Тема 5. Миссия и цели организации
План
1. Миссия организации
2. Цели организации
3. Установление целей
Миссия организации
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это означает, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Когда идет речь о целевом начале в поведении людей в организации и, соответственно, о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.
Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как философское понятие, определяющее смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.
Узкое понимание миссии – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация.
Обычно «миссия» в менеджменте как понятие используется в узком смысле.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей. Эти группы представлены:
· собственники организации;
· сотрудники организации;
· покупатели продукта организации;
· деловые партнеры организации;
· местное сообщество;
· общество в целом.
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
· целевые ориентиры;
· сфера деятельности;
· философия организации;
· возможности и способы осуществления деятельности.
Схематичная модель представления миссии организации, получившая название Эшриджской модели, рассматривает миссию организации по четырем параметрам: цели, стратегии, ценности и стандарты поведения (методы управления, обычаи).
Схема 10
Эшриджская модель представления миссии
ЦЕЛЬ Для чего существует организация | ||||||
СТРАТЕГИЯ Конкурентная позиция организации | ЦЕННОСТИ Что ценит организация | |||||
СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ Методы управления, обычаи | ||||||
Цели организации
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели являются исходной точкой планирования, они лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивации.
Существует два типа целей: долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные – достижение желаемого результата к концу производственного цикла. Отсюда следует, что в различных областях долгосрочные цели различны по временным промежуткам.
На практике считается, что краткосрочные цели – цели, которые могут быть достигнуты через год, а долгосрочные – через 2–3 года.
Краткосрочные цели – содержат больше конкретики, детализации в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять.
Если возникает необходимость между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливают промежуточные цели, которые называются среднесрочными.
Цели обычно устанавливаются в 4-х сферах интересов организации:
- доходы организации;
- работа с клиентами;
- потребности и благосостояние сотрудников;
- социальная ответственность.
Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
· прибыльность;
· положение на рынке;
· производительность;
· финансовые ресурсы;
· мощности организации;
· разработка, производство продукта и обновление технологий;
· изменение в организации и управлении;
· человеческие ресурсы
· работа с покупателями
· оказание помощи обществу.
В любой организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность всей организации в целом.
Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации,которые отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, тем роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение.
Соответственно темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.
Цель быстрого роста ставиться организацией, если у нее есть все необходимые предпосылки для этого.
Цель стабильного роста организация развивается примерно такими же темпами, как и отрасль в целом.
Цель сокращения обычно ставиться тогда, когда она вынуждена развиваться медленнее, чем отрасль. Это не всегда кризис, например, после стремительного роста, может возникнуть потребность в сокращении.
Методика SMART,предполагает поиск ответа на пять характеристик поставленной цели. Если все характеристики у поставленной цели есть, то можно сказать, что эта цель смартирована. Пять характеристик заложены в самой методике, которая получила название по первым буквам этих пяти слов:
Specific – конкретные;
Measurable – измеримые;
Agreed – согласованными;
Realistic – реалистичными (достижимыми);
Timed – определенными по времени.
Установление целей
Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. Может быть централизованным или напротив, полная децентрализация. Каждый из данных подходов имеет свои преимущества и свои недостатки.
При централизованном установлении цели:
+ Устанавливает цели высшее руководство, цели подчинены единой ориентации.
– на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.
При децентрализованном процессе установления целей:
+ участвуют все уровни организации.
– могут не совпадать с точкой зрения и стратегическим развитием организации.
Процесс выработки целей проходит 4 фазы:
· выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении;
· установление целей для организации в целом;
· построение иерархии целей;
· установление индивидуальных целей.