Организация аналитической работы с детьми в отряде
Планирование воспитательной работы с детьми.
Основные понятия темы: план, план – сетка, программа смены, тематика смены,планирование работы.
План изучения темы
1. Технологии и способы планирования воспитательной работы в ДОЛ.
2.Методы, приемы и формы коллективного планирования.
3.Организация аналитической работы с детьми в отряде.
1. Технологии и способы планирования воспитательной работы в ДОЛ.
Планирование работы – это процесс совместной деятельности администрации детского оздоровительного учреждения образования, педагогов и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса, жизни и деятельности.
Работа вожатого - процесс творческий, разноплановый, где не все сразу можно предугадать, - от организации коллективной деятельности сотен ребят до тонкого индивидуального педагогического воздействия на личность подростка. Поэтому опытный вожатый уделяет много времени планированию своей деятельности и деятельности вверенного ему отряда детей.
Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование - основа будущей эффективной работы.
Средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, содержательной и целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря является грамотно составленный план работы.
Программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, возможностей, традиций своего отряда, лагеря, педагогического коллектива.
План- стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить воспитательная работа.
План - документ, учитывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и сложной для него же, соответствовать его интересам, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.
План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и данных перспектив.
При планировании, по утверждению Т.А. Юзефавичус, важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию и принцип управляемости. Реализация первого принципа предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечения тесной взаимосвязи всех сторон воспитания, единства педагогических требований со стороны педагогического коллектива лагеря. Принцип управляемости требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия. Важно предусмотреть возможность корректировки педагогической деятельности по результатам анализа эффективности воспитательной работы.
В свою очередь Л.Ф. Воронкова подразделяет принципы успешного осуществления планирования на:
– принципы педагогического моделирования;
– принципы воспитательной работы в лагере.
К принципам педагогического моделирования можно отнести принципы:
o системности;
o конкретности;
o оптимальности;
o диалога;
o индивидуальности;
o научности;
o непрерывности.
Принципы воспитательной работы:
o добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
o системность в организации деятельности отряда;
o личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;
o сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
o сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;
o диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;
o создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений.
Л.Ф. Воронкова выделяет следующие функции планирования:
направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
прогнозирующая – в ходе разработки плана реализуется педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности отряда на предстоящую лагерную смену;
координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясное представление о направлении и содержании предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью плана контролировать свой путь к достижению цели;
воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого времени.
Советы вожатому, планирующему свою работу:
o ознакомьтесь с программой данного лагеря;
o определите цели и задачи предстоящей смены;
o изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;
o изучите возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
o отберите средства, формы и методы, которыми владеете;
o составьте модель смены с учетом возможностей лагеря;
o продумайте, как создать творческую атмосферу в отряде;
o учитывайте интересы детей.
Исходными данными для планирования могут служить следующие:
o государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;
o календарь летних праздников;
o текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;
o личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;
o традиции лагеря;
o информация о детях;
o ожидания детей;
o задачи оздоровительного периода;
o модель смены.
Требования к плану работы вожатого:
o направленность плана на достижение определенного педагогического результата - отражение социального заказа на формирование качеств личности;
o соответствие целям и задачам программы лагеря;
o полезная направленность планируемых дел;
o учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;
o разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;
o систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;
o реальность планов (по видам деятельности, по срокам);
o согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.
Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем. Важно другое: знать детей, любить их, быть терпимым. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать их, изучать специально и в ежедневном общении.
Рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену и ежедневный – план на каждый день (утро – день - вечер).
Такие планы разрабатывают заместитель директора лагеря по воспитательной работе, педагогический коллектив лагеря, отряды.
Позиция заместителя директора по воспитательной работе обязывает его смотреть вперед, проектировать завтрашний день всех отрядов, кружков, мероприятий, определять стратегию и тактику развития временного детского коллектива.
План на смену - это документ, в котором обозначены дела, в подготовке и проведении которых принимает участие весь педагогический коллектив.
Перспективный план разрабатывается на период (лето). Он может включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков.
Календарный план конкретизирует и дополняет перспективный план. Календарный план разрабатывают вожатые совместно с детьми на смену.
Лучший план работы - план, одобренный и подсказанный детьми. Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в выборе форм отдыха, начинать на их территории, постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность.
Специфика жизни детского оздоровительного лагеря диктует необходимость учитывать при планировании три основные периода смены: организационный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свои особенности, педагогические задачи, формы и методы работы.
Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой. План-сетка охватывает содержание всего периода. План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности (в каждом отряде свои и делается это уже в лагере вместе с ребятами). План оформляется и помещается в отрядном уголке. Оформление его может быть различным: в виде домика, паутинки, солнца, дерева, поезда, ромашки, аквариума, звездного неба, шаров, салюта, карты, маршрутного листа и т.п. Наиболее удобная форма рабочего плана – план-сетка. Лист бумаги расчерчен на столько клеток, сколько дней в лагерной смене. В них отмечается, в какой день и что будет проводиться. План-сетка позволяет наглядно увидеть, не перегружен ли план работы отряда, выполним ли он в отведенные сроки, не назначено ли несколько дел на одно и то же время.
План - сетка
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Структура плана может быть и такой: дата, дела, ответственные.
План работы отряда
№ п/п | Воспитательное дело | Место проведения | Участники | Ответственные | Отметка о выполнении |
1. | |||||
2. |
Ежедневный план работы вожатого (планирование на каждый день) — это план, в котором отражен порядок последовательных действий вожатого, необходимых при организации каждого дня. В этом документе вожатый отмечает для себя основные моменты подготовки к мероприятию, на каких организационных моментах следует сконцентрировать свое внимание и усилия, исполнение каких заданий нужно проконтролировать.
Структуру плана работы вожатого на каждый день составляют следующие позиции: временной интервал дня, организационные моменты, деятельность вожатого, дата и день недели. Данный план вожатый составляет ежедневно на последующий день после планерки, когда намечается основной перечень дел.
Отбирая дела в план работы отряда, необходимо предусмотреть разнообразие форм и видов деятельности детского коллектива, их соответствие поставленным целям, равномерность распределения отрядных дел по времени, разумную насыщенность плана, реальность выполнения запланированных мероприятий, согласованность с планом работы оздоровительного лагеря.
План работы отрядного вожатого
Направления деятельности | Задачи | Содержание | Форма | Результат |
1. Организация деятельности детского коллектива | ||||
2. Организация деятельности органов самоуправления | ||||
3. Диагностика | ||||
4. Индивидуальная работа с воспитанниками | ||||
5. Работа с родителями | ||||
6. Анализ результатов деятельности | ||||
7. Повышение мастерства |
2.Методы, приемы и формы коллективного планирования.
Деятельность по разработке перспективного плана целесообразно разделить на несколько ступеней (в соответствии с технологией коллективного планирования, предложенной И.П. Ивановым):
1 ступень – сбор-старт коллективного планирования (объяснение задач, содержания и методики предстоящей работы);
2 ступень – разведка дел (консультации, сбор информации, осуществляемый мини-группами);
3 ступень – защита идей и предложений в план работы (мини-группы предлагают либо отдельные акции, либо свой вариант целого плана);
4 ступень – составление плана работы на смену;
5 ступень – осмысление итогов коллективного планирования.
Прохождение всех пяти ступеней должно завершиться в течение оргпериода.
Что нужно сделать, прежде чем спланировать смену?
Первое – познакомиться с территорией оздоровительного лагеря и его окрестностями. Встретиться с руководителями кружков, физруком и музыкальным руководителем лагеря и узнать, какую помощь они смогут оказать вам. Доскональное изучение лагеря, его возможностей – первый шаг в успешном планировании смены.
Второе – вместе со своим будущим напарником определить цели и задачи предстоящей смены и подумать, как они могут быть решены, определить оптимальные формы и методы работы. Составить своеобразную модель смены, учитывая важнейшие события в жизни государства и общества (в этом поможет календарь знаменательных и памятных дат); возможности лета для оздоровления детей, укрепления их физического и психического здоровья; традиции и специфику оздоровительного лагеря, особенности контингента детей, их возраст.
Третье– нужна информация о ребятах, получить которую можно различными способами.
Необходимо помнить, что план – это результат совместного творчества взрослых и детей, и что главная цель коллективного планирования – включить каждого ребенка в составление плана работы отряда на смену. Отрядные дела будут по–настоящему интересны только тогда, когда их решают проводить сами дети. Для этого существуют различные приемы, включающие в себя поиск идей, творческую мысль, спор, анализ, выбор предложений, совет друг с другом, поддержку и многое другое.
Прием первый – проект плана и его защиту готовят микрогруппы отряда. Сбор отряда обсуждает все варианты, выбирая из них самое полезное, интересное. Обсуждение открытое. Говорить может любой: отвергать, спорить, защищать, предлагать что-то новое.
Прием второй – анкета. Например, ребятам могут быть предложены такие вопросы:
o В каких делах отряда ты хотел бы принять участие?
o За какое дело возьмешься в качестве организатора, ответственного?
o Куда предложишь пойти на экскурсию, в поход?
o Чему хотел бы научиться в лагере?
o На какие вопросы ты хотел бы получить ответы (или какую тему предлагаешь обсудить в отряде?) и т.д.
Прием третий – творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану. Возможны как открытое обсуждение, так и закрытый конкурс, когда имена авторов засекречиваются девизами и оглашаются только после рассмотрения и оценки всех предложений.
Прием четвертый – тематические задания по планированию. Группам ребят, имеющим общий ярко выраженный интерес, определяются конкретные задания по планированию, например, выбрать спортивные дела, спланировать на смену походы, продумать экологическое направление в работе отряда и т.д.
Прием пятый – публичная защита предложений. Группы ребят готовят свое нестандартное предложение главного дела смены и его рекламу.
Прием шестой – час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задать любые вопросы на любые интересующие их темы. Вопрос может стать темой отрядного сбора, диспута, вечера, пресс-конференции, встречи с интересными людьми. Час вопросов и ответов также дает информацию о зрелости, о направлении интересов коллектива. Полученные вопросы следует подсчитать и классифицировать. Анализ вопросов показывает наиболее важные для ребят направления работы.
Прием седьмой – обсуждение проекта плана работы коллектива. Проект готовит совет отряда или творческая группа ребят вместе с воспитателем. Обсуждают этот проект все члены коллектива.
Прием восьмой – ящик-копилка интересных предложений («банк идей»). Ящик может находиться в отряде постоянно или определенное время в начале смены.
Прием девятый – разведка полезных дел.
Кроме предложенных могут быть использованы и другие методы, приемы и формы коллективного планирования:
o «мозговой штурм»
o аукцион идей и предложений (творческих дел)
o вертушка общения
o спецвыпуск газеты «Что делать?», «Твое предложение» (лист ватмана, на котором ребята запишут свои идеи и предложения)
o защита проектов коллективных творческих дел
o создание «банка идей» (карты звездного неба, отрядного созвездия, дерева идей, поезда творческих дел).
Планирование воспитательной работы с детьми.
Основные понятия темы: план, план – сетка, программа смены, тематика смены,планирование работы.
План изучения темы
1. Технологии и способы планирования воспитательной работы в ДОЛ.
2.Методы, приемы и формы коллективного планирования.
3.Организация аналитической работы с детьми в отряде.
1. Технологии и способы планирования воспитательной работы в ДОЛ.
Планирование работы – это процесс совместной деятельности администрации детского оздоровительного учреждения образования, педагогов и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса, жизни и деятельности.
Работа вожатого - процесс творческий, разноплановый, где не все сразу можно предугадать, - от организации коллективной деятельности сотен ребят до тонкого индивидуального педагогического воздействия на личность подростка. Поэтому опытный вожатый уделяет много времени планированию своей деятельности и деятельности вверенного ему отряда детей.
Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование - основа будущей эффективной работы.
Средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, содержательной и целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря является грамотно составленный план работы.
Программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, возможностей, традиций своего отряда, лагеря, педагогического коллектива.
План- стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить воспитательная работа.
План - документ, учитывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и сложной для него же, соответствовать его интересам, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.
План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и данных перспектив.
При планировании, по утверждению Т.А. Юзефавичус, важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию и принцип управляемости. Реализация первого принципа предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечения тесной взаимосвязи всех сторон воспитания, единства педагогических требований со стороны педагогического коллектива лагеря. Принцип управляемости требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия. Важно предусмотреть возможность корректировки педагогической деятельности по результатам анализа эффективности воспитательной работы.
В свою очередь Л.Ф. Воронкова подразделяет принципы успешного осуществления планирования на:
– принципы педагогического моделирования;
– принципы воспитательной работы в лагере.
К принципам педагогического моделирования можно отнести принципы:
o системности;
o конкретности;
o оптимальности;
o диалога;
o индивидуальности;
o научности;
o непрерывности.
Принципы воспитательной работы:
o добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
o системность в организации деятельности отряда;
o личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;
o сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
o сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;
o диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;
o создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений.
Л.Ф. Воронкова выделяет следующие функции планирования:
направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;
прогнозирующая – в ходе разработки плана реализуется педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности отряда на предстоящую лагерную смену;
координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясное представление о направлении и содержании предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью плана контролировать свой путь к достижению цели;
воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого времени.
Советы вожатому, планирующему свою работу:
o ознакомьтесь с программой данного лагеря;
o определите цели и задачи предстоящей смены;
o изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;
o изучите возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
o отберите средства, формы и методы, которыми владеете;
o составьте модель смены с учетом возможностей лагеря;
o продумайте, как создать творческую атмосферу в отряде;
o учитывайте интересы детей.
Исходными данными для планирования могут служить следующие:
o государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;
o календарь летних праздников;
o текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;
o личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;
o традиции лагеря;
o информация о детях;
o ожидания детей;
o задачи оздоровительного периода;
o модель смены.
Требования к плану работы вожатого:
o направленность плана на достижение определенного педагогического результата - отражение социального заказа на формирование качеств личности;
o соответствие целям и задачам программы лагеря;
o полезная направленность планируемых дел;
o учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;
o разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;
o систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;
o реальность планов (по видам деятельности, по срокам);
o согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.
Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем. Важно другое: знать детей, любить их, быть терпимым. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать их, изучать специально и в ежедневном общении.
Рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену и ежедневный – план на каждый день (утро – день - вечер).
Такие планы разрабатывают заместитель директора лагеря по воспитательной работе, педагогический коллектив лагеря, отряды.
Позиция заместителя директора по воспитательной работе обязывает его смотреть вперед, проектировать завтрашний день всех отрядов, кружков, мероприятий, определять стратегию и тактику развития временного детского коллектива.
План на смену - это документ, в котором обозначены дела, в подготовке и проведении которых принимает участие весь педагогический коллектив.
Перспективный план разрабатывается на период (лето). Он может включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков.
Календарный план конкретизирует и дополняет перспективный план. Календарный план разрабатывают вожатые совместно с детьми на смену.
Лучший план работы - план, одобренный и подсказанный детьми. Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в выборе форм отдыха, начинать на их территории, постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность.
Специфика жизни детского оздоровительного лагеря диктует необходимость учитывать при планировании три основные периода смены: организационный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свои особенности, педагогические задачи, формы и методы работы.
Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой. План-сетка охватывает содержание всего периода. План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности (в каждом отряде свои и делается это уже в лагере вместе с ребятами). План оформляется и помещается в отрядном уголке. Оформление его может быть различным: в виде домика, паутинки, солнца, дерева, поезда, ромашки, аквариума, звездного неба, шаров, салюта, карты, маршрутного листа и т.п. Наиболее удобная форма рабочего плана – план-сетка. Лист бумаги расчерчен на столько клеток, сколько дней в лагерной смене. В них отмечается, в какой день и что будет проводиться. План-сетка позволяет наглядно увидеть, не перегружен ли план работы отряда, выполним ли он в отведенные сроки, не назначено ли несколько дел на одно и то же время.
План - сетка
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Структура плана может быть и такой: дата, дела, ответственные.
План работы отряда
№ п/п | Воспитательное дело | Место проведения | Участники | Ответственные | Отметка о выполнении |
1. | |||||
2. |
Ежедневный план работы вожатого (планирование на каждый день) — это план, в котором отражен порядок последовательных действий вожатого, необходимых при организации каждого дня. В этом документе вожатый отмечает для себя основные моменты подготовки к мероприятию, на каких организационных моментах следует сконцентрировать свое внимание и усилия, исполнение каких заданий нужно проконтролировать.
Структуру плана работы вожатого на каждый день составляют следующие позиции: временной интервал дня, организационные моменты, деятельность вожатого, дата и день недели. Данный план вожатый составляет ежедневно на последующий день после планерки, когда намечается основной перечень дел.
Отбирая дела в план работы отряда, необходимо предусмотреть разнообразие форм и видов деятельности детского коллектива, их соответствие поставленным целям, равномерность распределения отрядных дел по времени, разумную насыщенность плана, реальность выполнения запланированных мероприятий, согласованность с планом работы оздоровительного лагеря.
План работы отрядного вожатого
Направления деятельности | Задачи | Содержание | Форма | Результат |
1. Организация деятельности детского коллектива | ||||
2. Организация деятельности органов самоуправления | ||||
3. Диагностика | ||||
4. Индивидуальная работа с воспитанниками | ||||
5. Работа с родителями | ||||
6. Анализ результатов деятельности | ||||
7. Повышение мастерства |
2.Методы, приемы и формы коллективного планирования.
Деятельность по разработке перспективного плана целесообразно разделить на несколько ступеней (в соответствии с технологией коллективного планирования, предложенной И.П. Ивановым):
1 ступень – сбор-старт коллективного планирования (объяснение задач, содержания и методики предстоящей работы);
2 ступень – разведка дел (консультации, сбор информации, осуществляемый мини-группами);
3 ступень – защита идей и предложений в план работы (мини-группы предлагают либо отдельные акции, либо свой вариант целого плана);
4 ступень – составление плана работы на смену;
5 ступень – осмысление итогов коллективного планирования.
Прохождение всех пяти ступеней должно завершиться в течение оргпериода.
Что нужно сделать, прежде чем спланировать смену?
Первое – познакомиться с территорией оздоровительного лагеря и его окрестностями. Встретиться с руководителями кружков, физруком и музыкальным руководителем лагеря и узнать, какую помощь они смогут оказать вам. Доскональное изучение лагеря, его возможностей – первый шаг в успешном планировании смены.
Второе – вместе со своим будущим напарником определить цели и задачи предстоящей смены и подумать, как они могут быть решены, определить оптимальные формы и методы работы. Составить своеобразную модель смены, учитывая важнейшие события в жизни государства и общества (в этом поможет календарь знаменательных и памятных дат); возможности лета для оздоровления детей, укрепления их физического и психического здоровья; традиции и специфику оздоровительного лагеря, особенности контингента детей, их возраст.
Третье– нужна информация о ребятах, получить которую можно различными способами.
Необходимо помнить, что план – это результат совместного творчества взрослых и детей, и что главная цель коллективного планирования – включить каждого ребенка в составление плана работы отряда на смену. Отрядные дела будут по–настоящему интересны только тогда, когда их решают проводить сами дети. Для этого существуют различные приемы, включающие в себя поиск идей, творческую мысль, спор, анализ, выбор предложений, совет друг с другом, поддержку и многое другое.
Прием первый – проект плана и его защиту готовят микрогруппы отряда. Сбор отряда обсуждает все варианты, выбирая из них самое полезное, интересное. Обсуждение открытое. Говорить может любой: отвергать, спорить, защищать, предлагать что-то новое.
Прием второй – анкета. Например, ребятам могут быть предложены такие вопросы:
o В каких делах отряда ты хотел бы принять участие?
o За какое дело возьмешься в качестве организатора, ответственного?
o Куда предложишь пойти на экскурсию, в поход?
o Чему хотел бы научиться в лагере?
o На какие вопросы ты хотел бы получить ответы (или какую тему предлагаешь обсудить в отряде?) и т.д.
Прием третий – творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану. Возможны как открытое обсуждение, так и закрытый конкурс, когда имена авторов засекречиваются девизами и оглашаются только после рассмотрения и оценки всех предложений.
Прием четвертый – тематические задания по планированию. Группам ребят, имеющим общий ярко выраженный интерес, определяются конкретные задания по планированию, например, выбрать спортивные дела, спланировать на смену походы, продумать экологическое направление в работе отряда и т.д.
Прием пятый – публичная защита предложений. Группы ребят готовят свое нестандартное предложение главного дела смены и его рекламу.
Прием шестой – час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задать любые вопросы на любые интересующие их темы. Вопрос может стать темой отрядного сбора, диспута, вечера, пресс-конференции, встречи с интересными людьми. Час вопросов и ответов также дает информацию о зрелости, о направлении интересов коллектива. Полученные вопросы следует подсчитать и классифицировать. Анализ вопросов показывает наиболее важные для ребят направления работы.
Прием седьмой – обсуждение проекта плана работы коллектива. Проект готовит совет отряда или творческая группа ребят вместе с воспитателем. Обсуждают этот проект все члены коллектива.
Прием восьмой – ящик-копилка интересных предложений («банк идей»). Ящик может находиться в отряде постоянно или определенное время в начале смены.
Прием девятый – разведка полезных дел.
Кроме предложенных могут быть использованы и другие методы, приемы и формы коллективного планирования:
o «мозговой штурм»
o аукцион идей и предложений (творческих дел)
o вертушка общения
o спецвыпуск газеты «Что делать?», «Твое предложение» (лист ватмана, на котором ребята запишут свои идеи и предложения)
o защита проектов коллективных творческих дел
o создание «банка идей» (карты звездного неба, отрядного созвездия, дерева идей, поезда творческих дел).
<