Южно-российский институт управления
Кафедра менеджмента
Г.В. Овчаренко
Н.Г. Ларкина
А.И. Морозова
ИнновационнОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Учебно-методическое пособие
Ростов-на-Дону
2016/17
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«российская академия народного хозяйства
И государственной службы
При президенте российской федерации»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмента
Г.В. Овчаренко, Н.Г. Ларкина, А.И. Морозова
Инновационное управление: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХиГС, 2016/17. – …..с.
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки и учебного плана 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата).
Предназначено для студентов Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся по направлению подготовки: 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) для всех форм обучения.
© Г.В. Овчаренко, Н.Г. Ларкина, А.И. Морозова
© ЮРИУ РАНХиГС, 2016/17
Содержание
Общие сведения о курсе…………………………………………………………… | |
Учебно-тематический план курса……………………………………………….. | |
Программа курса………………………………….………………………………. | |
Планы семинарских занятий…………………………………………………….. | |
Вопросы к экзамену…………………………………….………………………… | |
Образовательные технологии………………………….………………………… | |
Темы для контрольных работ……………………….…………………………… | |
Темы рефератов………….……………………………………………………..… | |
Тесты………………………………………………………………………………. | |
Ситуации……………………………………………………………………...…… | |
Эссе………………………………………………………………………………. | |
Понятия…………………………………………………………………………… | |
Инновационные игры …………………………………………………………… | |
Методические рекомендации по самостоятельной работе…………………… | |
Рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины………..….…… | |
Политика……………………………………………………………………..…… | |
Декомпозиция инновационных целей…………………………………..……… | |
Глоссарий………………………………………………………………………….. | |
Графическая информация………………………………………………...……… | |
Рекомендуемая литература ……………………………………………………… |
Общие сведения о курсе
В настоящее время становится все более актуальной оценка инновационной активности бизнеса, организаций, так и регионов, что определяет необходимость создания и взаимодействия системы мотивации и инновационной восприимчивости персонала.
Инновационная экономика – экономика новых знаний очень гибкая и подвижная система, способная адаптироваться к неопределенным изменениям внешней среды. Инновационные процессы, создающие инновационные продукты, являются основой инновационного развития систем.
Инновационное управление одна из наиболее актуальных и значимых дисциплин в современных условиях нестабильности российской экономики, которая характеризуется неблагоприятным и инвестиционно-инновационным климатом, выражающимся в нежелании отечественных (и тем более иностранных) инвесторов вкладывать деньги в различные инновационные проекты. Поэтому управление инновациями означает постоянный поиск инновационных управленческих моделей по внедрению новшеств, реализация которых предопределит выживание в условиях жесткой гиперконкуренции, а также занятию «пионерных» позиций на рынке.
Целью преподавания дисциплины «Инновационное управление» является формирование у бакалавров целостного представления о реализации инновационной стратегии как одном из инструментов системы управления инновационным развитием организации.
Задачи:
– показать место и значение инновационного управления в системе управления хозяйствующего субъекта;
– изучить основные понятия инновационного управления;
– сформировать практические инновационные.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Результаты освоения дисциплины определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности, умением вести исследования, принимать самостоятельные маркетинговые решения.
В результате освоения данной дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями(ОК):
– способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
– способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
– способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
– способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
– способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями(ОПК):
– способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
– способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
– способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);
– способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями(ПК):
организационно-управленческая деятельность:
– умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);
– владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);
– умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);
– способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);
информационно-методическая деятельность:
– владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
– умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7);
– способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);
коммуникативная деятельность:
– способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);
– способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);
– владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11);
проектная деятельность:
– способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12);
– способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий (ПК-13);
– способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14);
вспомогательно-технологическая (исполнительская):
– владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-17);
организационно-регулирующая деятельность:
– способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности (ПК-18);
– способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);
– умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-21);
исполнительно-распорядительная:
– владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);
– умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ПК-25);
– владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-26);
– способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
В результате освоения дисциплины бакалавр и магистр должны:
Знать:
– сущность инновационного управления: основные понятия дисциплины, их место в теории развития новой экономики;
– особенности применения инновационного управления в современных условиях реформирования производственного комплекса отечественной экономики;
– современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки в информационном центре.
Уметь:
– разбираться в специфике определения и реализации инновационных стратегий;
– анализировать инновационные проекты и программы, оценивать их инвестиционную привлекательность и проводить экспертизу инновационных проектов;
– разбираться во множестве организационных форм инновационной деятельности;
– видеть сущность ценностных оснований в управлении персоналом организации.
Демонстрировать способность и готовность:
– прогнозировать бизнес-процессы организации на основе компьютерного моделирования;
– разрабатывать программы обновления производства и составлять план мероприятий по реализации этих программ;
– уметь адекватно применять созданные новые особые знания персонала на производстве;
– вести патентно-лицензионную работу в различных подразделениях организации, ассоциациях и совместных предприятиях;
– проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных моделей управления инновациями.
Владеть:
– компьютерной техникой в режиме пользователя для решения инновационных задач;
– специальной терминологией инноватики и лексикой;
– навыками овладения новыми особыми знаниями.
Дисциплина «Инновационное управление» базируется на новых знаниях, умениях и навыках, полученных бакалаврами и магистрами при изучении таких дисциплин, как: «Экономическая теория», «Теория организации», «Стратегическое управление», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Основы менеджмента», «Логистика», «Информатика», «Психология» и др.
Самостоятельная работа бакалавров и магистров имеет целью закрепление и углубление полученных теоретических и практических знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формирование новой философии в создании новых особых знаний.
Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания
учебной дисциплины
«Инновационное управление»
Тенденции и разновидности моделей инновационного управления в инновационном развитии. Нововведения как объект инновационного управления. Инновационное управление: возникновение, становление и основные черты. Организация инновационного управления. Разработка инновационных программ и проектов. Создание творческих условий для внедрения новшеств. Модели инновационного управления. Инновационный маркетинг. Инновационное прогнозирование. Инновационные игры.
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Наименование темы | Очная форма | Заоч. форма | Сокр-ная форма | |||
Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | ||
Сущность и понятия инновационного управления. Инновационная теория Н.Д. Кондратьева. Теоретические и практико-управленческие аспекты. | |||||||
Инновационная экономика – неовоспроизводственный процесс. Инновационная сфера и инфраструктура. | |||||||
Инновационный анализ и прогнозирование. Инновационный маркетинг взаимодействия. | |||||||
Инновационная стратегия – достижение инновационной цели через инновационную структуру. | |||||||
Инновационное проектирование – инновазия моделей инновационной деятельности. | |||||||
Инновационный потенциал – реализация процесс-инноваций. | |||||||
Особенности инновационного процесса организации. | |||||||
Инновационная культура – новая философия организации. | |||||||
Инновационное управление человеческими ресурсами. Инновационное обучение.* | |||||||
Государственная инновационная политика – создание НИС. | |||||||
Инновационные изменения – аспект форсайта.* | |||||||
Итого | |||||||
Самостоятельная работа в том числе: – контрольная работа | |||||||
Экзамен | + | + | + |
*Тема для самостоятельного изучения очно-заочной и сокращенной форм обучения
Программа курса