Анализ видов деятельности и расхода времени
№ | Вид деятельности, занятий | Интервал времени (от – до) | Продолжительность, мин | А | Б | В |
Таблица 24
Листок «дневных помех»
№ | Помехи. Интервал времени (от – до) | Продолжительность, мин | Вид помехи (телефонный разговор или посетитель) | Кто? | Пометки, например, причины помех |
Далее необходимо подсчитать:
1) общую продолжительность работы соответствующего дня (ОПД);
2) продолжительность работ, по которым руководитель дал ответ «нет» (ПА, ПБ, ПВ);
3) соотношения: а) ПА / ОПД х 100%; б) ПБ / ОПД х 100%; в) ПВ / ОПД х 100%.
Если окажется, что более чем на 10% деятельность руководителя была необязательной, то это значит, что у руководителя имеются проблемы с делегированием дел и с установлением приоритетов.
Если в более чем 10% случаев расход времени был слишком велик, то руководитель должен проанализировать причины этого перерасхода (может быть, слабая самодисциплина, нерациональные технические приемы и т.д.).
Если в более чем 10% случаев момент исполнения работы был определен спонтанно, то у руководителя проблемы с планированием рабочего времени (составление планов дня, подготовка к работе и т.д.).
Третий этап – обработка данных таблицы «Листок дневных помех» с целью выявления их причин. Определите пять основных причин временных потерь, которые повторяются. Отметим наиболее существенные «поглотители» времени:
· нечеткая постановка цели;
· отсутствие приоритетов в делах;
· попытка слишком много сделать за один раз;
· плохое планирование трудового дня;
· личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол;
· недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе);
· отрывающие от дел телефонные звонки;
· незапланированные посетители;
· неполная, запоздалая информация;
· неспособность сказать «нет»;
· отсутствие самодисциплины;
· затяжные заседания;
· спешка, нетерпение;
· отсутствие связи (коммуникации) или плохая обратная связь;
· болтовня на частные темы;
· неумение делегировать дела и т.д.
Функциями самоменеджмента, как и любого управленческого процесса, являются:
· планирование –постановка личных и профессиональных целей и разработка планов своей деятельности;
· организация –составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных целей;
· мотивация –побуждение себя к деятельности, направленной на достижение поставленных целей;
· контроль –самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости – корректировка целей.
В арсенале самоменеджмента существуют инструменты, позволяющие эффективно ставить личные цели и определять очередность важных дел руководителя.
Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил на том, что должно быть достигнуто, какие результаты. Процесс постановки целей представлен на рис. 82. У целей должна быть иерархия, высшая цель и подцели, промежуточные цели на пути к главной. Цели необходимо точно описать.
|
(Что я хочу?)
* Личные цели
* Профессиональные цели
|
сторон (Что я могу?)
* Личные качества
* Профессиональные качества
|
* Личных
* Профессиональных
Рис. 82.Процесс постановки целей
Для этого полезно изобразить «кривую» жизни, где отмечены успехи и неудачи в прошлом и желаемые успехи в будущем (рис. 83). «Кривая» жизни должна отразить:
1. Как протекала ваша жизнь до сих пор?
2. В чем состояли ваши крупнейшие успехи? Где были поражения в профессиональной сфере? В личной?
3. Как вы представляете себе свое будущее?
4. До какого возраста вы хотели бы дожить?
5. Чего еще хотите достичь?
6. Какие удары судьбы и поражения возможны?
Неудачи Успехи
________________________10_лет_________________
________________________15_____________________
________________________20_____________________
________________________25_____________________
________________________30_____________________
________________________35_____________________
________________________40_____________________
________________________45_____________________
________________________50_____________________
________________________55_____________________
________________________60_____________________
________________________65_____________________
________________________70_____________________
________________________75_____________________
________________________80_____________________
Рис. 83.«Кривая» жизни
На кривой отмечается точка, где находится человек, а рядом с экстремальными точками «жизненной кривой» пишутся ключевые слова, характеризующие соответствующие успехи или неудачи. Далее формулируются пять важнейших целей, которых человек хочет достичь до конца своей жизни, и эти цели дифференцируются по временным критериям. При этом необходимо принять во внимание лиц ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, друзей, начальника), так как с событиями в их жизни необходимо считаться. Можно составить временной ряд для нахождения личных целей (табл. 25).[37] Затем записать на отдельном листке все желаемые цели на ближайшее и отдаленное будущее:
· долгосрочные цели –ориентиры того, чего человек хочет достичь в жизни;
· среднесрочные цели –конкретные результаты, которые человек хочет добиться ближайшие 5 лет;
· краткосрочные цели –конкретные результаты, которые человек хочет достичь ближайшие 12 месяцев.
Сформулированные цели следует разделить на личные и профессиональные. Определение целей предполагает фиксацию сроков и результатов.
Таблица 25