Психологический анализ основных видов деятельности в ОВД. Профессионально значимые качества сотрудника полиции по направлениям оперативно-служебной деятельности.

Психологический анализ основных видов деятельности в ОВД. Профессионально значимые качества сотрудника полиции по направлениям оперативно-служебной деятельности.

В системе органов внутренних дел имеется большое количество разнообразных служб, профессий, специальностей, должностей, которые в значительной степени различаются по своему психологическому содержанию.

Возникает проблема классификации этого значительного разнообразия специфических видов деятельности. Следует сразу заметить, что классификация предназначается для психологического отбора, т. е. имеет целевую направленность. Практически на всех этапах профессионального отбора в ОВД существует достаточно жесткое бинарное решение (годен, не годен), основанное на действующих нормативных актах. В системе МВД в большинстве случаев можно подобрать определенный вид деятельности кандидату, прошедшему социально-правовую и медицинскую ступени профессионального отбора. В этом случае сам термин психологический отбор можно трансформировать в так называемую процедуру распределения персонала, т. е. речь может идти о пригодности кандидата к определенному виду деятельности, к которому у него есть психологическая предрасположенность.

В соответствии с приказом МВД РФ от 14 июля 2010 г. № 523 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" выделены четыре группы предназначения, ранжированные по убыванию требований к состоянию здоровья кандидата в ОВД.

1 группа предназначения - виды деятельности: борьба с организованной преступностью, служба в отрядах мобильных особого назначения, патрульно-постовая служба полиции и дорожно-патрульная служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения (несущие службу на открытом воздухе) и т.д.;

2 группа предназначения - виды деятельности: оперативно-поисковая и оперативно-розыскная службы, специальные службы милиции на объектах, управление автотранспортом (кроме оперативного автотранспорта) и т.д.;

3 группа предназначения - виды деятельности: следственные, экспертно-криминалистические, штабные (дежурные части), кадровые службы и т.д.;

4 группа предназначения - виды деятельности: Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации, материально-техническая служба, хозяйственная служба, служба в информационных и вычислительных центрах, служба вневедомственной охраны (кроме службы в группах задержания пунктов централизованной охраны), служба в научно-исследовательских и образовательных учреждениях, служба в секретариатах, юридические службы, пресс-службы и т.д..

Проведенная классификация служб системы МВД России по группам предназначения в значительной мере произвольна, не имеет достаточно ясного основания для классификации и, что самое главное, не учитывает содержательных различий в профессиональной деятельности. Так, в первую группу объединены сотрудники управлений и отделов по организованной преступности, патрульно-постовая служба, сотрудники охраны, водители, кинологи. Также разнородны по содержанию профессиональной деятельности и остальные группы предназначения. Возможно, что эта классификация в какой-то мере удовлетворяет требованиям медицинского отбора, однако не может служить основанием для психологической классификации профессий в системе МВД.

В рамках научно-исследовательской работы были выделены следующие виды деятельности:

Внимание и наблюдательность

1. Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители.

2. Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач.

3. Способность вести наблюдение за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно.

4. Умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в наблюдаемом объекте.

5. Умение выбирать при наблюдении данные (информацию), необходимые для решения поставленной задачи.

Интеллектуальные качества

1. Умение видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный.

2. Способность к воссозданию зрительного образа по словесному описанию.

3. Умение определить характер информации, необходимый для принятия решения.

4. Способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации при отсутствии времени на ее осмысление.

Коммуникативные качества

1. Способность быстро найти нужный тон, целесообразную ферму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника.

2. Умение согласовывать свои действия с действиями других лиц.

Особенности памяти

1. Особая память на внешность и поведение человека.

2. Моторная память.

3. Способность в течении длительного времени удерживать в памяти большое количество информации.

4. Зрительная память на обстановку места происшествия.

5. Способность безошибочно воспроизводить прочитанный текст.

Моторные качества

1. Способность к быстродействию в условиях дефицита времени.

2. Быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определенных движений.

Диспетчерская деятельность.

Деятельность дежурных частей и служб, связанная с экстренным получением сообщений о преступлениях и других чрезвычайных происшествиях, с принятием решения, его реализацией и контролем за исполнением. Этим видом деятельности заняты сотрудники дежурных частей, включая службу «02». Специфическим содержанием деятельности является изучение криминальной ситуации в районе, обеспечение координации и взаимодействия сил и средств ОВД и других правоохранительных органов, а также воинских частей и подразделений МЧС, организация работы следственно-оперативных групп по раскрытию преступлений по «горячим следам», использование оперативных, криминалистических и других учетов, информационно-поисковых систем в раскрытии преступлений; применение тактических приемов и методов организации работы по пресечению, предотвращению, и раскрытию правонарушений и преступлений; квалифицирование противоправных действий задержанных лиц; проведение дознания и неотложных следственных действий; профилактическая работа с доставленными и задержанными; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан.

По оценкам экспертов наиболее важными профессиональными качествами и умениями для сотрудников дежурной службы являются:

1. Распределение внимания при выполнении нескольких задач и способность длительное время сохранять его устойчивость, несмотря на усталость и посторонние раздражители;

2. Умение точно воспроизводить материал; удерживать в оперативной памяти большое количество информации и воссоздавать образ по словесному описанию;

3. Способность видеть альтернативные варианты решения задач и выбирать наиболее реалистичный и правильный путь в условиях неопределенности и недостаточной информации, т. е. обладать хорошей способностью прогнозирования;

4. Умение быстро устанавливать контакты с незнакомыми людьми, квалифицированно вести беседу, переговоры; быстро записывать, четко и ясно излагать свои мысли;

5. Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях длительно и напряженно работать в неблагоприятных условиях;

6. Уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях.

Особенности памяти

1. Память на внешность и поведение человека.

2. Способность точно воспроизводить информацию в нужный момент.

3. Способность легко записывать словеснологический материал (термины, цифры, фамилии).

4. Память на цвет, форму, величину, движение, расположение объектов, предметов.

5. Способность тут же точно передать раз услышанное.

Внимание и наблюдательность:

1. Умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте.

2. Способность быстро переключать внимание с одного виды деятельности на другой.

3. Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители.

4. Способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредоточивая сознательно на них внимание.

Волевые качества:

1. Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях.

2. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности.

3. Упорство в преодолении возникающих трудностей.

Эмоциональные особенности:

1. Уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях.

2. Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений.

Моторные качества:

1. Способность к быстродействию в условиях дефицита времени.

2. Быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений (высокая моторная реактивность).

Интеллектуальные качества

1. Умение выбирать из большего количества информации ту, которая необходима для решения данной задачи.

2. Умение видеть несколько возможных путей решения задачи и мысленно выбирать наиболее эффективный, находить новые необычные решения.

3. Способность схватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме.

4. Способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации, ее противоречивости и при отсутствии времени на ее осмысление.

5. Способность рассмотреть проблему с нескольких различных точек зрения (встать на позицию другого человека).

6. Чутье к наличию проблемы там, где кажется, что уже все решено.

7. Способность к узнаванию факта по малому количеству признаков.

Особенности памяти

1. Память на внешность и поведение человека.

2. Способность точно воспроизводить информацию в нужный момент.

3. способность легко запоминать словеснологический материал (термины, цифры, фамилии).

4. Память на цвет, форму, величину, движение, расположение объектов, предметов.

5. Способность тут же точно передать раз услышанное.

Внимание и наблюдательность

1. Умение подмечать незначительные (малозаметные) изменения в исследуемом объекте.

2. Способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

3. Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители.

4. Способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредоточивая сознательно на них внимание.

Волевые качества:

1. Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях.

2. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности.

3. Упорство в преодолении возникающих трудностей.

Эмоциональные особенности:

1. уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях.

2. эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений.

Моторные свойства:

1. Способность к быстродействию в условиях дефицита времени.

2. Быстрая реакция на внезапное зрительное впечатление посредством определенных движений (высокая моторная реактивность).

У сотрудника оперативного подразделения часто бывает 7дневная рабочая неделя, ночные выезды на задержание после интенсивного рабочего дня, средняя продолжительность которого составляет 10—12 часов и т. п. Это требует высокой психофизиологической выносливости. Ситуации служебной деятельности могут сопровождаться высокой степенью личного риска и опасности для жизни, что предполагает готовность сотрудника к силовому (включая огневое) единоборству с преступниками. Длительное эмоциональное напряжение, тревожные состояния, чувство страха, неопределенности, невозможности поделиться своими сомнениями с близкими и т. п. – это далеко не полный перечень негативных эмоциональных состояний, возникающих у сотрудников оперативного подразделения. Для выполнения поставленных задач сотрудник должен быть готов к ролевому перевоплощению, умению выдавать себя за других людей, безошибочно разыгрывать роли различных социальных и профессиональных типов, умению быстро и достоверно объяснить критическую ситуацию другому, скрывая при этом истинные намерения. Сотрудник должен быть готов к постоянной интеллектуальной активности (анализу непрерывно меняющейся информации, удержанию в памяти большого количества фактов, принятие решений в условиях дефицита времени и информационной неопределенности).

В большинстве случаев для успешного выполнения функциональных обязанностей от оперуполномоченного требуется высокий уровень самостоятельности, смелости и персональной активности. Ряд экспертов по психологии оперативно-розыскной деятельности (ОРД) отмечает необходимость наличия у сотрудника выраженной «склонности к разумному риску», т. к. воздержание от риска в ходе ОРД, как правило, способствует утере уже достигнутого результата.

Познавательные качества

1. Высокий уровень интеллектуального развития.

2. Гибкость мыслительных процессов.

3. Способность к анализу и обобщению информации.

4. Упорство при решении задач.

5. Наблюдательность, умение прогнозировать, развитая интуиция.

6. Умение различать главное и второстепенное.

7. Способность к реконструкции явлений по их косвенным признакам.

8. Творческое мышление, эрудированность.

9. Отсутствие эмоциональной деструкции.

10. Хорошая память, развитое произвольное внимание.

11. Познавательная активность.

12. Критичность к информации.

Коммуникативные качества

1. Умение устанавливать и поддерживать психологический контакт.

2. Умение понимать внутренний мир собеседника, его особенности, мотивы, текущее психологическое состояние.

3. Коммуникативная компетентность (умение слушать, эмпатийность, доброжелательность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, самоконтроль).

4. Широкий спектр стилей поведения в конфликтных ситуациях.

5. Наличие лидерских (организаторских) качеств.

6. Чувство юмора.

7. Настойчивость и принципиальность в отстаивании принятых решений.

Личностные особенности:

1. Устойчивая адекватная самооценка.

2. Самостоятельность и независимость.

3. Смелость.

4. Активность.

5. Ответственность.

6. Самоуважение.

Психологические противопоказания к деятельности, связанной с дознанием и расследованием преступлений.

Мотивационно-ценностные противопоказания: низкий уровень нравственности, корыстолюбие; безответственность в работе; недисциплинированность; недобросовестность; выраженная мотивация избегания неудачи.

Интеллектуальные противопоказания: сниженный интеллект; интеллектуальная ригидность; выраженная эмоциональная деструкция; неразвитое воображение; слабая память; слабая познавательная активность.

Коммуникативные противопоказания: выраженная интровертированность; властолюбие; цинизм; эмоциональная неустойчивость; чрезмерная агрессивность; черты зависимости; обидчивость; отсутствие эмпатийности; когнитивная и аффективная ригидность.

Личностные противопоказания: неустойчивая самооценка; отсутствие самостоятельности; пассивность; наличие внутренних конфликтов; пессимизм.

Заключение

В настоящее время исследователи в области психологии труда приходят к выводу, что необходимо говорить не только о требованиях профессии к человеку, но и о требованиях человека к профессиональной деятельности, которые можно сформулировать в следующем виде:

1. служба не должна быть разрушительной для психического и физического здоровья работающего человека;

2. не должна наносить ущерба социальному статусу личности;

3. должна соответствовать потребностям и квалификации работника;

4. должна допускать индивидуальное или коллективное влияние на условия труда и профессиональные системы;

5. способствовать развитию личности, стимулируя скрытые возможности и расширяя компетенцию, поскольку личность взрослого человека в значительной степени развивается в контексте его профессиональной деятельности.

Существует положительная связь, отмечаемая многими исследователями, между сложностью профессиональных задач, степенью свободы, широтой спектра действий в трудовой ситуации, с одной стороны, и психическим здоровьем, уверенностью в себе, гибкостью интеллекта, моральным сознанием, социальной компетентностью, внутренним контролем, мотивацией и творческим подходом к делу, с другой стороны.

В этой связи задачей комплектующих органов является определение предрасположенности к профессиональной деятельности, которая будет способствовать развитию вышеназванных качеств.

Индивидуальность

Самое широкое понятие человек - это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo Sapiens.

Личность

В обыденной жизни часто используется термин ”личность” применительно к человеку, который выделяется из массы других людей. Слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного».

Социальная роль личности

Каждый из нас играет в жизни множество ролей. Чем шире ролевой набор, тем гибче поведение человека. В данный момент вы находитесь в роли слушателей. В какой-то момент совей жизни вы будете пассажиром, следователем (дознавателем), экспертом, пациентом в поликлинике, клиентом в парикмахерской, отцом, сыном (дочерью) уже немолодых родителей, супругом и т.п. С одной стороны, все эти роли типичны, стандартны, они определяют подобное поведение в сходных обстоятельствах совершенно разных людей. С другой стороны, все эти роли каким-то чудом уживаются в одной конкретной личности, сосуществуют в каждом из нас.

Когда мы приходим в магазин, мы ожидаем от продавца тра­диционного исполнения его роли и моментально сказываемся в столь же традиционной роли покупателя. Представьте, что тво­рилось бы в тех же магазинах, если бы каждый начал проявлять там свои неповторимые, только ему присущие индивидуальные особенности! Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что нам делать в каждой конкретной ситуации. Тем самым наши задачи упрощаются. Нет необходимости каждый раз спрашивать себя, чего от меня ждут, как вести себя, что принято делать в подобных случаях. С годами навыки становятся настолько прочными, что приходится уповать лишь на стихийное бедствие, в котором с человека, наконец, слетят ролевые маски и он предстанет перед вами во всей своей подлинности.

Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что нам делать в каждой конкретной ситуации. Тем самым наши задачи упрощаются. Нет необходимости каждый раз спрашивать себя, чего от меня ждут, как вести себя, что принято делать в подобных случаях. С годами навыки становятся настолько прочными, что лишь в экстремальных условиях с человека слетают ролевые маски, и он предстает во всей своей подлинности.

Социальная роль - это функции, которые выполняет человек в конкретной системе отношений.

Всегда ли человек понимает, что предписано ему ролью? Мы хорошо знаем, что нет. Вышедшей на пенсию бабушке предписано помогать загруженным молодым родителям в воспитании внуков независимо от того, любит она их или нет. В то же время она вовсе не обязана помогать своей соседке в уходе за маленьким ребенком, даже если этого малыша успела полюбить. Получается, что роль заключается в исполнении определенных обязанностей. Помимо обязанностей есть, конечно, и права, в соответствии с которыми она ожидает заботы и внимания со стороны своих детей и внуков.

Но нередко бывает, что бабушка живет своей жизнью: путешествует или увлекается садоводством, - это ее право. Отдаляясь, она не всегда осознает, что роль, которую она добровольно избрала, требует от ее детей несколько другого поведения, чем то, на которое она рассчитывает. Взрослые дети тоже постепенно отдаляются, доверительность контактов утрачивается, взаимодействие становится все более формализованным.

Сыграть роль - не значит обмануть. Это, скорее, контролировать общение в какой-то одной плоскости, не отягощая его многочисленными посторонними наслоениями.

Все мы знаем людей, которым удивительно легко удается ладить и с родственниками, и с сослуживцами, и с начальством. Может быть, секрет заключается в том что они умеют не выхо­дить из роли, прятать за ролевым поведением свои истинные отношения, сцепки, притязания? Как бы там ни было, сугубо ролевое поведение предполагает неравенство, функциональность контактов, обезличивает коммуникацию. Иногда это полезно, иногда нет.

Существует несколько типов внутриличностных конфликтов, связанных с ролевым поведением.

1. Конфликт непринятия роли: а) либо человек не осознает, чего от него ждут, б) либо не желает принимать роль.

В случае, когда человек не осознает, но чувствует, что в его поведении что-то не так, содержание роли остается для него загадкой, неудовлетворенность собой в связи с отрицательными оценками со стороны социума нарастает.

Так, например: среди прочих причин большого числа разводов не последнее место за­нимает отсутствие у юношей и девушек адекватных представлений о содержании роли супруга. Как проявить свою влюбленность, молодые люди обычно представляют отчетливее, чем более прозаич­ные стороны совместной жизни. Что делать, если не хочется стоять в очереди, готовить ежедневно еду, ходить в химчистку и платить за квартиру? Готовность конструктивно решать конф­ликтные ситуации помогла бы в данном случае более успешно справиться в ними, нежели привычка самоустраняться.

В случае нежелания принимать на себя роль имеется в виду вполне осознанный отказ от роли, проявление негативного к ней отношения (выгородил товарища от проверки, а должен был ска­зать).

2. Конфликт растворения в роли, слияние с ней. О таких случаях, говорят, что маску уже невозможно снять, она приросла. Жизнь богата подобными коллизиями.

Помните фильм Э. Рязанова "Служебный роман"? Алиса Фрейндлих в роли директора предлагает зрителю комедийно-утрированный, но такой узнаваемый образ человека - функции. Каких трудов стоит главному герою извлечь, вытащить эту женщину из ролевой оболочки, оживить ее, вернуть ее истинное лицо. Общение с человеком-функцией может быть толь­ко формальным, деловым. Поскольку окружающие воспринимают та­кого человека лишь со стороны той роли, которую он так стара­тельно играет, он тоже постепенно начинает видеть себя в дос­тупном ему социальном зеркале плоскостно и однобоко. Личность теряет свою объемность.

3. Внутреннее столкновение различных ролей - конфликтные переживания. Например: немолодой, опытный педагог выступает в роли наставника по отношению к новичку. Молодой учитель жа­луется на состояние дисциплины. Наставник советует снизить оценку по поведению, а если не поможет, то снизить на 1 балл по предмету, хотя это и не принято. Этот же пожилой учитель у себя дома, будучи в роли любящего дедушки, узнает, что его непоседливому внуку поставили за диктант четверку: ошибок в работе у него нет, но он крутился и подсказывал. И дедушка спешит на родительское собрание, чтобы возмущенно доказывать классному руководителю, что такие меры непедагогичны и недо­пустимы.

Важно не просто менять роли, играть одну, потом другую, даже и противоположную по содержанию. А речь идет уже о степени личной включенности в ту или иную роль, о чувстве причастности, не безразличия, о ценностной иерархии ролей.

Достаточно высокий уровень личностной зрелости предпола­гает выход за пределы собственно ролевого поведения, т.е. возможность «надситуативной активности» личности.

Каждой роли соответствует свой статус.

Статус - это место, занимаемое данным человеком в иерар­хии отношений при исполнении данной роли (высокий - низкий).

В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются прес­тиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Будучи однажды установлен, статус остается относительно постоянным. Он может повышаться, но медленно и понижается только в связи с поступками, расцениваемыми как деградация.

Социальная позиция - это отношение человека к своим ролям и своим статусам ("мои роли меня устраивают" или "все я делаю не так).

Человек с детства учится играть различные роли в процессе игры, далее этот процесс становится процессом научения, само­воспитания. А хочет ли человек сам играть эту роль? В связи с этим встает проблема конформизма.

Социально-психологическое понятие конформности или конфор­много поведения не имеет выраженного негативно-оценочного харак­тера и обозначает такое поведение, когда в случае расхождения во мнениях между индивидом и группой индивид поддается, уступает групповому нажиму. Таким образом, его конформная реакция состоит в том, что человек согласен принимать мнение группы, людей, которые его окружают.

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако, их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Безусловно, признается влияние трех основных факторов на формирование личности, вопрос лишь в степени влияния каждого из них на разных этапах становления личности.

Факторы, влияющие на формирование личности:

1. Биологический фактор (наследственность). Преобладающее влияние на первых этапах становления личности оказывает наследственность, то есть то сочетание генов, которое задано человеку от рождения (задатки, особенности нервной системы, предрасположенность к различным заболеваниям, хромосомные аномалии и т.п.). Благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Пол также оказывает влияние на поведение человека. Женщины легче приспосабливаются к внешнему миру, легче вписываются в новую обста­новку. Напротив, специфика мужской психики отличается меньшей способностью к выживанию в неблагоприятных условиях. Чувства у женщин быстрее достигают возбужде­ния и сразу проявляются в резкой степени. Поэтому женщины чаще мужчин бывают веселы и бодры, но чаще их бывают в грустном, подав­ленном состоянии; они реже, чем мужчины, бывают спокойны и ровны. В особенности они легко поддаются чувству страха перед непосредст­венной опасностью, сознавая, что обладают меньшей физической силой. Будучи в общем гораздо сострадательнее мужчины, женщина в то же время часто обнаруживает наклонность к жестокости и способна нас­лаждаться зрелищем страданий. Любит «запрещенное» ввиду сильных эмоций, связанных с нарушением запрета. Волевая сфера женщин характеризуется импульсивностью, склон­ностью к фанатизму. Среди женщин нередко встречаются личности, обладающие истероидными чертами характера. В целом женщины на 20% чаще болеют истерией, чем мужчины. Соотношение больных истерией мужчин и женщин в детском и подростковом возрасте примерно - 1:2, в зрелом -1:4,5, позднем - 1:8.

2. Социальный фактор.Определяющим в период раннего детства и подросткового периода является влияние микро и макросреды, в которой происходит становление личности. Макросреда - это общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Микросреда – это малые социальные группы (семья, школа, коллектив), в которых непосредственно формируется личность. Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством.

Центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначальное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).

3. Психологический фактор. Активность самой личности, влияет на последующих этапах совершенствования уже сформировавшейся личности.

Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. Если этот процесс совершается в позитивном направлении - личность адаптируется к среде и ее поведение соответствует общепринятым нормам. Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное, субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать. В результате – совершение асоциальных поступков (правонарушений, преступлений и т.п.)

Темперамент и характер.

Психологи давно заметили, что одни люди бывают вспыльчивыми, другие - спокойными, третьи - уравновешенными, четвертые - инертными. Это означает, что у них разные темпераменты. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения (особенности протекания нервных процессов).

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного челове­ка, говорят о его характере (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”).

В характере человека природное и приобретенное взаимосвязано.

На проявлениях характера и на процессе формирования его отдельных черт сказывается, прежде всего, тип нервной системы. Кроме того, на характер влияют другие особенности организма (сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем). С другой стороны, образующиеся черты характера влияют на проявление природных свойств личности: характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи.

Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и, проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для ин­дивида способы поведения.

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, что разницу в успехах людей можно объяснить именно этим. Это же понятие используется и тогда, когда исследуются причины быстрого усвоения знаний или приобретения умений и навыков одними людьми и долгого, даже мучительного обучения других. Что же такое способности?

Способности – формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления деятельности и степень ее успешности.

Всякая деятельность сложна и многогранна, предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия и т.п.) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Исследователи, занимающиеся проблемой способностей, прежде всего, пытались ответить на вопрос о происхождении способностей: в какой степени они обусловлены наследственностью, а в какой - воздействием окружающей среды и обучением.

В психологии сложились три основные концепции способностей:

- теория наследственности способностей,

- теория приобретенных способностей,

- диалектика приобретенного и природного в способностях.

Сторонники теории наследственности способностей (одним из первых был Платон) утверждают, что способности – биологически детерминированные свойства личности и их проявление и развитие целиком зависят от наследственности.

В рамках данной теории была предпринята попытка связать способности с массой мозга человека, который в среднем весит около 1400 г. Взвешивание мозга выдающихся людей показало, что масса их мозга несколько больше средней величины (например, масса мозга И.С. Тургенева – 2012 г, Д. Байрона – чуть меньше 1800 г.) Однако есть примеры знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины: у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А Франса – 1017 г. И к тому же оказалось, что обладателем самого большого и тяжелого мозга был умственно отсталый человек.

Ф. Гальтон, исследуя биографию известных людей, пришел к выводу, что талант наследуется и существуют привилегированные сословия, обладающие богатой наследственностью (семья Бахов).

В противоположность первой концепции теория приобретенных способностей утверждает, что способности полностью определены средой и воспитанием.

Еще в XVIII в. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

Критика теории приобретенных способностей основывается на том, что, как показывают жизненные наблюдения и специальные исследования, природные предпосылки способностей нельзя отрицать, в ряде специальных видов деятельности они имеют особо важное значение.

В неблагоприятной среде один человек проявляет большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И, наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития.

Принимая во внимание все вышеизложенное, логично предположить, что истина лежит где-то посередине и теории крайних точек зрения всегда уязвимы для критики.

Теория диалектики приобретенного и природного в способностях может служить объединяющим началом двух предыдущих концепций, поскольку, признавая наличие природных сил и задатков, она не отвергает благоприятные социальные условия для развития способностей.

Сами по себе природные задатки еще не определяют успеш­ной деятельности человека в будущем, их надо развивать, а это может произойти только в процессе воспитания, обучения и прак­тики. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности или в повышенной любознательности ко всему. Задатки также проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает. Благоприятные задатки облегчают развитие тех или иных способностей.

Когда возможности становятся реализуемыми, мы говорим о способностях. Способности – совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одной или несколькими видами деятельности. В данном случае можно говорить о способностях актуальных (необходимых в данный момент и реализуемых в настоящем конкретном

Наши рекомендации