Тема 2.3 Управление конфликтами

Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов.

Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость

Методические рекомендации

Для начала рассмотрения темы необходимо рассмотреть понятие конфликта в организации и его структуру. Далее изучить виды конфликтов, причины и последст­вия конфликтов и стратегии поведения менеджера в конфликтных си­туациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.

Определение основных структурных элементов конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Приводимая в табл. 4 классификация является самой общей, и в ней мы выделяем виды конфликтов по различным признакам.

Таблица 4- Классификация конфликтов

Тема 2.3 Управление конфликтами - student2.ru

Причины конфликтов

Среди огромного множества причин конфликтов, прежде всего, выделим так называемые общие причины, которые проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

• неудовлетворенность условиями деятельности;

• нарушение служебной этики;

• нарушение трудового законодательства;

• ограниченность ресурсов;

• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

• неудовлетворительные коммуникации.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Таблица 5 - Типы конфликтных ситуаций

Тема 2.3 Управление конфликтами - student2.ru

Основные этапы конфликта

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Психологии выделяют пять основных стилей поведения в конфликте: избегание, уступки, противоборство, компромисс и сотрудничество.

Избегание – это стремление людей уйти от вопроса и обстоятельств, вызывающих конфликт. В целом это положительный стиль.

Уступки- это сохранение хороших отношений путем одностороннего сглаживания противоречий.

Противоборство– это стремление участников добиться победы над противником.

Компромисс – это урегулирование противоречий через взаимные уступки. В этом случае участники проявляют добрую волю и делают шаги навстречу друг другу. Результатом становится какая-то договоренность, которая, в конечном счете, устраивает участников именно своим встречным движением.

Сотрудничество -это совместный поиск преодоления противоречий. Лозунг такого стиля поведения – «ты не против меня, а мы вместе против конфликта». Часто результатом сотрудничества становится консенсус.

Пример 1

Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?

РЕШЕНИЕ

Данная ситуация является конфликтом.

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. В данном случае сотрудники организации

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт (спор по поводу сроков внедрения новой технологии)

Позиции конфликтующих сторон. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию

Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею? В данном случае необходимо выслушать позиции конфликтующих их аргументы за и против и прийти к компромиссу при этом, не ущемляя сотрудников и интересы производства.

Вопросы для самоконтроля

1 Дайте определение понятию конфликт. Назовите, что лежит в его основе.

2 Охарактеризуйте типы конфликта.

3 Назовите и поясните основные причины конфликтов.

4 Опишите виды конфликтных ситуаций.

5 Охарактеризуйте типы конфликтных личностей.

6 Перечислите и охарактеризуйте стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях.

Литература

[5, с.223-236, с.241-275]; [7, с. 231-242]; [8, с.106-111];[9, с. 423-431];

[15, с. 240-251]

Наши рекомендации