Методические указания к выполнению отчета по производственной практике по «биология»

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА

Имени К.А, ТИМИРЯЗЕВА

методические указания к выполнению отчета по производственной практике по «биология» - student2.ru (ФГБОУ ВПОРГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева)

Факультет Зооинженерный

Кафедра Зоологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПО «БИОЛОГИЯ»

Для студентов зооинженерного факультета очной, очно-заочной и заочной форм обучения по направлению «Биология»

3 курс, 5 семестр

Москва 2013

Составитель: Федотенков В. И., Пыхов С.Г.

Методические указания утверждены на заседании учебно-методической комиссии зооинженерного факультета по направлению «020400 Зоотехния»

Протокол № ____________ от «____» ______________ 20___ г.

Председатель комиссии: зав. кафедрой зоологии, профессор Г.И. Блохин

Рецензент:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Общие требования, сроки выполнения и порядок защиты отчета по практике
1.2. Основные этапы выполнения отчета
1.3. Общие сведения о содержании отчета
2.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ
2.1. Требования к содержанию структурных элементов отчета
2.1.1. Титульный лист отчета
2.1.2. Задание на производственную практику
2.1.4. Аннотация
2.1.3. Оглавление
2.1.5. Введение. Заключение
2.1.6. Основная часть
2.2. Технические требования к оформлению отчета
2.2.1. Требования к оформлению листов текстовой части
2.2.2. Требования к структуре текста
2.2.3. Требования к изложению текста
2.2.4. Требования к оформлению формул
2.2.5. Требования к оформлению иллюстраций
2.2.6. Требования к оформлению таблиц
2.2.7. Требования к оформлению списка литературы
2.2.8. Требования к оформлению приложений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков для самостоятельного решения практических задач в работе с биологическими объектами, в частности с животными.

В задачи производственной практики в первую очередь входит ознакомление с технологическими процессами организации - местом прохождения практики, методами содержания, кормления, разведения животных и методиками сбора первичных данных.

Темы заданий к производственной практике по биологии связаны с применением знаний, полученных при изучении дисциплин направления «Биология», таких как: зоология беспозвоночных и позвоночных, морфология и физиология животных, генетика и селекция животных, экология животных, териология и др., по тематике работ организации – места прохождения практики.

Задание к производственной практике может быть предложено студентом в зависимости от его интересов и должно быть согласовано с преподавателем - руководителем практики от университета. Результаты оформляются в виде отчета и защищаются студентом в установленные сроки.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие методические указания устанавливают требования к составу, содержанию и оформлению отчета по производственной практике, выполняемой на кафедре Зоологии по дисциплине «Биология» в Российском государственном аграрном университете – МСХА имени К.А. Тимирязева.

Отчет по производственной практике представляет собой самостоятельную работу научно-производственного характера, в которой демонстрируются:

· умение изучать и анализировать научную литературу;

· способность определять актуальность целей и задач и практическую значимость исследования;

· способность освоить традиционные и современные методы исследований;

· умение собирать и анализировать первичную экспериментальную информацию;

· понимание основных общебиологических закономерностей;

1.1. Общие требования, сроки выполнения и порядок защиты отчета по производственной практике

Отчет по производственной практике является одним из видов самостоятельной работы студентов, выполняется в соответствии с учебным планом и служит для развития необходимых специалисту навыков практического использования методов решения задач, изученных на лекционных, лабораторно практических занятиях и самостоятельно.

Отчет выполняется студентом в соответствии с заданием (приложение 1), выданным преподавателем – руководителем практики.

Выдача задания осуществляется руководителем в последние две недели семестра, в котором запланировано прохождение производственной практики. График выполнения отчета доводится до сведения студентов руководителем с указанием контрольных точек проверки выполнения отчета, даты сдачи отчета на проверку и сроков защиты.

Выполненный отчет представляется на проверку руководителю с личной подписью студента на титульном листе. Руководитель проверяет отчет, а результаты проверки оформляет в виде рецензии с возможными замечаниями и предложениями.

Рецензия представляется в письменном виде, где руководитель оценивает работу по следующим критериям:

- степень соответствия отчета по производственной практики заданию,

- перечень достоинств и недостатков отчета,

- грамотность и лаконичность пояснительной записки,

- тщательность разработки различных видов материала: графического, аудио и т.п.

В рецензии указывается возможная оценка «зачтено» и надписи «к защите» или «на доработку» (Приложение 5).

К защите отчета допускается студент, выполнивший работу в соответствии с требованиями, оговариваемыми в настоящем методическом указании.

Защита отчета проводится в течение первой учебной недели последующего семестра. Защита проводится публично и представляет собой следующие процедуры:

- доклад-презентация (не более 5 мин),

- вопросы присутствующих по существу работы, а также ответы на высказанные студенту в рецензии замечания по отчету,

- заслушивание руководителя и объявление им оценки.

Общая продолжительность защиты отчета о производственной практике не более 20 минут.

Примерная структура доклада-презентации студента к защите:

- представление темы производственной практики,

- актуальность проблемы,

- характеристика организации, в которой проходила производственная практика;

- краткое описание сделанной работы, в том числе основные направления совершенствования (практические выводы и рекомендации),

- общие выводы.

Выставление зачета в зачетную ведомость (экзаменационный лист) и зачетную книжку проводится только после передачи отчета на бумажном и электронном носителях с внесенными исправлениями.

Требования к содержанию структурных элементов отчета

Титульный лист отчета

Титульный лист является первым листом отчета. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 2.

Задание на производственную практику

Задание на производственную практику – структурный элемент отчета, содержащий наименование кафедры, фамилию и инициалы студента, дату выдачи задания, тему производственной практики и, исходные данные и краткое содержание отчета, срок представления к защите, фамилии и инициалы руководителя(ей). Задание выдается руководителем в виде отдельного листа формата А4 и вкладывается студентом в текстовую часть отчета. Задание подписывается руководителем и студентом. Форма бланка задания приведена в Приложении 1.

Аннотация

Аннотация – структурный элемент отчета, дающий краткую характеристику отчета с точки зрения содержания, назначения и новизны результатов работы. Аннотация является третьим листом пояснительной записки отчета. Пример оформления аннотации приведен в Приложении 2.

Оглавление

Оглавление (содержание) – структурный элемент отчета, кратко описывающий структуру отчета с номерами и наименованиями разделов, подразделов, а также перечислением всех приложений и указанием соответствующих страниц. Пример оформления оглавления приведен в Приложении 4.

Введение. Заключение

Требования к содержанию разделов «Введение» и «Заключение» определяются характером выполненной работы. «Введение» и «Заключение» – структурные элементы отчета, не включаются в общую нумерацию разделов и размещают на отдельных листах. Слова «Введение» и «Заключение» записывают посередине страницы с первой прописной буквы. Введение- обязательный раздел, включающий обоснование актуальности выбранной темы, обзор исследований, проведенных в выбранном направлении и формулирование основной цели работы и круга задач для осуществления этой цели. Во введении также определяется степень изученности проблемы и вопросы, требующие дополнительного исследования. Глава завершается формулировкой в конкретном виде (одной фразой) цели и задач работы. Каждая из намеченных задач, выносится в отдельное положение работы, по которому в основном тексте работы необходимо провести обсуждение, подкрепив его конкретными материалами.

Актуальность работыпредставляется в виде аргументации (в силу чего именно эта проблема значима).

Цель работыописывается одним предложением и, как правило, соответствует названию самой работы (или ее содержанию). У работы может быть только одна цель.

Задачи работысоответствуют разделам задания производственной практики. Например, «для осуществления поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Подобрать опытную и контрольную группу животных для исследований. 2. Провести измерения основных морфометрических показателей у животных сформированных групп. 3. и т.п.»

Теоретическая основа работы представляет собой, как правило, перечисление работ, литературных и других информационных источников, используемых при написании отчета.

Структура работы.В описании структуры работы указывается количество глав в работе и их краткая характеристика.

Новизна работы.В описании новизны работы указывается, что именно отличает данную работу от остальных подобных по этой проблеме.

Практическая значимость.В описании практической значимости раскрывается практическое значение работы, например, «работа может быть использована для…..».

«Заключение» фактически является резюме отчета, т.е. содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы с указанием на недостатки и проблемы практического характера, которые выявились в процессе работы, дальнейшие планы научных исследований для прохождения производственной практики и выполнения выпускной квалификационной работы.

«Введение» и «Заключение» являются творческими разделами (авторскими). На защите отчета комиссия обращает достаточное внимание именно на данные разделы, их содержательную часть и грамотность оформления.

Основная часть

Основная часть отчета делится на главы и параграфы и содержит обзорно-аналитическую часть.

Обзорно-аналитическая часть. Цель данной части - логически обосновать поставленную задачу исследования. Нельзя при обсуждении какого-либо положения ограничиваться простым перечнем источников или только перечислением изложенных в них сведений. По наиболее принципиальным вопросам - делают обобщающее заключение, обязательно выражая в нём своё мнение. Все высказываемые студентами положения должны быть, хорошо аргументированы, к ним даются ссылки на соответствующие источники. Если в литературе встречаются противоречия по изучаемому допросу, то студенты должны сгруппировать источники в зависимости от взглядов разных авторов и выразить своё отношение к ним, т. е. показать, с чем они согласны или не согласны, объяснить почему. При отсутствии в литературе достаточных сведений по затронутым проблемам в тексте это надо обязательно отметить. В первую очередь, используют работы, опубликованные за последние 10-15 лет. Количество иллюстраций в отчете зависит от их содержания и должно быть достаточным для того, чтобы придать излагаемому тексту ясность и конкретность. Графики, диаграммы и таблицы не должны дублировать друг друга. Таблицы по объёму не должны преобладать над текстом, так как в противном случае затрудняется его восприятие. Студенты обязаны продемонстрировать умение анализировать полученные сведения и на этой основе делать обоснованные обобщения, заключения и выводы.

Для большинства работ связанных с конкретной территорией или предприятием, приводится краткое описание района работ (предприятия), начиная с физико-географических особенностей, климата, растительности и кончая животным миром.

2.2. Технические требования к оформлению отчета

2.2.1. Требования к оформлению листов текстовой части

Текстовая часть отчета выполняется на листах формата А4 (210 х 297 мм) без рамки, соблюдением следующих размеров полей:

- левое – не менее 30 мм,

- правое – не менее 10 мм,

- верхнее – не менее 15 мм,

- нижнее – не менее 20 мм.

Страницы текста подлежат обязательной нумерации, которая проводится арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не проставляется.

Текстовую часть можно выполнить одним из следующих способов:

- с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ согласно ГОСТ 2.004;

- машинописным – через полтора интервала. Шрифт пишущей машинки должен быть четким, высотой не менее 2,5 мм, лента только черного цвета (полужирная).

- рукописным – чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304 с высотой букв не менее 2,5 мм, а цифр – 5 мм. Цифры и буквы выполняются тушью или пастой (чернилами) черного цвета.

При выполнении текстовой части работы на компьютере текст должен быть оформлен в текстовом редакторе Word for Windows.

Тип шрифта: Times New Roman Cyr. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт. Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт. Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт.

Межсимвольный интервал: обычный. Межстрочный интервал: полуторный.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением в том же месте исправленного текста машинописным способом или черными чернилами. Помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются. Возможно наклеивание рисунков и фотографий.

Требования к структуре текста

Отчет должен быть выполнен с соблюдением требованием ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации). Текст основной части разделяют на разделы, подразделы, пункты (ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 7.32-81).

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего текста, обозначенные арабскими цифрами без точки. Каждый раздел пояснительной записки рекомендуется начинать с нового листа. Наименование разделов записываются в виде заголовков (симметрично тексту) с прописной буквы шрифта Times New Roman, размер 14 пт.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенной точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Наименование подразделов записываются в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной), шрифт Times New Roman, размер 14 пт.

Подраздел допускается разбивать на пункты, нумерация которых выполняется аналогично.

Пример: 1.2.3 - обозначает раздел 1, подраздел 2, пункт 3

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставиться скобка, а запись производится с абзацного отступа.

Пример:

а) ______________

б) ______________

1)______________

2)______________

в) __________________

«Введение» и «Заключение» не нумеруются.

Наименования разделов и подразделов должны быть краткими. Наименование разделов и подразделов записывают с абзацного отступа с первой прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно 15 мм. Расстояние между заголовками разделов и подраздела – 8 мм. Расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком подраздела – 15 мм. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Требования к изложению текста

Изложение содержания пояснительной записки должно быть кратким и четким. В тексте должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами или общепринятые в научно-технической литературе.

Условные буквенные обозначения величин, а также условные графические обозначения должны соответствовать требованиям государственных стандартов (это относится и к единицам измерения). Условные буквенные обозначения должны быть тождественными во всех разделах записки. Если в пояснительной записке принята особая система сокращения слов или наименований, то в ней должен быть приведен перечень принятых сокращений, который помещают перед «содержанием».

В тексте, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениям величин (следует писать слово «минус»);

- применять знак «Æ» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «Æ»;

- применять без числовых значений математические знаки, например:

- < (больше), > (меньше),= (равно), ≤ (больше или равно), ≥ (меньше или равно),

- ≠ (не равно), а также № (номер), % (процент);

- применять индексы стандартов, технических условий без регистрационного номера.

Правила печатания знаков. Знаки препинания (точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки) от предшествующих слов пробелом не отделяют, а от последующих отделяют одним пробелом.

Дефис от предшествующих и последующих элементов не отделяют.

Тире от предшествующих и последующих элементов отделяют обязательно.

Кавычки и скобки не отбивают от заключенных в них элементов. Знаки препинания от кавычек и скобок не отбивают.

Знак № применяют только с относящимися к нему числами, между ними ставят пробел.

Знаки сноски (звездочки или цифры) в основном тексте печатают без пробела, а от текста сноски отделяют одним ударом (напр.: слово1, 1 Слово).

Знаки процента и промилле от чисел отбивают.

Знаки углового градуса, минуты, секунды, терции от предыдущих чисел не отделяют, а от последующих отделяют пробелом (напр.: 5º 17´´).

Знак градуса температуры отделяется от числа, если за ним следует сокращенное обозначение шкалы (напр., 15 ºС, но 15º Цельсия).

Числа и даты. Многозначные числа пишут арабскими цифрами и разбивают на классы (напр.: 13 692). Не разбивают четырехзначные числа и числа, обозначающие номера.

Числа должны быть отбиты от относящихся к ним наименований (напр.: 25 м). Числа с буквами в обозначениях не разбиваются (напр.: в пункте 2б). Числа и буквы, разделенные точкой, не имеют отбивки (напр.: 2.13.6).

Основные математические знаки перед числами в значении положительной или отрицательной величины, степени увеличения от чисел не отделяют (напр.: -15, ×20).

Для обозначения диапазона значений употребляют один из способов: многоточие, тире, знак ÷, либо предлоги от … до … . По всему тексту следует придерживаться принципа единообразия.

Сложные существительные и прилагательные с числами в их составе рекомендуется писать в буквенно-цифровой форме (напр.: 150-летие, 30-градусный, 25-процентный).

Стандартной формой написания дат является следующая: 20.03.93 г. Возможны и другие как цифровые, так и словесно-цифровые формы: 20.03.1993 г., 22 марта 1993 г., 1 сент. 1999 г.

Все виды некалендарных лет (бюджетный, отчетный, учебный), т.е. начинающихся в одном году, а заканчивающихся в другом, пишут через косую черту: В 1993/94 учебном году. Отчетный 1993/1994 год.

Сокращения. Используемые сокращения должны соответствовать правилам грамматики, а также требованиям государственных стандартов.

Однотипные слова и словосочетания везде должны либо сокращаться, либо нет (напр.: в 1919 году и ХХ веке или в 1919 г. и ХХ в.; и другие, то есть или и др., т.е.).

Существует ряд общепринятых графических сокращений:

Сокращения, употребляемые самостоятельно: и др., и пр., и т.д., и т.п.

Употребляемые только при именах и фамилиях: г-н, т., им., акад., д-р., доц., канд.физ.-мат.наук, ген., чл.-кор. Напр.: доц. Иванов И.И.

Слова, сокращаемые только при географических названиях: г., с., пос., обл., ул., просп. Например: в с. Н. Павловка, но: в нашем селе.

Употребляемые при ссылках, в сочетании с цифрами или буквами: гл.5, п.10, подп.2а, разд.А, с.54 – 598, рис.8.1, т.2, табл.10 – 12, ч.1.

Употребляемые только при цифрах: в., вв., г., гг., до н.э., г.н.э., тыс., млн., млрд., экз., к., р. Например: 20 млн. р., 5 р. 20 к.

Используемые в тексте сокращения поясняют в скобках после первого употребления сокращаемого понятия. Напр.:… заканчивается этапом составления технического задания (ТЗ).

В пояснительной записке следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417 или ГОСТ 8.430. В качестве обозначений предусмотрены буквенные обозначения и специальные знаки, напр.: 20.5 кг, 438 Дж/(кг/К), 36 ºС. При написании сложных единиц комбинировать буквенные обозначения и наименования не допускается. Наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению.

2.2.4. Требования к оформлению формул

Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект.

Размеры шрифта для формул:

- обычный – 14 пт;

- крупный индекс – 10 пт;

- мелкий индекс – 8 пт;

- крупный символ – 20 пт;

- мелкий символ – 14 пт.

Значения указанных символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой, причем каждый символ и его размерность пишутся с новой строки и в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.

Пример:

Плотность животных в угодьях, особей на 1000 га, определяется по формуле:

методические указания к выполнению отчета по производственной практике по «биология» - student2.ru (3.1)

где 1,57 – коэффициент;

n – число пересечений маршрута следами, шт;

S – длина маршрута, км;

L - длина суточного наследа, км .

Все формулы нумеруются арабскими цифрами, номер ставят с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Номер формулы состоит из 2-х частей, разделенный точкой, например (3.1), первая часть выделена под номер раздела, вторая часть – номер формулы. Допускается нумерация формул в пределах пояснительной записки. При переносе формулы номер ставят напротив последней строки в край текста. Если формула помещена в рамку, номер помещают вне рамки против основной строки формулы.

Группа формул, объединенных фигурной скобкой, имеет один номер, помещаемый точно против острия скобки.

При ссылке на формулу в тексте ее номер ставят в круглых скобках. Например:

Из формулы (3.1) следует…

В конце формулы и в тексте перед ней знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации. Формулы, следующие одна за другой, отделяют запятой или точкой с запятой, которые ставят за формулами до их номера. Переносы формул со строки на строку осуществляются в первую очередь на знаках отношения (=; ≠; ≥, ≤ и т.п.), во вторую – на знаках сложения и вычитания, в третью – на знаке умножения в виде косого креста. Знак следует повторить в начале второй строки. Все расчеты представляются в системе СИ.

2.2.5. Требования к оформлению иллюстраций

Иллюстрации, сопровождающие пояснительную записку, могут быть выполнены в виде диаграмм, номограмм, графиков, чертежей, карт, фотоснимков и др. Указанный материал выполняется на формате А 4, т.е. размеры иллюстраций не должны превышать формата страницы с учетом полей. Если ширина рисунка больше 8 см, то его располагают симметрично посередине. Если его ширина менее 8 см, то рисунок, как правило, располагают с краю, в обрамлении текста. Допускается размещение нескольких иллюстраций на одном листе. Иллюстрации могут быть расположены по тексту пояснительной записки, а также даны в приложении. Сложные иллюстрации могут выполняться на листах формата А3 и больше со сгибом для размещения в пояснительной записке.

Все иллюстрации нумеруются в пределах текста арабскими цифрами (если их более одной). Нумерация рисунков может быть как сквозной, например,Рис.1, так и индексационной (по главам пояснительной записки, например, Рис. 3.1). Иллюстрации могут иметь, при необходимости, наименование и экспликацию (поясняющий текст или данные). Наименование помещают под иллюстрацией, а экспликацию под наименованием. В тексте, где идет речь о теме, связанной с иллюстрацией, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (рис. 3.1) либо в виде оборота типа «…как это видно на рис.3.1».

При оформлении графиков оси (абсцисс и ординат) вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят (рис.3.1). Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). По осям координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного, и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи.

методические указания к выполнению отчета по производственной практике по «биология» - student2.ru

Рис. 3.1. Динамика высоты снежного покрова зимой 2011/12 г.г.

Схемы выполняют без соблюдения масштаба и пространственного расположения.

Иллюстрации должны быть вставлены в текст одним из следующих способов:

- либо командами ВСТАВКА-РИСУНОК (используемые для вставки рисунков из коллекции, из других программ и файлов, со сканера, созданные кнопками на панели рисования, автофигуры, объекты Word Art, а так же диаграммы). При этом все иллюстрации, вставляемые как рисунок, должны быть преобразованы в формат графических файлов, поддерживаемых Word;

- либо командами ВСТАВКА-ОБЪЕКТ. При этом необходимо, чтобы объект, в котором создана вставляемая иллюстрация, поддерживался редактором Word стандартной конфигурации.

2.2.6. Требования к оформлению таблиц

Цифровой материал принято помещать в таблицы. Таблицы помещают непосредственно после абзацев, содержащих ссылку на них, а если места недостаточно, то в начале следующей страницы.

Все таблицы должны быть пронумерованы. Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенного точкой. Например, Таблица 1.1 – эта пишется над правым верхним углом таблицы без значка № перед цифрой и точки после нее. Допускается сквозная нумерация в пределах пояснительной записки. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагаются посередине страницы и пишут прописным шрифтом без точки на конце. Заголовок и слова таблица начинают писать с прописной буквы. Высота таблицы с записями в одну строку должна быть не более 8 мм. Если в таблице встречается повторяющийся текст, то при первом же повторении допускается писать слово «то же», а далее кавычками ( ” ). Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, символов не допускается. Если цифровые или текстовые данные не приводятся в какой-либо строке таблицы, то на ней ставят прочерк (–). Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы они следовали одни под другими.

При переносе таблицы на другой лист заголовок помещают над первой частью, над последующими пишут надписи «продолжение таблицы 1.2». Единственная таблица не нумеруется. Сноски к таблице печатают непосредственно под ней.

Таблица 1.1

Численность пятнистых оленей на подкормочной площадке №1

    Дата Поголовье животных, особей
Сеголетки ♀ годовалые ♀ старше 2-х лет ♂ молодые ♂ трофейные (рогачи) Всего
15.03.2011
22.03.2011
07.04.2011
14.04.2011
Итого в среднем 5,3 30,5 19,5 6,3 14,3 75,9
Итого, % 6,9 40,1 25,7 8,3 18,8

2.7. Требования к оформлению списка литературы

Список литературы – структурный элемент отчета, который приводится в конце текста отчета, представляющий список литературы, нормативно-технической и другой документации, использованной при составлении пояснительной записки. Список источников помещается на отдельном нумерованном листе (листах) пояснительной записки, а сами источники записываются и нумеруются в порядке их упоминания в тексте. Источники должны иметь последовательные номера, отделяемые от текста точкой и пробелом. Оформление производится согласно ГОСТ 7.1-84. Ссылки на литературные источники приводятся в тексте и косых скобках в порядке их перечисления по списку источников, например, /3/, /18/. Во избежание ошибок, следует придерживаться формы библиографических сведений об источнике из официальных печатных изданий.

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц.

При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов – Москва (М) и Санкт-Петербург (СПб).

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Сведения об отчете по НИР должны включать: заглавие отчета (после заглавия в скобках приводят слово «отчет»), его шифр, инвентарный номер, наименование организации, выпустившей отчет, фамилию и инициалы руководителя НИР, город и год выпуска, количество страниц отчета.

Сведения о стандарте должны включать: обозначение и наименование стандарта.

2.2.8. Требования к оформлению приложений

Некоторый материал отчета допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть графический материал, таблицы большого формата, фотографии и рисунки, карты и т.д. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием наверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложения обозначают арабскими цифрами по порядку, начиная с 1.

Приложения в общий объем отчета не включают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания отчета по производственной практике окончательно формулируется тема. На основании собранного экспериментального материала составляется план дальнейший работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Задание на производственную практику ________________________________________________________________________ Студенту ___________________________________________________________________ Исходные данные: ________________________________________________________________________ Цель практики: выработка умений и навыков будущих специалистов в вопросах биологии   Структура пояснительной записки:работа должна быть представлена титульным листом, настоящим заданием, аннотацией (на русском языке), оглавлением, введением, основной частью (обзорно-аналитической), заключением, списком источников изученной литературы и приложением. Перечень подлежащих разработке вопросов основной части: В обзорно-аналитической –Общие сведения о биологии, хозяйственном значении и перспективах использования выбранного объекта.   Примечание: возможно включение студентом дополнительных разделов по собственному усмотрению. Дата выдачи задания «___»___________20__г. Срок защиты отчета « » 20_ г. Руководитель ________________(________________________) Исполнитель студент группы ________________(_________________________)

Приложение 2

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Приложение 3

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ АННОТАЦИИ

АННОТАЦИЯ Отчет о прохождении производственной практики содержит … страниц, в том числе … рисунков, …источников, …приложений. В данном отчете изложены основные сведения о ………….. Особо рассмотрен вопрос охраны…………. видов в естественные биотопы нашей страны. Исследования проведены в ……….(название организации) на …….. Получены экспериментальные данные Все это позволяет … К достоинствам работы следует отнести ….. Это позволит ….

Приложение 4

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ   Введение ………………………………………………………..………………….…..1 1. Общие сведения..…………………………………………………..……..…………3 1.1. Систематика и биология выбранного вида…………………………………….10 2. Вид в естественных условиях……………….……………………………………12 2.1. Распространение и экология вида………………………………………………13 2.2. Лимитирующие факторы………………………………………………………..14 2.3. Охрана ресурсов и природоохранный статус вида…………………………….15 3. Основная часть 3.1. Цель и задачи работы 3.2. Материал и методика…………………………………………………………….20 3.3. Обсуждение полученных результатов………………………………………….21 Заключение……………………………………………………………………………22 Список литературы…………………………………………………………………...23 Приложения…………………………………………………………………………...25  

Приложение 5

ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

(справочное)

Список использованных источников 1. Федотенков, В.И. Подводные наблюдения за зимующей молодью/ Федотенков В.И., Белковский Н.М., Власов И.Ф. Биатов Ю.А.// Рыбоводство и рыболовство.- 1984.-№ 11.- С. 17-18. 2 .

Примеры:

Статьи из журналов и газет

8. Баранов, Н.С. Методы учета наземных млекопитающих/ Н.С. Бар

Наши рекомендации