Структура затрат на качество
Часто, в погоне за максимальными прибылями, многие руководители считают главным дляпродажи цену и сроки поставки, при этом недостаточно уделяя внимание ценности самой продукции. Но именно продукция является предметом потребления, а, следовательно, именно ее качество будет предметом внимания потребителя.
В связи с этим предметом повышенного внимания со стороны руководства компаний становятся затраты на обеспечение достигнутого уровня качества продукции и методы управления, основанные на их контроле.
Структура затрат на качество, как показано на рисунке 4.1 включает:
- капиталовложения (планируемые затраты на управление качеством);
- потери (непредвиденные затраты, вызванные дефектами)
Рисунок 4.1 – Структура затрат на качество [5]
Как следует из приведенной схемы, затраты на продукцию с несоответствиями (внутренние и внешние) могут достигать 80%. Причем, в этот комплекс затрат входит не только стоимость самой несоответствующей продукции, а также стоимость ее переработки, излишнее производственное время, перераспределение работы, сортировка, дополнительные операции по удалению оболочки, провариванию и т.д., затраты на утилизацию, возмещение ущерба по рекламациям, рассмотрение жалоб, транспортировка возвращенной продукции и др. Тем не менее, многие предприятия, несмотря на большие объемы несоответствующей продукции не выделяют вышеперечисленные дополнительные затраты и не учитывают их, списывая на различные статьи расходов, в результате чего происходит необоснованное удорожание процессов, которое выпадает из-под контроля и становится рабочей нормой.
! не факт 40 сущность предупредительных затрат на качество
Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.
Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией.
1. Управление качеством
Затраты на планирование системы качества.
Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технических характеристиках материала, процесса, продукта.
2. Управление процессом
Затраты на установление средств управления процессом.
Затраты на изучение возможностей процесса.
Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.
3. Планирование качества другими подразделениями
Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по Качеству.
4. Контрольное и измерительное оборудование
Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов).
Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов).
Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.
Ни при каких условиях в данную категорию не включаются затраты связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования.
5. Обеспечение качества поставок
Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки.
Затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов.
Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.
6. Аудит системы качества
Затраты на внутренний аудит качества.
Затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом.
7. Программа улучшения качества
Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.
8. Обучение вопросам качества
Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.
9. Затраты, не учтенные где-либо еще, такие как:
Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.