Индивидуальные особенности личности
Под индивидуальностью понимают свойства личности, обусловливающие особенности ее поведения и соответствие конкретным видам деятельности и т.д. Процесс развития личности всегда индивидуален, неповторим. Известный психолог А.Ф. Лаз у реки й в книге «Класси-
фикация личностей*- писал: «Индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций ироде особенностей его памяти, воображения и т.п., но в не меньшей мере и его отношением к окружающим его явлениям — тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен».
Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуальных особенностей в две группы, образующие дне основные стороны личности:
1) индивидуально-психологические особенности личности;
2) обществен но-психологи чес кие особенности личности.
Индшшдуально-психологические особенности личности.
Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности, называют темпераментом. По мнению И.П. Павлова, темперамент я в л я ется «основной чертой» индивидуальных особенностей поведения человека. Соетаиляющими темперамента являются активность и эмоциональность. Принято различать сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический типы темперамента. Знание типов темпераментов помогает правильно соотнести возможности конкретного работника с теми требованиями, которые предъявляет та или иная профессия, избрать приемлемые формы и методы общения, :к|)фектнвнее организовать коллектив,
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Речь его громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными м и м и ко й и ж е с та м и. П а до к н а к о м i l j 1 и м ен т ы и о нов оду с вое й у м с г венной незаурядности.
Фяе/лштик ровен в поведении, ему чужды невзвешенные и скоропалительные решения, он медленно переключается с одного и ид а деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен. Для побуждения его к действиям необходим мощный толчок извне. Ему присущи такие качества, как терпение и самообладание. Речь его спокойна, без резко выраженных эмоций.
Холерик отличается большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Может работать «заноем», с большим подъемом преодолевая затруднения. Нередко вслед за подъемом активности наступает период депрессии, упадка сил, особенно когда его усилия не подкрепляются успехом. Настроение холерика неустой -
чиво. Даже мелочи могут повлиять на него. Холерик вспыльчив, самолюбии, прямолинеен. Речь его быстрая, с колеблющимися интонациями.
Меланхолик повышенно впечатлителен, отзывчив и легкораним. Медленно осваивается и привыкает к переменам жизни. В экстремальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типами темпераментов, возникают паническое состояние, уныние, тоска. Весьма болезненно переносит неудачи. У него сильно развит рефлекс <<природной осторожности», а поэтому он стеснителен, боязлив, нерешителен. Как и ранило, подозрительно относится к шуткам или ироническим высказываниям.
Умственная деятельность. Жизнь людей невозможна без понимания ее смысла, постановки целей и задач, поиска результативных способов их решения. Все это возможно благодаря наличию восприятия. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире, а затем благодаря мышлению, памяти и воображению определяется наше сознание и самосознание.
Особый интерес представляют такие умственные способности и их направленное развитие, как:
■ внимательность, собранность, готовность к напряженной
работе;
■ склонность к постоянному труду, боязнь скуки (по Г. Селье);
■ быстрота мыслительных процессов, систематичность ума,
повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктив
ность умственной деятельности.
Ярким проявлением мыслительной деятельности является воображение. В своем докладе о Ф.М. Достоевском в 1913 г. В.М. Бехтерев сказал, что Достоевский сбоим гениальным чутьем и проникновенной художественной интуицией ясно и метко определил важнейшие черты болезненных явлений душевной жизни, а потому клиническая правда в большинстве случаев совпадает с данными его художественного творчества.
Если принять во внимание, что важнейшим предназначением мыслительной деятельности является уменьшение неопределенности, то, как справедливо утверждал американский иерсонолог Д. Келли, люди главным образом ориентированы на будущее и в попытке предвидеть и проконтролировать будущие события они постоянно проверяют свое отношение к действительности. Вот одно из его положений: «Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится 1С будущему через окно настоящего».
Воля. Под волей понимают сложный психический процесс, который выбывает актииность человека и побуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Она проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как добропорядочных, так и антигуманных целей. Для этого важно выявить мотив поведения человека. Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении человека, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают совершенно различными психологическими качествами. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
Эмоции и чувства. Эмоции - это психический способ отношения человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. Человеку свойственно стремление к достижению значимых для него целей. 3. Фрейд обращал внимание, что каждая программа действий человека ориентирована на получение удовольствия. Его наличие или отсутствие фиксируется в людях прежде всего эмоционально.
Многообразие жизненных ситуаций сопряжено с разнообразием проявления человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных и т.д. Устойчиво мотивационные эмоции, отражающие отношение человека к каким-то предметам или явлениям, следует понимать как чувство.
В психологии выделяют группу высших человеческих чувств: моральных, интеллекту ал ьных, эстетических.
Моральные чуаства образуются посредством нравственного переживания человека по поводу своих поступков и поступков других людей. Такие моральные чувства, как общественный долг, честь, гордость, любовь, стыд, обостряют самосознание человека, регулируют его поведение, способствуют проявлению уважительного отношения к людям.
Весьма интересно следующее высказывание академика П.К. Анохина: «Эмоциональная основа для любых действий человека, и в особенности для реализации цели и намерений, является самым существенным „топливом", без которого все начинания человека разбииаются о первые же препятствия».
Интеллектуальные чувсгтш связаны с удовлетворением твор-ческо-познавательных потребностей и интересов личности. Радость
новатора, нашедшего техническое решение, или разочарование ученого в итогах эксперимента — все ото проявление интеллектуальных чувств в конкретных ситуациях. Благодаря им аккумулируется умственная энергия, активнее проявляются умственные способности людей.
Эстетические чувства выражают переживание человеком прекрасного в действительности и в искусстве. Они тесно связаны с моральными, интеллектуальными чувствами и все они являются мощным субъективным фактором «подстраховки» личности от возможной стандартизации ее психики, от одномерного восприятия ею действительности.
Способности - - это развитое состояние природных задатков, благоприятный объективный фактор успешной самореализации личности. Умелое использование всех способностей позволяет решать многие проблемы вовлечения людей в активную трудовую деятельность. Способности развиваются в процессе обучения и воспитания человека, в его активной общественной деятельности.
Различают общие и специальные способности. К первым относятся такие психические свойства человека, как внимание, наблюдательность, запоминание, творческое воображение, рассудительность. Ко вторым — свойства, которые имеют значение для определенных видов деятельности, например, изобразительные способности (чувство линии, пропорции и др.)> математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу и синтезу), организаторские способности. Общие и специальные способности взаимосвязаны, они являются элементами одной системы — психики личности. Специальныеспособности легче и быстрее формируются при развитости общих способностей.
Характер (от греч. charakter— черта, особенность) -- это совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах поведения в подобных условиях. Человек не рождается со сложившимся характером. Характер формируется в процессе его активной разносторонней жизнедеятельности.
Общие черты характера проявляются в отношениях личности к граж да и с к и м обяза н н о с т я м т д о j 11 у, j i ю дя м, с еб е.
Интересна классификация Д. Перси, в которой выделяет следующие тины характеров:
■ Прометей, или интуитивно-рациональный, с девизом «Быть
безупречными во всех начинаниях»;
■ Аполлон, или интуитивно-эмоциональный, с девизом: «Да бу
дешь ты правдив перед самим собой*-;
■ Дионис, или чувственный сенсорик, с девизом: «Есть, пить
и женщин любить»;
■ Эпиметей, или чувственный оцениватель, с девизом: «Рань
ше в кропать, раньше вставать».
Отношение к людям. Человеку свойственны общительность, вежливость, доброжелательность и другие черты характера. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он себе приписывает; тот, который есть в действительности.
Отношение к самому к себе - оценка своих действий, одно из условий совершенствования личности, помогающее вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.
Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив и коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации.
Обществе ни о-психологические особенности личности.Индивидуально-психологические особенности — составная часть психологической структуры личности. Они образуют ее «биологический каркас». Данные особенности генетически передаются от поколения к поколению с различной стартовой возможностью их прижизненного развития. Общественно-психологические особенности являются социально приобретенными, механизмом их образования является жизненный уклад общества, людское окружение человека, его работа над самим собой.
Среди обстоятельств, активно социализирующе и воспитыва-юще воздействующих на становление и определение этих качеств, особенно велико значение состояния социально-экономических отношений, в которые «встроена^ личность, ее умение формировать себя, не подавляя своего личного достоинства и пренебрегая приоритетными духовными ценностями цивилизации. Рассмотрим структуру этих особенностей личности.
Социальные чувства возникают как результат удовлетворения (неудовлетворения) материальных и духовных потребностей людей, их потребностей в социальном общении, принадлежности к определенному кругу людей. Социальные чувства проявляются как устойчивые мотивированные переживания, например, национальные или родственные чувства. Огромное значение имеет такое социальное
чувство, как патриотизм. Интенсивно сегодня возрождаются религиозные чувства.
Чем больше жизненных впечатлений приобретает человек, тем значительнее объем его социальных переживаний. Социальные чувства оказывают огромное воздействие на морально-психологическое состояние людей: объединяют (противопоставляют) их, предрасполагают к совместным (индивидуальным) действиям, могут вызвать консолидацию или непримиримую конфронтацию.
Ценностные ориентации играют важную роль в психологическом механизме, регулирующем поведение личности. Это относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовнымблагам, которые выступают для нее в качестве цели или средства удовлетворения своих потребностей. Оли отражают психологическую настроенность личности, которая не только зависит от обострения у нее потребности в чем-тот но и от общественного мнения.
Следует подчеркнуть, что в формировании ценностных ориентации мнение первичной группы, социального окружения, демографического слоя нередко играет решающую роль. В определенном возрасте, например, подростковом и юношеском, когда еще не сложились мировоззренческие позиции, ценностные ориентации активно воздействуют на мотивацию поведения, определение вкуса, характер проявления склонностей. Велика их роль и в жизни взрослых людей, что нередко проявляется в характере их склонностей и увлечений, в их мироощущении.
Социальная установка выражает состояние психики, которое характеризуется предрасположенностью человека воспринимать объект или субъект на импульсивном уровне исходя из своего жизненного опыта и проявлять к ним свое вербальное и невербальное отношение. Д.Н. Узнадзе, подчеркивая, что социальная установка всегда протекает импульсивно, тем самым выделял ее эмоциональность и непосредственность проявления в поведении людей.
Социальная установка выступает как фактор, во многом определяющий характер восприятия информацииличностью, отношение к ней. Если представить нашу психическую деятельность схематично в виде таких ее составляющих, как подсознание и сознание, то социальная установка, проявляясь как на уровне индивида, так и групповом (массовом) уровне, станет психологическим мостиком от подсознательного к сознательному, несущим в себе определенное бытийное (общественно опосредованное) содержание.
Притязания-ожидания. Притязания-ожидания могут выражать какие-либо индивидуальные для личности интересы, например,
ПО
получить специальное образование,решить свои житейские проблемы. Притязания -ожидания могут быть сугубо интимного характера: не влиять на социальное и профессиональное положение человека, но иметь для него актуальное личное значение, например, получение знаков внимания (в виде комплимента или благодарности) со стороны руководителя, проявление им интереса к профессиональному росту работника.
В целом же знание притязаний-ожиданий имеет огромное значение в индивидуальной работе с персоналом, в выстраивании социальной политики в конкретном деловом социуме.
«Духовный фонд* личности. «Развитие личности как характера,— писал Г.В. Плеханов,— прямо пропорционально развитию в ней самостоятельности, т.е. способности твердо стоять на своих собственных ногах**Подобную твердость личность может проявлять при наличии научного мировоззрения, базирующегося на фундаментальных нравственных ценностях.
Мировоззрение является «духовным ядром» сознания личности, от него в той или иной мере зависит эффект самовыражения всех элементов психологической структуры личности. Психологическая ценность мировоззрения определяется зрелостью и устойчивостью личных убеждений. Оттого, насколько они органично вплетены в ткань сознания личности, зависит формирование ее мотивов поведения, содержание ее гражданских позиций. Верные убеждения - - надежный компас для ориентирования в огромном житейском море, лучший регулятор социального поведения людей.
Воздействующий эффект убеждений становится более значительным, когда они ориентированына какие-то идеалы. Как писал М.Е. Салтыков-Щедрин, идеалы — светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего, они представляют собой не отрицание прошлого и настоящего, а результат всего лучшего и человечного, завещанного первым и вырабатывающегося в последнем. Идеалы призваны подвигать человека на достижение личного и общественного блага, В этом их огромное мобилизующее предназначение для каждой личности.
Одной из важных задач, которую постоянно приходится решать руководителю,является выявление профессионального соответствия работника. В этих целях, используя выше представленный набор личностных качеств, можно воспользоваться следующими методами их изучения:
■ рекомендательный отбор (рекомендации, аттестации и т.д.);
■ личный отбор (личное знание, наблюдение и т.д.);
■ тестовый отбор (компьютерно-ручное тестирование);
■ ситуативный отбор (проверка различными ситуациями).
СПОСОБНОСТИ И РОЛИ ЛИЧНОСТИ
Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.
О способностях высказано очень много противоречивых суждений, мы же по] фобуем рассмотреть их место в структуре личности, а также поговорим о бытующих на сегодняшний день мифах о них. О способностях ходит, пожалуй, больше противоречащих друг другу мифов, чем о любых других характеристикахличности. Вот основные из них:
1) способности заложены в человеке от рождения;
2) любые способности можно сформировать;
3) люди изначально равны по своим способностям.
Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью,
следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности (в навыках, умениях и знаниях), способ нос in и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошотехнически подготовлен и образован, по мало способен к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при :>том весьма средними математическими способностями.
Способности — лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, дальнейшее зависит от различных условий. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, влияние семьи и т.д.) способности могут не развиться.
Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обна-
руживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности продолжают развиваться, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.
Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, а томг насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, а также тот как эта деятельность выполняется.
Развитие способностей определяется не столько продуктами человеческой культуры, сколько деятельностью человека по их присвоению. Способности человека развиваются в деятельности.
Классифицируя человеческие способности, можно выделить следующие из них:
природные (естественные) — биологически обусловленные в своей основе (восприятие, память, мышление и т,д.);
общие (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.);
специальные (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.);
теоретические и практические;
учебные и творческие;
способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно- деятельностные, предметно-познавательные (иначе их называют социально обусловленные способности);
способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать вл ияние на других, добиваться взаимопонимания и т.д.).
Рассматривая соотношение способностей и деятельности, важно отметить следующее: если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, это не означает полного отсутствия у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Кроме того, способности человека могут развиться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.
Не всякая деятельность развивает способности личности. Рассматривая общую структуру жизнедеятельности человека, нетрудно заметить существование видов деятельности, не развивающих, а наоборот, тормозящих развитие его основных способностей. Например, если человек, имеющий музыкальные способности, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, вряд ли эта деятельность будет способствовать их развитию.
ИЗ
Производственные задания или служебные обязанности далеко не исчерпывают творческие возможности и богатство жизненных устремлений человека.
Природа человеческих способностей до сих нор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Согласно одной из господствующих точек зрения, ведущей свою историю еще от Платона, способности биологически обусловлены, и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим.
В пользу наследствен иости способностей свидетельствуют существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей и т.д. Однако, скорее всего, и большинстве случаев следует говорить не о биологической, а о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только в силу наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию.
Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее образование, ничем не отличались от европейцев. Доказательства представляют также факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур. Конечным выв од ом ато й к о н ц е 11 ц и и я в и л о с ы i о л о ж е н и е о то м, ч т о у к аж д о го чело -века можно сформировать любые способности.
Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выиолпения определенной деятельности. Эти врожденные анатом о-фи;шол о ш чес кие особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками.
Задатки — биологическая основа способностей. Выделяют два вида задатков: врожденные (или природные) и приобретенные (или социальные). Каждый человек от рождения наделен определенными задатками. Но задатки неспецифичны по отношению к способностям,
т.е. на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разовьются и сформируются на их основе. Задатки носят гораздо более общий характер. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности или одновременно несколькоспособностей.
Ключевым моментом здесь является практика обучения, реальное вхождение в соответствующую деятельность, в которой и развиваются соответствующие способности. Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задаткн и способности и привести к успеху за счет формирования индивидуального стиля, т.е. такой индивидуальной организации деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны человека и компенсировались его слабые стороны.
По сути, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Поскольку задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, между ними лежит весь путь становления личности.
Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность и овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одаренных людей отличает прежде всего внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственны настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.
Заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения либо через формирование типического стиля деятельности, либо через другую более развитую способность. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительнаяслабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного осуществления деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у этого человека способностями.
Способности не существуют независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер
в зависимости от степени развития других способностей. Качественная характеристика способностей предполагает выявление отличий между людьми в различных областях деятельности. Кроме того, каждая способность имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развита она у данного человека по сравнению с другими людьми.
Количественная характеристика способностей — необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения (выявление задержки умственного развития, с одной стороны , и одаренности — с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и др.). Все это требует определения количественных показателей выраженности том или иной способности и сравнения их между собой.
В качестве измерения способностей используются различные тесты. Основной недостаток любого теста, и том числе и на определение уровня способностей, заключается в том, что получаемая информация свидетельствует лишь об уровне подготовки, о развитии профессионально важных качеств. Хотя эти показатели с определенной степенью вероятности могут служить основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущность способности при этом остается невыясненной.
Способности могут различаться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню и масштабу.
Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженного труда. Оно в большой степени связано с производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства в процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность.
Под талантливостью понимают высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом.
Высший уровень развития способностей называют гениально' стью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху и жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.
Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения способностей многих поколений. Овладение достижениями обществен лого развития совершается через других людей.
Особо остро проблема определения способностей встает при выборе профессии. Исторически сложились две концепции профориентации:
1) диагностическая. Сводит выбор индивидом профессии
к определению его профессиональной пригодности. Консультант при
помощи тестов определяет способности челоиека и путем сопоставле
ния их с требованиями делает заключение о его пригодности или непри
годности к данной профессии;
2) воспитательная. Концепция направлена на подготовку
индивида к профессиональной жизни. Основное значение в ней при
дается изучению развития личности в процессе овладения разными
видами деятельности.
Основным условием успешного развития способностей в деятельности является раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с очень раннего физического развития.
Важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умения максимально напрячься для достижения цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек доходит до предела своих возможностей и постепенно поднимает :>ту планку все выше и выше.
Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различной природы. При высокой спонтанной активности ребенка это можег быть нехватка соответствующих впечатлений. При неблагоприятных общих условиях воспитания, например при частых психических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания. Излишнее принуждение может погасить спонтанную активность ребенка и «засушить» способность.
Еще одной важной составляющей «внешнейоболочки» личности является роль. Рассмотрим понятие и значение роли в психологической структуре человека.
Роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе.
Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит. Порой эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожидания, что порождает так называемый ролевой конфликт. За примером далеко ходить не надо. В нашем обществе, да и не только в нем, приобрел угрожающие размеры ролевой конфликт работающей женщины, разрывающейся между обязанностями, которые накладывает на нее роль жены и матери, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полнонравному члену трудового коллектива.
Необходимо различать два класса ролей:
1) конвенциональные роли -- шаблоны,которым должен следо
вать любойчеловек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональ
ные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пассажира, покупа
теля, избирателя, роли семейные (отца, матери, старшего брата и др.);
2) неформальные роли - некоторые устойчивые шаблоны, свя
занные с ожиданием от человека определенного поведения. Оли
не являются общими для всех требованиями, более вариативны и зави
сят от того, что за человек выполняет эту роль. Например, конвенцио
нальную роль матери могут дополнять неформальные роли заботли
вой матери, работающей матери, конвенциональную роль члена
трудового коллектива — неформальные роли лидера, знатока, марио
нетки, критика.
По сути, неформальная (персональная) роль - это роль самого себя. От человека ожидают, что он будет вести себя так же, как вел раньше в подобной ситуации. Если он будет вести себя иначе, пусть так, как полагается и как ведут себя другие, но не так, как этого ждут именно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, весьма вероятно, конфликт. В определенном смысле человек становится рабомс о бет вен наго образа.
Очень часто в социальных группах достаточно четко определена структура (иерархия) таких неформальных ролей. Особенно жесткой она является в преступных сообществах. Впитывая, осваивая, усваивая, приобретая в общении с другими представления о нормах, существующих в обществе, человек тем самым формирует в себе определенную систему ролей. Эти роли осваиваются, отрабатываются иоттачиваются в детских и взрослых играх.
Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей: сначала он выполняет роль сына или дочери в своей семье, затем роль молодого неженатого человека или девушки, потом роль мужа или жены и т.д. Каждую из ролей человек должен, во-первых, освоить технически, т.е. воспринять для себя и овладеть ее содержанием — тем,
что он должен делать в атом качестве, как себя вести, а во-вторых, принять ее для себя. Таким образом,существуют сторона техническая и сторона смысловая (отношение к собственной роли). И в том и в другом случае могут возникать сложности и внутренние коллизии. Первой типичной проблемой является неосвоение ролей, неосвоение определенной культуры поведения в той или иной конкретной социальной среде, социальной ситуации.
В старых, романах часто обыгры вались ситуации, когда провинциал или человек из низшего сословия не знает, как себя вести в так называемом приличном обществе. Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть подобающую роль, как это было в популярном