Тема 2.3. Управление конфликтами
Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.
Литература: [4], стр. 268-285; [5], стр.60-64; [12], стр.26-46
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Слово конфликт происходит от латинского conflictus, что означает-столкновение. Имеется в виду столкновение сторон, мнений или сил. Любой конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборства.
Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции. Конфликт может быть функциональным, способствующим повышению эффективности менеджмента , и дисфункциональным, ведущим к снижению личной удовлетворенности, уровня группового сотрудничества и эффективности организации.
По количеству участников также выделяют: внутриличностные; межличностные (между отдельными личностями); групповые; межгрупповые.
Как правило, у конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в целях, представлениях и ценностях, манере поведения, уровне образования, а также плохие коммуникации.
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или коррекция поведения его участников.
Существует различные методы управления конфликтами. Обобщенно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения (внутриличностные, структурные).
Известны следующие пять основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:
1.Избегание. Связано с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению.
2.Принуждение. Характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны.
3.Сотрудничество. Отличается как высокой степенью личной вовлеченности, так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими дл разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон.
4.Уступчивость. Представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса.
5.Компромисс. Заключается в таком поведении в ходе разрешения конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон идти на определенные уступки.
Задания для самопроверки:
1.Раскройте природу и последствия конфликта
2.Охарактеризуйте типы конфликтов
3.Перечислите основные стратегии поведения менеджера в конфликт-
ной ситуации
4.Выявить роль дисфункциональных конфликтов.
Тема 2.4. Теория и практика принятия управленческого решения
Понятие управленческое решение. Требования к управленческим решениям. Виды решений в менеджменте . Подходы к принятию управленческих решений.
Этапы принятия решения. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений: неформальные, коллективные, количественные. Определение эффективности принимаемых управленческих решений.
Литература: [2], стр.190-210; [5], стр.193-215; [8], стр.165-182; [9],стр.194-253
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как команду, подлежащую выполнению, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение - результат управленческого труда.
Управленческие решения должны удовлетворять определенным требованиям: научная обоснованность, полномочность, директивность, точность, своевременность, эффективность.
Управленческие решения разнообразны. Т.к. решения принимаются человеком, то характер этих решений часто несет на себе отпечаток личности менеджера. В связи с этим различают решения уравновешенные, импульсивные, инертные, рисковые, осторожные.
Рассматривая решения, как мыслительный процесс, можно выделить:
- интуитивные решения;
- решения, основанные на суждениях;
- рациональные решения.
Обычно выделяют следующие этапы процесса принятия решений: подготовка решения, формирование (принятие) решения, реализация решения.
Все методы принятия решений можно объединить в три группы. Это:
1. Неформальные (эвристические). К ним относится метод аналогий, интуитивный метод, эвристическое рассуждение, ассоциативное мышление, визуальное мышление.
2. Коллективные. К ним относится совещание, дискуссии, генерация идей, метод Мозгового штурма, метод Дельфы, кольцевой метод Кингисе.
3. Количественные - табличный и матричный методы.
В достижении эффективности решений особую роль играют методы доведения принятых решений до исполнителей. Принятое управленческое решение оформляется в виде приказа, распоряжения, устного указания, просьбы, плана, отчета, докладной записки и т.п
Задания для самопроверки:
1. Назовите основные этапы процесса принятия управленческого решения
2. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к управленческим решениям
3. Перечислите методы принятия управленческих решений. Дайте им характеристику
4. Для чего нужен контроль за выполнением решения?
Практическое занятие 3
Принятие управленческого решения по предлагаемой ситуации
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ