Зарубежный опыт в применении систем менеджмента качеством

Зарубежный опыт управления качеством может быть представлен опытом таких стран, как Япония, Соединенные Штаты Америки, Европейские государства, которые в последние годы стали уделять еще большее внимание вопросам управления качеством, так как конкуренция между развитыми странами по­стоянно усиливается.

Лидером в применении и развитии систем управления качест­вом была и остается Япония. Поиск путей повышения эффективно­сти производства и качества продукции после Второй мировой войны, изучение опыта по обеспечению качества по всему миру, когда все рациональное переносилось на национальную почву, позволили Японии не только достичь огромных успехов в своем развитии, но и существенно обогатить науку и практику управления качеством. Именно в Японии возникло новое понятие «культура качества».

В США и странах Западной Европы в конце 1950-х годов возникли различные формы самоконтроля качества со стороны исполнителей. Одна из форм самоконтроля получила название «нулевых дефектов», или «бездефектного труда»; введение оп­ределенных организационных мер, а также использование специальных мер материального и морального стимулирования спо­собствовали созданию условий для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу качественно, без дефектов и переделок. Контроль качества труда осуществлял сам исполнитель, возник­ли различные движения: «сдача продукции с первого предъявле­ния», «работа с личным клеймом».

Для США в 50-60-е годы серьезной проблемой в промыш­ленности являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества продукции, 20-25% всех текущих затрат на американ­ских предприятиях шли на обнаружение и устранение дефектов продукции. Иными словами четвертая часть всех работников предприятий ничего не производили, а лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Кроме того, если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектных из­делий, которые уже вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня каче­ства составляли 30% и более от издержек обращения.

Низкое качество продукции являлось причиной невысокой конкурентоспособности американской продукции. Решение про­блемы качества в США в те годы сводилось к принятию мер, на­правленных на защиту американской продукции от конкурентов (тарифы, квоты, пошлины). Даже ведущие американские компа­нии, в которых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей.

В Европейских странах особенно активно вопросам обеспе­чения качества стали уделять в 80-е годы. На основе стандартов ИСО серии 9000 разработаны и приняты европейские стандарты III серии 29000. Для ряда предприятий стандарты на системы ка­чества были обязательными, особенно это касалось обеспечения безопасности продукции. Качество для европейских предприятий мнилось главным фактором конкурентоспособности продукции предприятий. Для реализации такой стратегии в Европе для стран европейского Союза приняты единые законодательные требова­ния в виде директив, единые стандарты, единые процессы провер­ки соответствия предприятий и фирм требованиям рынка.

Отличительные особенности европейского подхода к реше­нию проблем качества - законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества; гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации; создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных центров, регистрации специалистов по качеству.

В Европе созданы наиболее известные организации по ка­честву - Европейская организация по качеству (ЕОК) и Евро­пейский Фонд управления качеством (ЕФУК), которые выпол­няют большую работу по распространению идей качества и организации конкурсов в области качества в европейских странах, включая методическую поддержку в разработке систем управле­ния качеством.

Европейская организация по качеству была создана в 1957 г., ее членами являются представители более 46 государств. В составе ЕОК находятся исполнительный комитет, организационно-консультативный орган, редакционный комитет, группа сотруд­ничества с ООН. Россия является членом ЕОК, принимает уча­стие в работе комитетов.

Наши рекомендации