Тема 2.4 Теория и практика принятия управленческого решения
Понятие «управленческое решение». Требование к управленческим решениям. Виды решений в менеджменте. Подходы к принятию управленческих решений.
Этапы принятия решения. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений: неформальные, коллективные, количественные. Определение эффективности принимаемых управленческих решений.
Практическая работа №3
Принятие управленческого решения по предлагаемой ситуации
Методические рекомендации
В начале необходимо рассмотреть понятие «управленческое решение», изучить требования к управленческим, решениям. Далее рассмотреть виды решений в менеджменте, подходы к принятию управленческих решений, этапы принятия решения. Затем изучить факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения и методы принятия управленческих решений: неформальные, коллективные, количественные.
Изучение темы заканчивается выполнением практической работы. Учащиеся должны уяснить основные этапы принятия управленческого решения.
Этапы принятия рациональных решений можно рассмотреть следующим образом.
Процесс принятия решения поддается формализации и может быть представлен в виде последовательности процедур, которые группируются по этапам (рис. 2). Достаточно очевидно, что все одиннадцать блоков нет необходимости анализировать, но некоторые требуют особого внимания. Так, конечным результатом блока 1 должно быть выявление базовых (главных) проблем, решение по которым необходимо принять в первую очередь. С этой целью перечисляются все проблемы, ранжируются по каким-то критериям или признакам и выбираются направления их решения на основе предварительной ресурсной оценки.
Подготовка решений | 1.Выявление и анализ проблемной ситуации | |||
2. Формулирование целей | ||||
3. Выявление наиболее полного перечня альтернатив | ||||
4. Отбор допустимых альтернатив | ||||
5. Предварительный выбор предпочтительной альтернативы | ||||
Принятие решения | 6. Сравнительная оценка альтернатив | |||
7. Проверка альтернатив (в том числе и экспериментально) | ||||
8. Выбор наиболее приемлемого решения | ||||
Реализация решения | 9. Определение этапов, сроков выполнения решения и исполнителей | |||
10. Обеспечение работ по выполнению решения | ||||
11 Выполнение решения |
Принято различать способы принятия решений в зависимости от того, на что ориентировано лицо, принимающее решение, на рациональный, административный, интуитивный.
1. Рациональный способ предусматривает, что рассматриваются все альтернативы, как и последствия, которые могут возникнуть в каждом возможном случае. Выбор падает на ту альтернативу, которая обеспечивает максимальный выигрыш. Для того чтобы рационально принимать решения, субъект решения должен:
знать свои цели и ранжировать их по степени важности;
знать все возможные альтернативные варианты решения проблемы;
знать относительные «за» и «против» каждой альтернативы;
всегда выбирать альтернативу, которая максимизирует достижение цели.
2. Административный способ принятия решения выражается в том, что руководитель исследует альтернативы до тех пор, пока не обнаруживает удовлетворительного решения, т. е. обеспечивающего достижение цели на минимальном уровне. Он выбирает первую альтернативу, которая отвечает поставленным целям.
3. При интуитивном способе принятия решения отсутствует систематический подход к выбору альтернатив. Этот способ часто используется творческими личностями. Большинство же решений обосновывается с использованием сочетания рационального и интуитивного способов. Основным критерием эффективности решений может служить отношение полученного в результате его реализации эффекта, выраженного показателем степени достижения цели, к величине затрат на разработку решения и его осуществление.
Пример 1
Неэффективная система менеджмента привела к тому, что предприятие оказалось на грани банкротства. На складе скопилось значительное количество нераспроданной продукции. Изделия, производимые предприятием, уступают по качеству аналогичным изделиям конкурентов и теряют рынки сбыта, часть ведущих работников и специалистов уволились с предприятия.
Задание. С чего вы начнете, если вас назначат директором этого предприятия?
Решение
Развитие ситуации. Следует начать с того, что необходимо сформировать на предприятии новую работоспособную команду управленцев и специалистов по основным направлениям его деятельности. От качества принимаемых управленческих решений зависит успешная работа предприятия, его выживаемость в конкурентной борьбе. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в рыночной экономике.
Пример 2
Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Развитие ситуации
Строго придерживаться субординации, не оспаривая решение начальника, предложить подчиненному отложить выполнение текущей работы.
Все зависит от того, насколько авторитетен в ваших глазах начальник.
Выразить свое несогласие с решением начальника; предупредить его о том, что впредь в таких случаях будете отменять его задания, порученные вашему подчиненному без вашего согласия.
В интересах дела отменить заданиие начальника и приказать подчиненному продолжать начатую работу.
Вопросы для самоконтроля
1 Дайте определение управленческого решения.
2 Назовите основные требования к управленческим решениям.
3 Опишите основные виды управленческих решений.
4 Дайте характеристику процесса принятия управленческих решений.
5 Назовите факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения.
6 Опишите методы принятия управленческих решений.
Литература
[3, с.45-65]; [5, с.193-215]; [6, с.144-158]; [7, с. 183-208]; [9, с. 274-334];
[15, с.173-181].