Отечественный опыт в применении систем менеджмента качеством
В развитых государствах, в том числе в России, накоплен достаточно большой опыт управления качеством. Отечественный опыт управления качеством на российских предприятиях в настоящее время свидетельствует о применении принципов всеобщего управления качеством и стандартов ИСО серии 9000 для повышения качества и конкурентоспособности продукции и в целом предприятий.
Началом системного подхода обеспечения качества в России считают разработку и внедрение в 1955 г. на предприятиях Саратовской области системы бездефектного изготовления продукции (БИП). В основу этой системы была положена количественная оценка качества труда непосредственных изготовителей продукции с помощью показателя — процент сдачи продукции с первого предъявления.
Таким образом, в саратовской системе управление качеством продукции осуществлялось посредством управления качеством труда. На основе саратовской системы на передовых предприятиях других регионов была разработана более универсальная система управления качеством труда — система бездефектного труда (СБТ). Она позволяла определять показатели качества труда не только непосредственных изготовителей продукции, но и инженерно-технических работников, служащих, обслуживающего персонала. За высшую оценку приняли коэффициент, равный единице. При наличии ошибок у работников оценку снижали на доли единицы. Суммарное снижение определяли по заранее составленной таблице, где указывались виды ошибок или недостатков в работе и величина снижения исходного коэффициента. По итоговому коэффициенту качества труда определяли меры морального и материального стимулирования. Систем СБТ получила применение не только на отечественных предприятиях, но нашла широкое распространение и в других странах. Использовавшиеся на большинстве предприятий руководящие документы — приказы, положения, инструкции, распоряжения были плохо увязаны между собой, разрабатывались различными инстанциями и в разное время.Системный подход развивался от простого к сложному, становился более комплексным: от объекта управления в виде качества труда индивидуального исполнителя — к качеству изделия и качеству труда коллектива; ограничиваясь вначале стадией использования, он затем охватил все стадии жизненного цикла продукции. Богатый опыт по созданию и внедрению Комплексной системы Управления качеством продукции (КС УКП), накопленный в промышленности Советского Союза к концу 70-х годов, начал использоваться и в сфере торговли. Первыми стандартами были стандарты предприятий на систему бездефектного труда. В 1976-1977 гг. создание систем управления было делом отдельных организаций и предприятий. Позднее в 1977-1978 гг., учитывая типичность функций и работ, характерных для торговых объектов одного уровня, а также необходимость сокращения затрат времени на разработку стандартов предприятий, вышестоящие организации торговли начали разрабатывать типовые проекты таких стандартов. На базе указанных проектов и с учетом специфических условий предприятий магазины и оптовые базы разрабатывали свой комплекс стандартов предприятий. КС УКП применялась на большей части предприятий страны в течение 80-х годов. Опыт передовых предприятий страны показал, что эта система является действенным рабочим инструментом не только улучшения качества продукции, но повышения качества деятельности предприятия в целом.
В настоящее время многие российские предприятия стали применять в своей деятельности принципы Всеобщего (всеобъемлющего) управления качеством, разрабатывают системы качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, принимают участие в конкурсе Правительства РФ в области качества. Однако таких предприятий пока в российской экономике немного. Так, количество предприятий, которые имеют сертифицированные системы качества всего лишь около 5500, а количество предприятий, которые принимают участие в ежегодных конкурсах в области качества, в среднем не превышает 100-150. Сдерживающим фактором более широкого распространения на российских предприятиях современных подходов и принципов всеобщего управления качеством является отсутствие системы стимулирования и поддержки со стороны государства таких предприятий, которые обеспечивают стабильное качество продукции и услуг.
Важную роль в продвижении идей качества и оказания методической помощи отечественным предприятиям в вопросах разботки и внедрения современных систем менеджмента качества выполняют Всероссийская организация качества (ВОК), Академия проблем качества, Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС). Всероссийская организация качества создана в 2002 г. с целью объединения усилий граждан и общественных объединений для содействия решению задач в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг, развитию и применению принципов и методов управления качеством. ВОК осуществляет подготовку менеджеров систем качества по программам, соответствующим требованиям Европейской организации качества, оказывает методическую помощь в разработке и внедрении систем качества на российских предприятиях, является организатором Всероссийского конкурса «100 лучших товаров». Общественная работа ВОК строится в тесном сотрудничестве с Европейской организацией качества и Европейским фондом управления качеством.