Индивидуальные особенности личности

Под индивидуальностью понимают свойства личности, обуслов­ливающие особенности ее поведения и соответствие конкретным видам деятельности и т.д. Процесс развития личности всегда индивидуален, неповторим. Известный психолог А.Ф. Лаз у реки й в книге «Класси-

фикация личностей*- писал: «Индивидуальность человека определя­ется не только своеобразием его внутренних психических функций ироде особенностей его памяти, воображения и т.п., но в не меньшей мере и его отношением к окружающим его явлениям — тем, как каж­дый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и нена­видит, чем интересуется и к чему равнодушен».

Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуальных особенностей в две группы, образующие дне основные стороны личности:

1) индивидуально-психологические особенности личности;

2) обществен но-психологи чес кие особенности личности.
Индшшдуально-психологические особенности личности.

Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятель­ности, называют темпераментом. По мнению И.П. Павлова, темпера­мент я в л я ется «основной чертой» индивидуальных особенностей пове­дения человека. Соетаиляющими темперамента являются активность и эмоциональность. Принято различать сангвинический, флегматич­ный, холерический и меланхолический типы темперамента. Знание типов темпераментов помогает правильно соотнести возможности кон­кретного работника с теми требованиями, которые предъявляет та или иная профессия, избрать приемлемые формы и методы общения, :к|)фектнвнее организовать коллектив,

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваи­вается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Речь его громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными м и м и ко й и ж е с та м и. П а до к н а к о м i l j 1 и м ен т ы и о нов оду с вое й у м с г вен­ной незаурядности.

Фяе/лштик ровен в поведении, ему чужды невзвешенные и ско­ропалительные решения, он медленно переключается с одного и ид а деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, мало­активен. Для побуждения его к действиям необходим мощный толчок извне. Ему присущи такие качества, как терпение и самообладание. Речь его спокойна, без резко выраженных эмоций.

Холерик отличается большой работоспособностью, активно­стью, бьющей через край энергией. Может работать «заноем», с боль­шим подъемом преодолевая затруднения. Нередко вслед за подъемом активности наступает период депрессии, упадка сил, особенно когда его усилия не подкрепляются успехом. Настроение холерика неустой -

чиво. Даже мелочи могут повлиять на него. Холерик вспыльчив, само­любии, прямолинеен. Речь его быстрая, с колеблющимися интона­циями.

Меланхолик повышенно впечатлителен, отзывчив и легкора­ним. Медленно осваивается и привыкает к переменам жизни. В экстре­мальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типа­ми темпераментов, возникают паническое состояние, уныние, тоска. Весьма болезненно переносит неудачи. У него сильно развит рефлекс <<природной осторожности», а поэтому он стеснителен, боязлив, нере­шителен. Как и ранило, подозрительно относится к шуткам или иро­ническим высказываниям.

Умственная деятельность. Жизнь людей невозможна без понимания ее смысла, постановки целей и задач, поиска результатив­ных способов их решения. Все это возможно благодаря наличию вос­приятия. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире, а затем благодаря мышлению, памяти и воображению определяется наше сознание и самосознание.

Особый интерес представляют такие умственные способности и их направленное развитие, как:

■ внимательность, собранность, готовность к напряженной
работе;

■ склонность к постоянному труду, боязнь скуки (по Г. Селье);

■ быстрота мыслительных процессов, систематичность ума,
повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктив­
ность умственной деятельности.

Ярким проявлением мыслительной деятельности является воображение. В своем докладе о Ф.М. Достоевском в 1913 г. В.М. Бех­терев сказал, что Достоевский сбоим гениальным чутьем и проникно­венной художественной интуицией ясно и метко определил важнейшие черты болезненных явлений душевной жизни, а потому клиническая правда в большинстве случаев совпадает с данными его художествен­ного творчества.

Если принять во внимание, что важнейшим предназначением мыслительной деятельности является уменьшение неопределенности, то, как справедливо утверждал американский иерсонолог Д. Келли, люди главным образом ориентированы на будущее и в попытке пред­видеть и проконтролировать будущие события они постоянно прове­ряют свое отношение к действительности. Вот одно из его положений: «Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стре­мится 1С будущему через окно настоящего».

Воля. Под волей понимают сложный психический процесс, кото­рый выбывает актииность человека и побуждает его действовать направ­ленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Она проявляется в таких чертах харак­тера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как добро­порядочных, так и антигуманных целей. Для этого важно выявить мотив поведения человека. Храбрый поступок, мотив которого состоит в пора­бощении человека, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают совершенно различными психологическими качествами. По волевой активности характеры под­разделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализу­ют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.

Эмоции и чувства. Эмоции - это психический способ отно­шения человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. Человеку свойственно стремление к достижению значимых для него целей. 3. Фрейд обращал внимание, что каждая программа действий челове­ка ориентирована на получение удовольствия. Его наличие или отсут­ствие фиксируется в людях прежде всего эмоционально.

Многообразие жизненных ситуаций сопряжено с разнообрази­ем проявления человеческих эмоций: положительных и отрицатель­ных, глубоких и поверхностных и т.д. Устойчиво мотивационные эмо­ции, отражающие отношение человека к каким-то предметам или явлениям, следует понимать как чувство.

В психологии выделяют группу высших человеческих чувств: моральных, интеллекту ал ьных, эстетических.

Моральные чуаства образуются посредством нравственного переживания человека по поводу своих поступков и поступков других людей. Такие моральные чувства, как общественный долг, честь, гор­дость, любовь, стыд, обостряют самосознание человека, регулируют его поведение, способствуют проявлению уважительного отношения к людям.

Весьма интересно следующее высказывание академика П.К. Ано­хина: «Эмоциональная основа для любых действий человека, и в осо­бенности для реализации цели и намерений, является самым сущест­венным „топливом", без которого все начинания человека разбииаются о первые же препятствия».

Интеллектуальные чувсгтш связаны с удовлетворением твор-ческо-познавательных потребностей и интересов личности. Радость

новатора, нашедшего техническое решение, или разочарование учено­го в итогах эксперимента — все ото проявление интеллектуальных чувств в конкретных ситуациях. Благодаря им аккумулируется умст­венная энергия, активнее проявляются умственные способности людей.

Эстетические чувства выражают переживание человеком пре­красного в действительности и в искусстве. Они тесно связаны с мораль­ными, интеллектуальными чувствами и все они являются мощным субъективным фактором «подстраховки» личности от возможной стан­дартизации ее психики, от одномерного восприятия ею действительности.

Способности - - это развитое состояние природных задатков, благоприятный объективный фактор успешной самореализации лич­ности. Умелое использование всех способностей позволяет решать многие проблемы вовлечения людей в активную трудовую деятель­ность. Способности развиваются в процессе обучения и воспитания человека, в его активной общественной деятельности.

Различают общие и специальные способности. К первым отно­сятся такие психические свойства человека, как внимание, наблюда­тельность, запоминание, творческое воображение, рассудительность. Ко вторым — свойства, которые имеют значение для определенных видов деятельности, например, изобразительные способности (чувство линии, пропорции и др.)> математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу и синтезу), организаторские способ­ности. Общие и специальные способности взаимосвязаны, они явля­ются элементами одной системы — психики личности. Специальныеспособности легче и быстрее формируются при развитости общих спо­собностей.

Характер (от греч. charakter— черта, особенность) -- это сово­купность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в прису­щих ей способах поведения в подобных условиях. Человек не рожда­ется со сложившимся характером. Характер формируется в процессе его активной разносторонней жизнедеятельности.

Общие черты характера проявляются в отношениях личности к граж да и с к и м обяза н н о с т я м т д о j 11 у, j i ю дя м, с еб е.

Интересна классификация Д. Перси, в которой выделяет следу­ющие тины характеров:

■ Прометей, или интуитивно-рациональный, с девизом «Быть
безупречными во всех начинаниях»;

■ Аполлон, или интуитивно-эмоциональный, с девизом: «Да бу­
дешь ты правдив перед самим собой*-;

■ Дионис, или чувственный сенсорик, с девизом: «Есть, пить
и женщин любить»;

■ Эпиметей, или чувственный оцениватель, с девизом: «Рань­
ше в кропать, раньше вставать».

Отношение к людям. Человеку свойственны общительность, вежливость, доброжелательность и другие черты характера. Антипо­дами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелатель­ность. Как утверждал В. Гюго, у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он себе приписывает; тот, который есть в действительности.

Отношение к самому к себе - оценка своих действий, одно из условий совершенствования личности, помогающее вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодис­циплина.

Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий эти­ми чертами, обычно неуживчив и коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации.

Обществе ни о-психологические особенности личности.Инди­видуально-психологические особенности — составная часть психоло­гической структуры личности. Они образуют ее «биологический кар­кас». Данные особенности генетически передаются от поколения к поколению с различной стартовой возможностью их прижизненно­го развития. Общественно-психологические особенности являются социально приобретенными, механизмом их образования является жизненный уклад общества, людское окружение человека, его работа над самим собой.

Среди обстоятельств, активно социализирующе и воспитыва-юще воздействующих на становление и определение этих качеств, осо­бенно велико значение состояния социально-экономических отноше­ний, в которые «встроена^ личность, ее умение формировать себя, не подавляя своего личного достоинства и пренебрегая приоритетны­ми духовными ценностями цивилизации. Рассмотрим структуру этих особенностей личности.

Социальные чувства возникают как результат удовлетворе­ния (неудовлетворения) материальных и духовных потребностей людей, их потребностей в социальном общении, принадлежности к определенному кругу людей. Социальные чувства проявляются как устойчивые мотивированные переживания, например, национальные или родственные чувства. Огромное значение имеет такое социальное

чувство, как патриотизм. Интенсивно сегодня возрождаются религи­озные чувства.

Чем больше жизненных впечатлений приобретает человек, тем значительнее объем его социальных переживаний. Социальные чув­ства оказывают огромное воздействие на морально-психологическое состояние людей: объединяют (противопоставляют) их, предраспо­лагают к совместным (индивидуальным) действиям, могут вызвать консолидацию или непримиримую конфронтацию.

Ценностные ориентации играют важную роль в психологичес­ком механизме, регулирующем поведение личности. Это относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение лич­ности к материальным и духовнымблагам, которые выступают для нее в качестве цели или средства удовлетворения своих потребностей. Оли отражают психологическую настроенность личности, которая не толь­ко зависит от обострения у нее потребности в чем-тот но и от обществен­ного мнения.

Следует подчеркнуть, что в формировании ценностных ориента­ции мнение первичной группы, социального окружения, демографиче­ского слоя нередко играет решающую роль. В определенном возрасте, например, подростковом и юношеском, когда еще не сложились мировоз­зренческие позиции, ценностные ориентации активно воздействуют на мотивацию поведения, определение вкуса, характер проявления склонностей. Велика их роль и в жизни взрослых людей, что нередко про­является в характере их склонностей и увлечений, в их мироощущении.

Социальная установка выражает состояние психики, которое характеризуется предрасположенностью человека воспринимать объект или субъект на импульсивном уровне исходя из своего жиз­ненного опыта и проявлять к ним свое вербальное и невербальное отно­шение. Д.Н. Узнадзе, подчеркивая, что социальная установка всегда протекает импульсивно, тем самым выделял ее эмоциональность и непосредственность проявления в поведении людей.

Социальная установка выступает как фактор, во многом опре­деляющий характер восприятия информацииличностью, отношение к ней. Если представить нашу психическую деятельность схематично в виде таких ее составляющих, как подсознание и сознание, то соци­альная установка, проявляясь как на уровне индивида, так и группо­вом (массовом) уровне, станет психологическим мостиком от подсо­знательного к сознательному, несущим в себе определенное бытийное (общественно опосредованное) содержание.

Притязания-ожидания. Притязания-ожидания могут выра­жать какие-либо индивидуальные для личности интересы, например,

ПО

получить специальное образование,решить свои житейские пробле­мы. Притязания -ожидания могут быть сугубо интимного характера: не влиять на социальное и профессиональное положение человека, но иметь для него актуальное личное значение, например, получение знаков внимания (в виде комплимента или благодарности) со сторо­ны руководителя, проявление им интереса к профессиональному рос­ту работника.

В целом же знание притязаний-ожиданий имеет огромное зна­чение в индивидуальной работе с персоналом, в выстраивании соци­альной политики в конкретном деловом социуме.

«Духовный фонд* личности. «Развитие личности как харак­тера,— писал Г.В. Плеханов,— прямо пропорционально развитию в ней самостоятельности, т.е. способности твердо стоять на своих собствен­ных ногах**Подобную твердость личность может проявлять при нали­чии научного мировоззрения, базирующегося на фундаментальных нравственных ценностях.

Мировоззрение является «духовным ядром» сознания лично­сти, от него в той или иной мере зависит эффект самовыражения всех элементов психологической структуры личности. Психологическая ценность мировоззрения определяется зрелостью и устойчивостью личных убеждений. Оттого, насколько они органично вплетены в ткань сознания личности, зависит формирование ее мотивов поведения, содержание ее гражданских позиций. Верные убеждения - - надежный компас для ориентирования в огромном житейском море, лучший регу­лятор социального поведения людей.

Воздействующий эффект убеждений становится более значи­тельным, когда они ориентированына какие-то идеалы. Как писал М.Е. Салтыков-Щедрин, идеалы — светящиеся точки, которые мерца­ют в перспективах будущего, они представляют собой не отрицание прошлого и настоящего, а результат всего лучшего и человечного, заве­щанного первым и вырабатывающегося в последнем. Идеалы призва­ны подвигать человека на достижение личного и общественного бла­га, В этом их огромное мобилизующее предназначение для каждой личности.

Одной из важных задач, которую постоянно приходится решать руководителю,является выявление профессионального соответствия работника. В этих целях, используя выше представленный набор личностных качеств, можно воспользоваться следующими методами их изучения:

■ рекомендательный отбор (рекомендации, аттестации и т.д.);

■ личный отбор (личное знание, наблюдение и т.д.);

■ тестовый отбор (компьютерно-ручное тестирование);

■ ситуативный отбор (проверка различными ситуациями).

СПОСОБНОСТИ И РОЛИ ЛИЧНОСТИ

Ценность личности определяется не только тем, что она пред­ставляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможно­стями дальнейшего развития и совершенствования. Всякая деятель­ность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими опреде­ленный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти инди­видуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуаль­но варьируют.

О способностях высказано очень много противоречивых сужде­ний, мы же по] фобуем рассмотреть их место в структуре личности, а так­же поговорим о бытующих на сегодняшний день мифах о них. О спо­собностях ходит, пожалуй, больше противоречащих друг другу мифов, чем о любых других характеристикахличности. Вот основные из них:

1) способности заложены в человеке от рождения;

2) любые способности можно сформировать;

3) люди изначально равны по своим способностям.
Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью,

следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятель­ности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освое­ние деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности (в навыках, умени­ях и знаниях), способ нос in и деятельность не тождественны друг дру­гу. Так, человек может быть хорошотехнически подготовлен и образо­ван, по мало способен к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при :>том весьма сред­ними математическими способностями.

Способности — лишь возможность определенного освоения зна­ний, умений и навыков, дальнейшее зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работа­ющие педагоги, влияние семьи и т.д.) способности могут не развиться.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отно­шению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обна-

руживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способно­сти продолжают развиваться, формируя в деятельности свою структу­ру и своеобразие.

Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навы­ках, а в динамике их приобретения, а томг насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зави­сят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень дости­жений, а также тот как эта деятельность выполняется.

Развитие способностей определяется не столько продуктами человеческой культуры, сколько деятельностью человека по их при­своению. Способности человека развиваются в деятельности.

Классифицируя человеческие способности, можно выделить следующие из них:

природные (естественные) — биологически обусловленные в своей основе (восприятие, память, мышление и т,д.);

общие (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.);

специальные (музыкальные, математические, лингвистиче­ские, технические, спортивные и др.);

теоретические и практические;

учебные и творческие;

способности к общению, взаимодействию с людьми, предмет­но- деятельностные, предметно-познавательные (иначе их называют социально обусловленные способности);

способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать вл ияние на других, добиваться взаимопонимания и т.д.).

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, важ­но отметить следующее: если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, это не означает полного отсут­ствия у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Кроме того, способности человека могут развиться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.

Не всякая деятельность развивает способности личности. Рас­сматривая общую структуру жизнедеятельности человека, нетрудно заметить существование видов деятельности, не развивающих, а наобо­рот, тормозящих развитие его основных способностей. Например, если человек, имеющий музыкальные способности, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, вряд ли эта деятельность будет способ­ствовать их развитию.

ИЗ

Производственные задания или служебные обязанности дале­ко не исчерпывают творческие возможности и богатство жизненных устремлений человека.

Природа человеческих способностей до сих нор вызывает доста­точно бурные споры среди ученых. Согласно одной из господствую­щих точек зрения, ведущей свою историю еще от Платона, способно­сти биологически обусловлены, и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изме­нять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обыч­но указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, каза­лось бы, еще не могло быть определяющим.

В пользу наследствен иости способностей свидетельствуют существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей и т.д. Однако, скорее всего, и большинстве случаев следует говорить не о биологической, а о социальной наследственно­сти. Ребенок идет по стопам родителей не только в силу наследствен­ной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию.

Представители другой крайней точки зрения считают, что осо­бенности психики целиком определяются качеством воспитания и обу­чения. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответству­ющее образование, ничем не отличались от европейцев. Доказатель­ства представляют также факты массового развития некоторых спе­циальных способностей в условиях определенных культур. Конечным выв од ом ато й к о н ц е 11 ц и и я в и л о с ы i о л о ж е н и е о то м, ч т о у к аж д о го чело -века можно сформировать любые способности.

Жизненные наблюдения и специальные исследования свиде­тельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способно­стей. Не признавая врожденности способностей, психология не отри­цает врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выиолпения определенной деятель­ности. Эти врожденные анатом о-фи;шол о ш чес кие особенности стро­ения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками.

Задатки — биологическая основа способностей. Выделяют два вида задатков: врожденные (или природные) и приобретенные (или социальные). Каждый человек от рождения наделен определенными задатками. Но задатки неспецифичны по отношению к способностям,

т.е. на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разовьются и сформируются на их основе. Задатки носят гораздо более общий характер. На основе одних и тех же задатков могут сформиро­ваться совершенно разные способности или одновременно несколькоспособностей.

Ключевым моментом здесь является практика обучения, реаль­ное вхождение в соответствующую деятельность, в которой и разви­ваются соответствующие способности. Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задаткн и способности и при­вести к успеху за счет формирования индивидуального стиля, т.е. такой индивидуальной организации деятельности, при которой бы исполь­зовались в максимальной степени сильные стороны человека и ком­пенсировались его слабые стороны.

По сути, природные различия между людьми являются разли­чиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Поскольку задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, между ними лежит весь путь становления личности.

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность и овладении знаниями в различных видах деятель­ности, нередко называют одаренностью. Одаренность может прояв­ляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одаренных людей отли­чает прежде всего внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственны настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосоз­нанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществ­ляться через приобретаемые знания или умения либо через формиро­вание типического стиля деятельности, либо через другую более раз­витую способность. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительнаяслабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного осущест­вления деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах ком­пенсирована другими, высокоразвитыми у этого человека способностями.

Способности не существуют независимо друг от друга. Каж­дая способность изменяется, приобретает качественно иной характер

в зависимости от степени развития других способностей. Качествен­ная характеристика способностей предполагает выявление отличий между людьми в различных областях деятельности. Кроме того, каж­дая способность имеет количественную характеристику, показыва­ющую, в какой мере развита она у данного человека по сравнению с дру­гими людьми.

Количественная характеристика способностей — необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школь­ной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения (выявление задержки умственного развития, с одной сторо­ны , и одаренности — с другой; учебные и профессиональные консульта­ции, отбор в специализированные и профессиональные школы и др.). Все это требует определения количественных показателей выражен­ности том или иной способности и сравнения их между собой.

В качестве измерения способностей используются различные тесты. Основной недостаток любого теста, и том числе и на определе­ние уровня способностей, заключается в том, что получаемая инфор­мация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о развитии про­фессионально важных качеств. Хотя эти показатели с определенной степенью вероятности могут служить основанием для прогнозирова­ния успеха в деятельности, сущность способности при этом остается невыясненной.

Способности могут различаться не только по своей направлен­ности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню и масштабу.

Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельно­сти, требует большого и напряженного труда. Оно в большой степени связано с производительной деятельностью. Мастерство в любой про­фессии предполагает психологическую готовность к творческим реше­ниям возникающих проблем. Уровень мастерства в процессе деятель­ности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность.

Под талантливостью понимают высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант прояв­ляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого чело­века отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарова­ния получат наиболее благоприятные условия для полноценного раз­вития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом.

Высший уровень развития способностей называют гениально' стью. О гениальности говорят, когда творческие достижения челове­ка составляют эпоху и жизни общества, в развитии культуры. Высо­кий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

Формирование и развитие способностей человека невозмож­но без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвое­ния способностей многих поколений. Овладение достижениями обще­ствен лого развития совершается через других людей.

Особо остро проблема определения способностей встает при выборе профессии. Исторически сложились две концепции профори­ентации:

1) диагностическая. Сводит выбор индивидом профессии
к определению его профессиональной пригодности. Консультант при
помощи тестов определяет способности челоиека и путем сопоставле­
ния их с требованиями делает заключение о его пригодности или непри­
годности к данной профессии;

2) воспитательная. Концепция направлена на подготовку
индивида к профессиональной жизни. Основное значение в ней при­
дается изучению развития личности в процессе овладения разными
видами деятельности.

Основным условием успешного развития способностей в дея­тельности является раннее начало. Первые толчки к развитию способ­ностей начинаются с очень раннего физического развития.

Важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умения максимально напрячься для достижения цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек доходит до предела своих возможностей и постепенно поднимает :>ту планку все выше и выше.

Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различной природы. При высокой спонтанной активности ребен­ка это можег быть нехватка соответствующих впечатлений. При небла­гоприятных общих условиях воспитания, например при частых психи­ческих травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания. Излишнее принуждение может погасить спонтанную активность ребенка и «засушить» способность.

Еще одной важной составляющей «внешнейоболочки» лич­ности является роль. Рассмотрим понятие и значение роли в психоло­гической структуре человека.

Роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе.

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит. Порой эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожи­дания, что порождает так называемый ролевой конфликт. За приме­ром далеко ходить не надо. В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ролевой конфликт работающей жен­щины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полнонравному члену трудового коллектива.

Необходимо различать два класса ролей:

1) конвенциональные роли -- шаблоны,которым должен следо­
вать любойчеловек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональ­
ные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пассажира, покупа­
теля, избирателя, роли семейные (отца, матери, старшего брата и др.);

2) неформальные роли - некоторые устойчивые шаблоны, свя­
занные с ожиданием от человека определенного поведения. Оли
не являются общими для всех требованиями, более вариативны и зави­
сят от того, что за человек выполняет эту роль. Например, конвенцио­
нальную роль матери могут дополнять неформальные роли заботли­
вой матери, работающей матери, конвенциональную роль члена
трудового коллектива — неформальные роли лидера, знатока, марио­
нетки, критика.

По сути, неформальная (персональная) роль - это роль само­го себя. От человека ожидают, что он будет вести себя так же, как вел раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе, пусть так, как полагается и как ведут себя другие, но не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликт. В определенном смысле человек стано­вится рабомс о бет вен наго образа.

Очень часто в социальных группах достаточно четко опреде­лена структура (иерархия) таких неформальных ролей. Особенно жест­кой она является в преступных сообществах. Впитывая, осваивая, усва­ивая, приобретая в общении с другими представления о нормах, существующих в обществе, человек тем самым формирует в себе опре­деленную систему ролей. Эти роли осваиваются, отрабатываются иоттачиваются в детских и взрослых играх.

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей: сначала он выполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль молодого неженатого человека или девушки, потом роль мужа или жены и т.д. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить тех­нически, т.е. воспринять для себя и овладеть ее содержанием — тем,

что он должен делать в атом качестве, как себя вести, а во-вторых, при­нять ее для себя. Таким образом,существуют сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том и в дру­гом случае могут возникать сложности и внутренние коллизии. Пер­вой типичной проблемой является неосвоение ролей, неосвоение опре­деленной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.

В старых, романах часто обыгры вались ситуации, когда про­винциал или человек из низшего сословия не знает, как себя вести в так называемом приличном обществе. Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль, как это было в популярном

Наши рекомендации