Сущность инновационного менеджмента как процесса управления инновациями (новшествами, нововведениями) при их создании, освоении и распространении

До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако, по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - это межотраслевая экономическая дисциплина, изучающая процесс создания, освоения и распространения нововведений различной природы и сложности как части единого системного цикла: “научные исследования - техника и технология - производство - сбыт - обслуживание - инвестиции”.

Ее объектом является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность.

Стэндфордским научно-исследовательским институтом предложена следующая классификация отдельных стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств:

o фаза открытия – период, предшествующий изобретению; это стадия научных исследований;

o фаза творчества - период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;

o фаза воплощения – период между изобретением и началом разработок в широких масштабах;

o фаза разработки – время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно конструкторских работ;

o циклы технологических нововведений в конкретных областях;

o деловые циклы – циклы принятия нововведения потребителем.

Данная классификация совершенно отчетливо подтверждает, что новшество, внедренное в практику, преломленное через систему научных действий, приобретает статус инновации.

Функции менеджера в сфере инновационной деятельности

Инновационный менеджмент предполагает выполнение менеджером следующих функций:

1) прогнозирование возможных направлений внедрения инноваций в рамках предполагаемой стратегии развития производства. Оценка научно-практической значимости предлагаемых нововведений;

2) предварительная оценка выбора возможных вариантов инноваций на основе стоимостных оценок исходя из нормативных сроков их внедрения;

3) планирование внедрения системы инноваций для получения нового качественного состояния объекта, где они должны внедряться;

4) переквалификация, подбор и расстановка кадров для каждого нового ИП или его части;

5) организация внедрения системы ИП, определение порядка внедрения ИП;

6) учет состояния, порядка внедрения, механизма расходования финансовых средств и т.д. по каждому ИП;

7) контроль внедрения утвержденных ИП;

8) стимулирование активности участников внедрения ИП;

9) регулирование процесса нормативного внедрения инноваций для конкретного объекта;

10) координация процессов финансового обеспечения процедур внедрения ИП;

11) анализ организационного, программного, информационного, финансово – экономического состояния внедренных ИП с целью достижения выбранной стратегии развития объекта.

Главной задачей менеджера является разрешение противоречий между наукой и производством. Наука ориентирована на постоянное обновление знаний, а производство, сбыт - стремятся к стабильности и устойчивости.

Инновационный менеджмент относится к числу конкретно-экономических дисциплин. Его предметом хотя и не является какая-либо отрасль, но применительно к конкретной отрасли менеджер должен учитывать ее специфические особенности.

Литература

1. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.

4. Аньшин В.М. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. М.: ВНТИцентр, 2002.

5. Аньшин В.М. Инновационная стратегия фирмы. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005.

План практических занятий

1. Классификация групп инноваций, проявляющаяся в различных отраслях экономики.

2. Особенности организации менеджмента по внедрению ИП в различных отраслях экономики.

3. Ориентировочная очередность внедрения инноваций по глубине вносимых изменений в отраслях народного хозяйства

Литература:

1. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.

4. Аньшин В.М. Инновации и рынок: стратегия, управление, эффективность. М.: ВНТИцентр, 2002.

5. Аньшин В.М. Инновационная стратегия фирмы. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005.

6. Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика», 2013. - 175 с.

Наши рекомендации