Тема 10. Современный менеджер
Лекция 10. Современный менеджер
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:
ролевое направление; личностное направление; поведенческое направление; ситуационное направление; целесообразность; эффективность; межличностные роли; информационные роли; управляющие роли; способность управлять собой; способность влиять на окружающих; стремление к личностному росту и развитию; изобретательность и способность к инновациям; умение обучать подчиненных; первый этап; второй этап; третий этап; четвертый этап; важность; срочность; определение собственных ролей; определение ближайших дел; планирование собственной деятельности; ежедневная адаптация.
Направления изучения руководителя и его деятельности
Изучение личностных качеств и деятельности руководителя является неотъемлемой частью менеджмента. И в этом изучении можно выделить четыре основных направления [3].
1. Ролевое, в рамках которого изучаются сама деятельность руководителя, т.е. те роли, которые он должен исполнять на своем рабочем месте. И в этом направлении наиболее значимой представляется работа Генри Минцберга “Природа управленческого труда”, вышедшая в 1973 году.
2. Личностное, в рамках которого ученые пытаются установить личностные характеристики, присущие наиболее эффективным руководителям. Пик своего расцвета данное направление переживало в 30-50 годы нашего столетия, когда разрабатывалась теория великих людей. Однако, эти и последующие исследования не смогли установить характеристик личности, обеспечивающих успешное руководство в любых синуациях. Но исследования такого характера продолжаются и здесь необходимо назвать работу Майка Вудкока и Дейва Фрэнсиса “Раскрепощенный менеджер”.
3. Поведенческое, которое рассматривает манеру поведения руководителя в отношении подчиненных, т.е. его стиль управления.
4. Ситуационное, в рамках которого делаются попытки, во-первых, установить взаимозависимости эффективности деятельности руководителя, его личностных характеристик, стиля управления и той ситуацией, в которой он работает и принимает решения, а во-вторых, определить степень адаптивности разных руководителей к разным ситуациям.
Деятельность руководителя
В деятельности руководителя можно выделить два основных аспекта - целесообразность и эффективность. Целесообразность- это умение делать нужную работу. Эффективность - это умение экономично использовать все имеющиеся ресурсы. Целесообразность несравненно важнее эффективности, поскольку человек должен выполнять нужную работу, и только в этом случае имеет смысл говорить о ее эффективности.
Генри Минцберг выделил три группы ролей, которые должен исполнять руководитель, желающий эффективно работать:
1) межличностные;
2) информационные;
3) управляющие.
Межличностные роли описывают отношения, существующими между менеджером и его подчиненными, а также с другими людьми внутри и за пределами организации. Таким образом, он должен исполнять роли главы, лидера и связующего звена. Роль главы следует из его формального авторитета и символического положения. Как лидер руководитель должен уметь совместить цели организации и потребности отдельных людей, находящихся в его подчинении. В роли связующего звена менеджер поддерживает контакты на горизонтальном уровне, общаясь со своими коллегами, возглавляющими другие организации.
Информационные роли связаны с тем, что менеджер является своеобразным информационным центром, т.к. во-первых, к нему поступает информация, которую необходимо обработать и оценить, во-вторых, он должен передавать информацию, как своим подчиненным, так и за пределы возглавляемого коллектива. Таким образом, он должен исполнять роли получателя, распространителя информации и представителя своей организации в ее контактах с внешним миром.
Управляющие роли связаны с необходимостью принимать решения, проводить изменения в работе возглавляемого им подразделения и реагировать на изменения внешней среды. Таким образом, он должен исполнять роли инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов и посредника. Как инициатор менеджер принимает решения относительно инноваций, необходимых организации, при этом он должен как побуждать изменения, так и направлять их. Выполняя роль устранителя проблем, менеджер принимает решения в непредсказуемых ситуациях, возникающих помимо его воли. Как распределитель ресурсов менеджер принимает решения относительно финансов, персонала, оборудования и других ресурсов, одновременно с этим он распределяет работу между подчиненными. Распределяя ресурсы, руководитель вынужден вести переговоры и принимать решения, связанные с ответственностью за ресурсы организации.
Среди трех групп ролей наиболее важной является группа информационных ролей, посредством которой, помимо всего остального, происходит взаимоувязка межгрупповых и управляющих ролей.
Репертуар ролей и их наполнение свои у каждого руководителя, т.е. роль, имеющая большое значение для одного может не представлять ценности для его коллеги. Более того, на разных уровнях управленческой иерархии приоритет имеют разные роли.
Достоинствами ролевого подхода Минцберга являются:
1) возможность выделить различные фрагменты деятельности руководителя и, основываясь на этом делении, производить ее анализ;
2) возможность понять, что определенные виды деятельности являются не прерыванием основной работы менеджера, а ее составной частью; так, например, время, в течении которого руководитель присутствует на дне рождении своего подчиненного или разговаривает со своим коллегой, пусть даже не на производственные темы, не является потерянным для менеджера, поскольку эти действия - составная часть его работы.