Менеджер, его роли в организации. Менеджер и предприниматель

Менеджмент

Основные понятия менеджмента

Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Менеджмент является составной частью управления. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», хотя второй термин намного шире, поскольку применяется к самым различным видам человеческой деятельности.

Менеджмент – это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.

Под менеджментом понимается профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов.

Целью менеджмента как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное функционирование систем управления.

Целью менеджмента как практики эффективного управления, является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей, путем рациональной организации торгового процесса и развития технико-технологической базы организации.

Успешная деятельность на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизма эффективной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации - это результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.

Задачи менеджмента:

Главная задача – обеспечение существования предприятия на рынке. Руководство должно заниматься рыночными исследованиями, должно выявлять настоящие и будущие потребности своих потребителей; хорошо знать конкурентов, то есть заниматься маркетингом. Рынок подвижен - менеджмент должен быстро реагировать на изменения.

Обеспечение инноваций. (Новые услуги, более высокого качества, на более приемлемых условиях по сравнению с конкурентами).

Инновации – изменения предприятия в лучшую сторону. (Использование новых видов сырья, введение современных форм и методов облуживания, т. е. улучшение сервиса).

Экологическая проблема. (Руководство обязано придавать особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов).

Организация работы коллектива. (Сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту, повышать эффективность труда сотрудников).

Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

Менеджмент широко связан со многими экономическими, математическими, общественно – юридическими науками, такими как социология, психология, юриспруденция, социальная статистика и другие.

Виды менеджмента

Понятие организации. Общие характеристики организации.

Зависимость организации от внешней среды

Разделение труда в организации. Уровни управления

Управление древними организациями

Подходы к управлению на основе выделения различных школ

Развитие управления в России. Современная система взглядов на менеджмент

Процессный подход. Функции процесса управления. Связующие процессы

Системный подход. Открытие и закрытие системы

Ситуационный подход. Взаимосвязь ситуационного подхода и процесса управления

14. Сущность стратегического планирования

Миссия, цели организации. Характеристика целей организации.

Оценка и анализ внешней среды. Факторы внешней среды

Внутренняя среда и факторы, влияющие на управление

18. Сущность функции «планирование»

19. Виды планирования

20. Процесс планирования

Понятия и принципы организации процесса управления

Правила организации. Причины организационной деятельности

Взаимосвязь процесса и организационной структуры управления

Делегирование, ответственность, полномочия. Элементы организационной связи

25. Понятие и требования, предьявляемые к организационной структуре управления

26. Альтернативные варианты организационной структуры. Достоинства и недостатки

Звенья структуры управления. Свзи в организации

Понятие информации. Требования предьявляемые к информации

Менеджмент

Основные понятия менеджмента

Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Менеджмент является составной частью управления. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», хотя второй термин намного шире, поскольку применяется к самым различным видам человеческой деятельности.

Менеджмент – это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.

Под менеджментом понимается профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов.

Целью менеджмента как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное функционирование систем управления.

Целью менеджмента как практики эффективного управления, является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей, путем рациональной организации торгового процесса и развития технико-технологической базы организации.

Успешная деятельность на товарном рынке в острой конкурентной борьбе требует знания механизма эффективной работы. Сегодня уже никто не полагается только на удачу и интуицию. Благополучие организации - это результат продуманной деятельности руководства и персонала компании.

Задачи менеджмента:

Главная задача – обеспечение существования предприятия на рынке. Руководство должно заниматься рыночными исследованиями, должно выявлять настоящие и будущие потребности своих потребителей; хорошо знать конкурентов, то есть заниматься маркетингом. Рынок подвижен - менеджмент должен быстро реагировать на изменения.

Обеспечение инноваций. (Новые услуги, более высокого качества, на более приемлемых условиях по сравнению с конкурентами).

Инновации – изменения предприятия в лучшую сторону. (Использование новых видов сырья, введение современных форм и методов облуживания, т. е. улучшение сервиса).

Экологическая проблема. (Руководство обязано придавать особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов).

Организация работы коллектива. (Сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту, повышать эффективность труда сотрудников).

Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

Менеджмент широко связан со многими экономическими, математическими, общественно – юридическими науками, такими как социология, психология, юриспруденция, социальная статистика и другие.

Менеджер, его роли в организации. Менеджер и предприниматель

Менеджер – это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определённого вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Менеджеров традиционно подразделяют на 3 уровня: низший, средний и высший.

По данным исследований, современный руководитель лишь на 12-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а, прежде всего – организатором, психологом, социологом.

Роли менеджера:

1. Связана с принятием решений.

• Определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами;

• Разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию производства, приносящие изменения;

• Контролирует разработку определенных проектов;

• При столкновении с нарушениями менеджер отвечает за корректирующие действия;

• Отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации;

• Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

2. Информационные роли.

• Собирает разнообразную информацию о внешней и внутренней среде, которую использует в интересах дела;

• Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и базовые цели организации;

• Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации.

3. Межличностные роли.

• Выполняет обязанности правового и социального характера;

• Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор и подготовку работников;

Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально – психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать. К организаторским способностям относятся:

- Адаптационная мобильность (склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, готовность к риску, стремление к нововведениям, предприимчивость);

- Контактность (общительность, умение понимать и убеждать людей);

- Стрессоустойчивость (интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание);

- Доминантность (властность, честолюбие, стремление к лидерству, волевой характер).

Важнейшее требование к менеджеру – умение управлять людьми, а именно:

- знание своих прямых подчинённых, их способностей и возможностей выполнения поручаемой им работы;

- знание условий, связывающих предприятие и работников;

- защита интересов тех и других на справедливой основе;

- психологическая компетентность менеджера;

- умение устранять неспособных с целью эффективного функционирования фирмы.

1. Предприниматель является собственником бизнеса, а менеджер — наемным работником.

2. Предприниматель получает весь доход своего предприятия, менеджер – оговоренную ранее зарплату или, реже, процент от прибыли.

3. Присутствие предпринимателя в компании не обязательно. Его обязанности по контролю за деятельностью подчиненных выполняет менеджер.

4. Предприниматель решает стратегические вопросы развития предприятия, менеджер – текущие.

5. Предприниматель ставит задачи по развитию компании, менеджер регулирует их эффективное выполнение.

6. Предприниматель стремиться к динамике развития предприятия, менеджер ищет постоянства.

Наши рекомендации