Методические указания по написанию отчёта по практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)

Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ОТЧЁТА ПО ПРАКТИКЕ

Учебная практика (Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

Направление подготовки: 080200.62 «Менеджмент»

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………
  2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ………………………………………………….
  3. ТРУДОЁМКОСТЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ……………………….
  4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ……
  5. ОБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ……………………………….
  6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………………….
  7. СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ……………..
  8. ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ…………………………….
  9. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ И ПОРЯДОК ЕЕ ЗАЩИТЫ……………………………………………………………………..
  10. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………
  11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ….

Приложение 1…………………………………………………………………………….

Приложение 2…………………………………………………………………………….

Приложение 3…………………………………………………………………………….

Приложение 4…………………………………………………………………………….



ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебная практика является обязательной частью подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» и предназначена для общей ориентации студентов в реальных условиях будущей деятельности по выбранной специальности на предприятиях, учреждениях и организациях и получения первичных профессиональных умений и навыков.

Основными целями учебной практики является ознакомление студентов с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности, включающее в себя:

1. закрепление и углубление у студентов теоретических знаний, полученных в процессе освоения основной образовательной программы по направлению «Менеджмент»;

2. приобретение практических навыков в области менеджмента.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

К основным задачам учебной практики относятся:

· осознание студентом мотивов и ценностей в выбранной сфере;

· общее знакомство с деятельностью и системой управления предприятия;

· применение на практике теоретических знаний в области управления предприятием;

· приобретение умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности на предприятии;

· усвоение методологии и технологии принятия организационно-управленческих решений.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП

Учебная практика является частью учебного процесса и является составной частью ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент», входит в раздел «Б.5. Практики, НИР».

Учебная практика базируется на основе полученных студентом ранее знаний по таким предметам как: «Методы принятия управленческих решений», «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Корпоративная социальная ответственность»,



«Деловые коммуникации».

Содержание учебной практики логически тесно связано с вышеуказанными дисциплинами, т.к. главной целью учебной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.

Формой текущего контроля являются регулярные консультации преподавателя – руководителя практики от кафедры.

Форма промежуточной аттестации – оценка по итогам практики.

МЕСТО И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Сроки прохождения практики определяются учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» и проводится на 2 курсе (4 семестр) в течение 2-х недель.

В соответствии с поставленными задачами, базами практики бакалавров могут являться организации, учреждения, предприятия разных форм собственности

и сфер деятельности: промышленные и торговые предприятия, научно-исследовательские, проектные учреждения, банки, страховые, инвестиционные, транспортные и иные организации, органы государственной и муниципальной власти

и управления, образовательные учреждения и иные организации независимо от их организационно-правовой формы.

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения практики у студента должны сформироваться следующие компетенции:

- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК - 8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-

13);

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

7.1. Прохождение практики начинается с подробного ознакомления с работой предприятия и средой его функционирования.

Анализ проводится на основе изучения отчетности, внутренней документации, инструкций, положений, материалов обследований, проводимых ранее администрацией предприятия, собственного наблюдения, опросов специалистов предприятия и торгово-оперативного персонала.

Информация и обобщающие материалы по организации торговой деятельности систематизируются согласно требованиям части 2 статьи 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 18.12.2009 г.

Студентом проводится анализ внешней и внутренней среды предприятия. Анализ внешней среды включает в себя характеристику факторов макро- и

микросреды. Рассматриваются наиболее значимые из факторов макросреды, влияющих на деятельность исследуемого предприятия. Приводится краткая характеристика рынка, на котором работает анализируемое предприятие, и делаются выводы о его целевой аудитории.

7.2. После изучения работы предприятия и описания среды его функционирования, студент должен провести анализ основных составляющих системы управления предприятием. Для этого необходимо изучить:

7.2.1. миссию, стратегические цели и задачи предприятия; 7.2.2. действующую на предприятии организационную структуру: тип, схема,

перечень структурных подразделений, их место в иерархической структуре, штатное расписание, оценка эффективности распределения функций и задач, специфика взаимодействия, права и ответственность;



7.2.3. систему внутриорганизационного контроля на предприятии: виды, формы, материально-техническое и организационное обеспечение;

7.2.4. информационную систему предприятия: порядок формирования базы данных, техническое обеспечение информационной системы.

7.2.5. организацию процесса подготовки, принятия и исполнения управленческих решений;

7.2.6. организацию основных операционных систем управления: управление закупками, управление продажами, управление качеством товаров и услуг.

Анализ системы управления персоналом, как одной из важных составляющих системы управления персоналом, студенты проводят при прохождении производственной практики.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов на учебной практике являются:

1. учебная литература по освоенным ранее профильным дисциплинам;

2. нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, на котором проходит учебную практику студент;

3. методические разработки для студентов, определяющие порядок прохождения и содержание учебной практики;

4. формы бухгалтерской, финансовой, статистической, внутренней отчетности, разрабатываемые на предприятии и инструкции по их заполнению.

а) основная литература:

1. Сорокина М.В. Основы менеджмента - Раздел I в учебнике. Менеджмент в торговле: Учебник. – СПб.:Бизнес-пресса, 2008.

2. Стратегический менеджмент/ под. Ред. Петрова А.Н. – СПб.: ПИТЕР, 2008.

3. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент – М.: ПИТЕР, 2008.

б) дополнительная литература:

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. – СПб.: ПИТЕР, 2007.

2. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. – М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2006.

3. Бараненко С.П. Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс/ С.П.Бараненко, М.Н. Дудин, Н.В.Лясников. – М.: Центполиграф, 2010.

4. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. Учебник для вузов - М.: Высшая школа,

2005.

5. Дафт Ричард Л. Менеджмент. 8-е издание /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009.

6. Дрогомирецкий И.И., Маховикова Г.А., Кантор Е.Л. Стратегическое планирование. – СПб.: ВЕКТОР, 2006.

7. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. – М.: ПРОСПЕКТ, ВЕЛБИ, 2008.

8. Коллис Д., Монтгомери С. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход. – М.: ОЛИМПБИЗНЕС, 2007.

9. Коэн Аллен Р. Курс МВА по менеджменту. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.



10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Издательство Вильямс, 2009.

11. Роббинз, Стивен П., Койлтер, Мэри. Менеджмент, 8-е издание. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.

12. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: учеб. – СПб.: Бизнес-пресса, 2008.

13. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии. – М.: ДЕЛО И СЕРВИС, 2008

14. Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. - СПб.: ПИТЕР, 2003.

в) профессиональные ресурсы удаленного доступа:

1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru.

2. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» [Электронный ресурс] –

Режим доступа: http://www.dis.ru/manag.

3. «Российский журнал менеджмента» [Электронный ресурс] – Режим доступа:www.rjm.ru.

4. Вестник Ассоциации менеджеров [Электронный ресурс] – Режим доступа:www.vam.amr.ru.

г) другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое и информационное обеспечение:

1. Внешние и внутренние регламенты, регулирующие деятельность предприятия.

2. Отчетность предприятия за последние 2-3 года, использованная в процессе анализа.

3. Другие документы, содержащие сведения о деятельности предприятия.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)

Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)

ОТЧЕТ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

на предприятии

«НАЗВАНИЕ»

Выполнил(а): Ф.И.О.

____________группа

Проверил:

Защита отчета:  
I___________ «__»______________________ 20 ___ г. _____________
оценка подпись

Санкт-Петербург

20___



Приложение 2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)

Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)

НАПРАВЛЕНИЕ НА ПРАКТИКУ

В соответствии с договором (письмом) №________ от «______» __________

20___г. на Ваше предприятие_______________________________________________

(название, адрес)

направляется _____________, студент __ курса бакалавриата по направлению 38.03.02 «Менеджмент» для прохождения учебной практики.

Время прохождения практики на основании приказа ректора ФГАОУ ВО «СПбПУ» № ____________ от «___» ___________20___ г. с «_____________» по «_____________»

Директор ВШТ и С _______________________ ФИО подпись

Отметки о прохождении практики

Прибыл на

__________________________________________________________________

(название предприятия) «_______»_______________ 20____ г. Начальник ОК________________ (ФИО)

(подпись)

М.П.

Убыл

«_______»________________20____г. Начальник ОК _______________ (ФИО) (подпись)

М.П.



Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)

Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)

Индивидуальное задание по профилю обучения студента

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________

Руководитель практики от университета _________________

(должность, Ф.И.О)

____________________

(подпись, дата)

Задание принял: __________________ _____________________

(подпись студента) (дата)



Приложение 4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)

Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ОТЧЁТА ПО ПРАКТИКЕ

Наши рекомендации