Процессы СМК. Процессный подход

Процесс СМК — это процесс, которому соответствует последовательность реально совершаемых и логически законченных действий (операций), являющийся составляющей частью общей системы организации.

Каждый процесс СМК имеет:

1. свою определенную цель, подчиненную общей цели компании.

2. владельца, который может управлять ресурсами и отвечает за исполнение процесса.

3. входы. Это объекты (сырье, материалы, информация), которые должны быть преобразованы процессом СМК.

4. выходы. Результат преобразования входов процессом СМК.

5. ресурсы. Ресурсы — средства, с помощью которых входы процесса преобразуются в выходы. К ресурсам относится персонал, оборудование, помещения, электроэнергия и т. п.

6. систему контроля качества и исправления ошибок. Это набор процедур, правил, инструкций, обеспечивающий правильное функционирование процесса СМК, согласно его цели.

7. систему показателей и критериев оценки процесса.

Процессный подход - это рассмотрение действий по изготовлению продукции как непрерывного технологического процесса, в котором участвует множество людей — работников, каждый из которых вносит в изделие свой трудовой вклад, и общий результат работы зависит от вклада всех участников без исключения.

Ошибка в работе даже одного участника процесса может серьезно сказаться на общем результате всего процесса и свести на нет усилия всех остальных участников.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

Принципы всеобщего менеджмента качества

Ориентация на потребителя - именно потребитель устанавливает уровень качества. Только потребитель определяет, приведут ли затраченные средства и усилия к успеху.

Вовлечение персонала – принцип TQM обеспечивает постоянную совместную работу всех сотрудников организации по достижению целей. Вовлечение персонала может быть достигнуто только после того, как у сотрудников пропадет страх потерять рабочее место, когда появится доверие к изменениям и будут даны полномочия их осуществлять, а руководство создаст необходимое для этого окружение.

Процессный подход – TQM рассматривает любую деятельность организации как процесс. Процесс это набор действий, которые преобразуют объекты от поставщиков (входы) в некоторые результаты (выходы) и передают эти результаты потребителям. Исполнение процесса необходимо постоянно контролировать, чтобы была возможность обнаружить отступления от установленного порядка.

Единство системы – организация может состоять из различных специализированных подразделений, которые имеют вертикальную иерархию подчиненности. Эти подразделения связаны процессами, которые обеспечивают горизонтальное взаимодействие. Для того, чтобы достигнуть высоких результатов в производимых продуктах или предоставляемых услугах необходимо воспитывать в организации культуру качества во всех подразделениях одновременно.

Стратегический и систематический подход – Постоянное улучшение качества должно стать частью стратегического плана организации. Для достижения поставленных целей по улучшению качества необходимо проводить систематическую и непрерывную работу.

Непрерывное улучшение – этот принцип является опорой TQM. Непрерывное улучшение позволяет организации применять и аналитические, и творческие методы для поиска путей повышения своей конкурентоспособности и эффективности.

Принятие решений на основе фактов – для того, чтобы понимать, как работает организация, необходимы данные результатов измерений работы. Чтобы проводить улучшения необходимо постоянно собирать и анализировать данные о работе. Только на основе фактических данных можно принимать правильные управленческие решения.

Коммуникации – во время изменений эффективные коммуникации играют огромную роль в поддержании морального духа и мотивации сотрудников всех уровней управления. Необходимо, чтобы коммуникации по вопросам происходящих изменений стали ежедневными действиями, такими же, как обычные процессы.

Планирование менеджмента качества

Успешное и эффективное функционирование предприятия в рамках политики в области качества обусловлено постановкой конкретных целей и задач. Процесс целеполагания и прогнозирования ожидаемого результата, есть не что иное как – планирование системы менеджмента качества. Для улучшения динамики развития деятельности, при внедрении системы менеджмента качества цели и задачи постоянно пересматриваются и корректируются.

Цели в сфере менеджмента качества – конкретные результаты или достижения, конечные состояния, к которым стремится компания.

Планирование системы менеджмента качества должно учитывать следующие специфические особенности целей:

· индивидуальность

· измеримость

· реальность

· временное ограничение

Однако главной целью системы менеджмента качества всегда является удержание лидирующих позиций на рынках. Следовательно, при планировании системы менеджмента качества, особенное внимание нужно уделить вопросу о том, как максимально удовлетворить потребности клиентов и партнеров. Эта цель всегда лежит в основе любой политики менеджмента качества и приоритетна.

Предприятие находится в постоянном взаимодействии другими компаниями и физическими лицами. Развитие и процветание возможно только при условии постоянной реализации своей продукции потребителю. Именно перманентность процесса сбыта товара очень важна для удержания своих позиций. В свою очередь непрерывность реализации продукции может быть обеспечена только в условиях постоянного совершенствования управления предприятием. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании эффективной системы менеджмента качества.

Наши рекомендации