Тема 5. Миссия и цели организации

План

1. Миссия организации

2. Цели организации

3. Установление целей

Миссия организации

Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это означает, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Когда идет речь о целевом начале в поведении людей в организации и, соответственно, о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях.

Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как философское понятие, определяющее смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

Узкое понимание миссии – это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация.

Обычно «миссия» в менеджменте как понятие используется в узком смысле.

Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей. Эти группы представлены:

· собственники организации;

· сотрудники организации;

· покупатели продукта организации;

· деловые партнеры организации;

· местное сообщество;

· общество в целом.

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

· целевые ориентиры;

· сфера деятельности;

· философия организации;

· возможности и способы осуществления деятельности.

Схематичная модель представления миссии организации, получившая название Эшриджской модели, рассматривает миссию организации по четырем параметрам: цели, стратегии, ценности и стандарты поведения (методы управления, обычаи).

Схема 10

Эшриджская модель представления миссии

  ЦЕЛЬ Для чего существует организация    
СТРАТЕГИЯ Конкурентная Тема 5. Миссия и цели организации - student2.ru позиция организации Тема 5. Миссия и цели организации - student2.ru ЦЕННОСТИ Что ценит организация
    СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ Методы управления, обычаи  
             

Цели организации

Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Цели являются исходной точкой планирования, они лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивации.

Существует два типа целей: долгосрочные и краткосрочные.

Долгосрочные – достижение желаемого результата к концу производственного цикла. Отсюда следует, что в различных областях долгосрочные цели различны по временным промежуткам.

На практике считается, что краткосрочные цели – цели, которые могут быть достигнуты через год, а долгосрочные – через 2–3 года.

Краткосрочные цели – содержат больше конкретики, детализации в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять.

Если возникает необходимость между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливают промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

Цели обычно устанавливаются в 4-х сферах интересов организации:

  • доходы организации;
  • работа с клиентами;
  • потребности и благосостояние сотрудников;
  • социальная ответственность.

Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:

· прибыльность;

· положение на рынке;

· производительность;

· финансовые ресурсы;

· мощности организации;

· разработка, производство продукта и обновление технологий;

· изменение в организации и управлении;

· человеческие ресурсы

· работа с покупателями

· оказание помощи обществу.

В любой организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность всей организации в целом.

Одними из самых важных целей для стратегического управления являются цели роста организации,которые отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, тем роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение.

Соответственно темпам роста могут устанавливаться цель быстрого роста, цель стабильного роста и цель сокращения.

Цель быстрого роста ставиться организацией, если у нее есть все необходимые предпосылки для этого.

Цель стабильного роста организация развивается примерно такими же темпами, как и отрасль в целом.

Цель сокращения обычно ставиться тогда, когда она вынуждена развиваться медленнее, чем отрасль. Это не всегда кризис, например, после стремительного роста, может возникнуть потребность в сокращении.

Методика SMART,предполагает поиск ответа на пять характеристик поставленной цели. Если все характеристики у поставленной цели есть, то можно сказать, что эта цель смартирована. Пять характеристик заложены в самой методике, которая получила название по первым буквам этих пяти слов:

Specific – конкретные;

Measurable – измеримые;

Agreed – согласованными;

Realistic – реалистичными (достижимыми);

Timed – определенными по времени.

Установление целей

Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. Может быть централизованным или напротив, полная децентрализация. Каждый из данных подходов имеет свои преимущества и свои недостатки.

При централизованном установлении цели:

+ Устанавливает цели высшее руководство, цели подчинены единой ориентации.

– на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.

При децентрализованном процессе установления целей:

+ участвуют все уровни организации.

– могут не совпадать с точкой зрения и стратегическим развитием организации.

Процесс выработки целей проходит 4 фазы:

· выявление и анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении;

· установление целей для организации в целом;

· построение иерархии целей;

· установление индивидуальных целей.

Наши рекомендации