, что мы говорим.
Преграды, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что воспринимается как происходящее. Одна из преград, связанных с восприятием, возникает из-за конфликта между основаниями суждений, убеждениями отправителя и получателя. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в за
висимости от накопленного опыта. Например, события сентября — октября 1993 г. в России одни воспринимают как государственный переворот, а другие — как подавление мятежа.Расхождения в основаниях суждений могут стать причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Во многих случаях люди воспринимают только часть сообщения, полученного ими.
Неумение слушать.Исследования показывают, что многие менеджеры, по сути дела, слушают и воспринимают лишь четверть сообщений. И это не удивительно, ведь в системе образования учат чтению, письму, умению обращаться с числами, но почти не обучают умению слушать. Заметим также, что мало воспринимать факты — нужно прислушиваться к чувствам людей.
Плохая обратная связь. Обратная связь важна, поскольку даст возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в изначально придававшемся ему смысле.
Для этого желательно:
задавать вопросы; оценивать язык поз, жестов и интонаций человека; проводить относительно подчиненных “политику открытых дверей”, ознаачающую, что вы готовы в определенное время обсудить с ними любые их вопросы и подкрепить свои слова действиями.
Способы преодоления преград:умейте слушать;
проясняйте свои идеи перед началом их передачи;
проявляйте внимание к чувствам других людей, будьте готовы ‘влезть в их шкуру”:
следите за языком собственных поз, жестов, интонаций,
добивайтесь установления обратной связи.