Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности и от прочей деятельности

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УД i ); себестоимости (З i ) и уровня среднереализационных цен (Ц i ).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Изменение суммы прибыли за счет:

· объема реализации продукции Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности и от прочей деятельности - student2.ru

· структуры товарной продукции Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности и от прочей деятельности - student2.ru

· средних цен реализации Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности и от прочей деятельности - student2.ru

· себестоимости реализуемой продукции Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности и от прочей деятельности - student2.ru

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности и от прочей деятельности - student2.ru .

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности и от прочей деятельности - student2.ru .

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности и от прочей деятельности - student2.ru

где R iпл – плановая рентабельность i -х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРП i ), себестоимости (З едi ) и среднереализационных цен (Ц i ). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности и от прочей деятельности - student2.ru

Наши рекомендации