Состав и классификация затрат на качество

Изучение затрат на качество необходимо начать с определения их состава. В составе общих затрат на качество определяют три основные группы затрат: превентивные (предупредительные); затраты на контроль; внутренние и внешние затраты и потери от дефектов.

1 Превентивные затраты – затраты на предупредительные мероприятия, направленные на недопущение дефектов, брака, несоответствий, исключение условий их возникновения.

1.1 Управление качеством:

· Затраты на планирование СМК;

· Затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта.

1.2 Управление процессом:

· Затраты на установление средств управления процессом;

· Затраты на изучение возможностей процесса;

· Затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству.

1.3 Планирование качества другими подразделениями:

Затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему по качеству.

1.4 Контрольное и измерительное оборудование:

· Затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов);

· Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов);

· Затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки. Приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции.

Ни в коем случае не включаются в эту категорию затраты, связанные со стоимостью изготовления или амортизация этого оборудования.

1.5 Обеспечение качества поставок:

· Затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки;

· Затраты, связанные технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов;

· Затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь в достижении ими требуемого качества.

1.6 Аудит СМК:

· Затраты на внутренний аудит СМК;

· Затраты на аудит СМК потребителем;

· Затраты на аудит СМК третьей стороной (сертификация).

Программа улучшения качества

· Затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.

1.8 Обучение вопросам качества:

· Затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.

1.9 Затраты, не учтенные где-либо еще:

· Заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.

Предупредительные мероприятия могут осуществляться как собственными силами предприятия, так и с привлечением сторонних организаций.

2 Затраты на контроль– затраты на определение фактического уровня качества.

2.1 Проверки и испытания:

· Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций;

· Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается.

Проверки и испытания поставляемых материалов

· Оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалов, включая инспекторов и служащих различного уровня;

· Затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов;

· Затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.

Материалы для тестирования и проверок

· Стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях;

· Стоимость материалов, образцов и т. п., подвергнутых разрушающему контролю;

· Стоимость испытательного оборудования не включается.

Контроль процесса

· Оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.

Прием продукции заказчика

· Затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой;

· Затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.

Наши рекомендации