Методические указания по написанию отчёта по практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)
Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ОТЧЁТА ПО ПРАКТИКЕ
Учебная практика (Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)
Направление подготовки: 080200.62 «Менеджмент»
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Санкт-Петербург
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ………………………………………………….
- ТРУДОЁМКОСТЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ……………………….
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ……
- ОБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ……………………………….
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………………….
- СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ……………..
- ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ…………………………….
- ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ И ПОРЯДОК ЕЕ ЗАЩИТЫ……………………………………………………………………..
- ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ….
Приложение 1…………………………………………………………………………….
Приложение 2…………………………………………………………………………….
Приложение 3…………………………………………………………………………….
Приложение 4…………………………………………………………………………….
ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика является обязательной частью подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» и предназначена для общей ориентации студентов в реальных условиях будущей деятельности по выбранной специальности на предприятиях, учреждениях и организациях и получения первичных профессиональных умений и навыков.
Основными целями учебной практики является ознакомление студентов с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности, включающее в себя:
1. закрепление и углубление у студентов теоретических знаний, полученных в процессе освоения основной образовательной программы по направлению «Менеджмент»;
2. приобретение практических навыков в области менеджмента.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
К основным задачам учебной практики относятся:
· осознание студентом мотивов и ценностей в выбранной сфере;
· общее знакомство с деятельностью и системой управления предприятия;
· применение на практике теоретических знаний в области управления предприятием;
· приобретение умений и навыков профессионального поведения в процессе трудовой деятельности на предприятии;
· усвоение методологии и технологии принятия организационно-управленческих решений.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Учебная практика является частью учебного процесса и является составной частью ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент», входит в раздел «Б.5. Практики, НИР».
Учебная практика базируется на основе полученных студентом ранее знаний по таким предметам как: «Методы принятия управленческих решений», «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Корпоративная социальная ответственность»,
«Деловые коммуникации».
Содержание учебной практики логически тесно связано с вышеуказанными дисциплинами, т.к. главной целью учебной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.
Формой текущего контроля являются регулярные консультации преподавателя – руководителя практики от кафедры.
Форма промежуточной аттестации – оценка по итогам практики.
МЕСТО И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Сроки прохождения практики определяются учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» и проводится на 2 курсе (4 семестр) в течение 2-х недель.
В соответствии с поставленными задачами, базами практики бакалавров могут являться организации, учреждения, предприятия разных форм собственности
и сфер деятельности: промышленные и торговые предприятия, научно-исследовательские, проектные учреждения, банки, страховые, инвестиционные, транспортные и иные организации, органы государственной и муниципальной власти
и управления, образовательные учреждения и иные организации независимо от их организационно-правовой формы.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения практики у студента должны сформироваться следующие компетенции:
- способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК - 8);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-
13);
- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
7.1. Прохождение практики начинается с подробного ознакомления с работой предприятия и средой его функционирования.
Анализ проводится на основе изучения отчетности, внутренней документации, инструкций, положений, материалов обследований, проводимых ранее администрацией предприятия, собственного наблюдения, опросов специалистов предприятия и торгово-оперативного персонала.
Информация и обобщающие материалы по организации торговой деятельности систематизируются согласно требованиям части 2 статьи 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 18.12.2009 г.
Студентом проводится анализ внешней и внутренней среды предприятия. Анализ внешней среды включает в себя характеристику факторов макро- и
микросреды. Рассматриваются наиболее значимые из факторов макросреды, влияющих на деятельность исследуемого предприятия. Приводится краткая характеристика рынка, на котором работает анализируемое предприятие, и делаются выводы о его целевой аудитории.
7.2. После изучения работы предприятия и описания среды его функционирования, студент должен провести анализ основных составляющих системы управления предприятием. Для этого необходимо изучить:
7.2.1. миссию, стратегические цели и задачи предприятия; 7.2.2. действующую на предприятии организационную структуру: тип, схема,
перечень структурных подразделений, их место в иерархической структуре, штатное расписание, оценка эффективности распределения функций и задач, специфика взаимодействия, права и ответственность;
7.2.3. систему внутриорганизационного контроля на предприятии: виды, формы, материально-техническое и организационное обеспечение;
7.2.4. информационную систему предприятия: порядок формирования базы данных, техническое обеспечение информационной системы.
7.2.5. организацию процесса подготовки, принятия и исполнения управленческих решений;
7.2.6. организацию основных операционных систем управления: управление закупками, управление продажами, управление качеством товаров и услуг.
Анализ системы управления персоналом, как одной из важных составляющих системы управления персоналом, студенты проводят при прохождении производственной практики.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Учебно-методическим обеспечением самостоятельной работы студентов на учебной практике являются:
1. учебная литература по освоенным ранее профильным дисциплинам;
2. нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия, на котором проходит учебную практику студент;
3. методические разработки для студентов, определяющие порядок прохождения и содержание учебной практики;
4. формы бухгалтерской, финансовой, статистической, внутренней отчетности, разрабатываемые на предприятии и инструкции по их заполнению.
а) основная литература:
1. Сорокина М.В. Основы менеджмента - Раздел I в учебнике. Менеджмент в торговле: Учебник. – СПб.:Бизнес-пресса, 2008.
2. Стратегический менеджмент/ под. Ред. Петрова А.Н. – СПб.: ПИТЕР, 2008.
3. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент – М.: ПИТЕР, 2008.
б) дополнительная литература:
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. – СПб.: ПИТЕР, 2007.
2. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. – М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2006.
3. Бараненко С.П. Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс/ С.П.Бараненко, М.Н. Дудин, Н.В.Лясников. – М.: Центполиграф, 2010.
4. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. Учебник для вузов - М.: Высшая школа,
2005.
5. Дафт Ричард Л. Менеджмент. 8-е издание /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009.
6. Дрогомирецкий И.И., Маховикова Г.А., Кантор Е.Л. Стратегическое планирование. – СПб.: ВЕКТОР, 2006.
7. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. – М.: ПРОСПЕКТ, ВЕЛБИ, 2008.
8. Коллис Д., Монтгомери С. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход. – М.: ОЛИМПБИЗНЕС, 2007.
9. Коэн Аллен Р. Курс МВА по менеджменту. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Издательство Вильямс, 2009.
11. Роббинз, Стивен П., Койлтер, Мэри. Менеджмент, 8-е издание. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.
12. Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: учеб. – СПб.: Бизнес-пресса, 2008.
13. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии. – М.: ДЕЛО И СЕРВИС, 2008
14. Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. - СПб.: ПИТЕР, 2003.
в) профессиональные ресурсы удаленного доступа:
1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru.
2. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.dis.ru/manag.
3. «Российский журнал менеджмента» [Электронный ресурс] – Режим доступа:www.rjm.ru.
4. Вестник Ассоциации менеджеров [Электронный ресурс] – Режим доступа:www.vam.amr.ru.
г) другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое и информационное обеспечение:
1. Внешние и внутренние регламенты, регулирующие деятельность предприятия.
2. Отчетность предприятия за последние 2-3 года, использованная в процессе анализа.
3. Другие документы, содержащие сведения о деятельности предприятия.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)
Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)
ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
на предприятии
«НАЗВАНИЕ»
Выполнил(а): Ф.И.О.
____________группа
Проверил:
Защита отчета: | |
I___________ «__»______________________ 20 ___ г. | _____________ |
оценка | подпись |
Санкт-Петербург
20___
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)
Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)
НАПРАВЛЕНИЕ НА ПРАКТИКУ
В соответствии с договором (письмом) №________ от «______» __________
20___г. на Ваше предприятие_______________________________________________
(название, адрес)
направляется _____________, студент __ курса бакалавриата по направлению 38.03.02 «Менеджмент» для прохождения учебной практики.
Время прохождения практики на основании приказа ректора ФГАОУ ВО «СПбПУ» № ____________ от «___» ___________20___ г. с «_____________» по «_____________»
Директор ВШТ и С _______________________ ФИО подпись
Отметки о прохождении практики
Прибыл на
__________________________________________________________________
(название предприятия) «_______»_______________ 20____ г. Начальник ОК________________ (ФИО)
(подпись)
М.П.
Убыл
«_______»________________20____г. Начальник ОК _______________ (ФИО) (подпись)
М.П.
Приложение 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)
Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)
Индивидуальное задание по профилю обучения студента
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________
Руководитель практики от университета _________________
(должность, Ф.И.О)
____________________
(подпись, дата)
Задание принял: __________________ _____________________
(подпись студента) (дата)
Приложение 4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ)
Высшая школа товароведения и сервис (ВШТиС)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ОТЧЁТА ПО ПРАКТИКЕ