Этап: Проведение аудита на месте.
На этом этапе предусматриваются:
- проведение предварительного совещания;
- обследование объекта аудита;
- составляется заключение по результатам аудита;
- проведение заключительного совещания.
На предварительном совещании необходимо:
- представить участников аудита;
- подтвердить цели и критерии аудита, график проведения аудита:
- подтвердить официальные каналы связи между проверяющей и проверяемыми сторонами;
- подтвердить обеспечение конфиденциальности, подтвердить обеспечение безопасности, информировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен и о системе рассмотрения апелляций.
При обследовании объекта аудита предлагаются следующие задачи:
- подтверждение наличия и доступность всех документов СМК, обязательных для выполнения в данной организации или подразделений.
- подтверждение соответствия знаний и умений сотрудников проверяемой стороны установленным требованиям в области качества.
- подтверждение соответствия деятельности и ее результатов запланированным мероприятиям.
Для решения этих задач используются следующие методы:
- анализ документов;
- опрос;
- наблюдение.
Анализ документов предполагает рассмотрение следующих вопросов:
1) Обоснованность документа;
2) Идентификация документа;
3) Статус документа;
4) Область применения документа;
5) Нормативные ссылки, определяющие связь документа с другими документами;
6) Термины и определения;
7) Цель и задачи регламентируемой в документе деятельности;
8) Требования документа (адекватность требования м стандартов ИСО, системность изложения требований, полнота изложений требований, внятность документа).
Опрос может проводиться в форме анкетирования или беседы. Беседа может быть свободной и формализованной. При проведении опроса необходимо соблюдать следующее правило:
1) До начала беседы аудитор должен сообщить сотруднику проверяемой стороны тему и порядок проведения беседы. Аудитор должен создать дополнительную атмосферу. Сотрудник проверяемой стороны должен быть настроен на положительный результат аудита.
2) Аудитор должен делать записи непосредственно при проведении опроса со ссылками на конкретные документы.
3) В случае уклончивых ответов аудитор должен проявлять настойчивость и техничность.
4) В ходе беседы рекомендуется задавать открытые вопросы.
5) Аудитор может прервать собеседника, если он явно отвлекается от темы.
6) При окончании беседы аудитор должен подытожить полученную информацию и формировать главные выводы.
Наблюдение дает аудитору большой объем информации, относящееся к решению различных задач.
Объектами наблюдения могут быть:
- документация (внешний вид);
- состояние рабочих мест;
- поведение персонала;
- результаты процессов.
Выявление несоответствий.
Несоответствия – это невыполнения требования.
Несоответствия могут быть:
- значительными. Это несоответствие, приводящее к ухудшению качества продукции;
- незначительными. Не систематическое ухудшение или ошибка, не влияющая на качество продукции.
Систематически проявляющиеся незначительные несоответствия может рассматриваться как значительное.
По форме проявления несоответствия разделяют на фактические и потенциальные. Потенциальные несоответствия – которые могут проявиться в будущем с некоторой вероятность.
Причины фактическое несоответствие потенциальные
Все выявленные несоответствия должны документироваться со ссылками на невыполняемые требования нормативных документов. Заключения по результатам аудита формулируется аудиторской группой на совещании без представителей проверяемой стороны. Оно должно содержать:
1. Степень соответствия СМК критериям аудита.
2. Результативность (Р) и эффективность (Э) СМК (процессы, деятельность).
3. Возможности процесса анализа со стороны руководства для обеспечения постоянной пригодности СМК, ее адекватности, результативности и улучшения.
4. Проведение заключительного совещания. Цель – доведение результатов аудита до руководства проверяемой стороны и согласование всех спорных вопросов. В случае если не удается достичь согласия между аудиторами и проверяемой стороной, то протоколируются оба мнения.
Аудиторы могут дать рекомендации по улучшению, если это предусмотрено целями аудита. Но эти рекомендации не носят обязательного характера.