Тема 3.1. Управление персоналом

Сущность понятий персонал, кадры. Структура кадров, ее разновидности. Функции кадровой службы.

Набор и отбор персонала. Оценка его работы: методы, проблемы. Текучесть кадров.

Литература: [2], стр.214-269; [5], стр.119-145; [6], стр.92-97; [10],стр.128-140

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что персонал является важнейшим ресурсом организации, обеспечивающим ей устойчивое положение и развитие. В состав промышленно-производственного персонала включены следующие категории работников:

1. рабочие;

2. руководители, специалисты и служащие;

3. младший обслуживающий персонал;

4. ученики, проходящие производственное обучение;

5. работники пожарно-сторожевой службы.

Ключевой составляющей бизнеса является управление кадрами. Оно формирует благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются способности; люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.

Основное содержание кадровых служб составляют:

- формирование кадров организации;

- развитие работников в профессиональном плане и организация продвижения по службе;

- совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.

Основным направлением планирования персонала является планирование найма персонала, которое осуществляется при помощи набора или отбора кадров.

Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Набор ведут из внешних и внутренних источников.

Отбор кадров. На этом этапе руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора, используя такие методы, как выдвижение или ротацию.

Выделяют наиболее широко применяемые методы подбора кадров:

прогностический, практический и имитационный.

Задания для самопроверки:

1.Охарактеризуйте функции кадровой службы

2.Определите преимущества и недостатки набора кадров внутри организации и за ее пределами

3.Дайте характеристику методов оценки персонала

Тема 3.2. Организация управленческого труда

Функции и задачи менеджера. Требования к менеджеру. Планирование личного труда руководителя. Сущность и необходимость делегирования полномочий. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.

Литература: [2], стр.161-147; [5], стр.215-223, 311-323; [3], стр.113-142; [12], стр.90-107

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

Есть пять базовых функций в работе каждого менеджера:

1. Менеджер устанавливает цели;

2. Менеджер организует процесс управления;

3. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию;

4. Менеджер контролирует работу исполнителей;

5. Менеджер способствует росту подчиненных.

Таким образом, задача менеджера состоит в том, чтобы обеспечить прибыльность, а значит эффективность работы всех подразделений предприятия и наилучшим способом достичь поставленных целей.

В психологии управления большое распространение получила следующая структура личностных качеств руководителя, предложенная В. М. Шепелем, и определяющая три блока качеств руководителя:

1. Общие качества:

незаурядный интеллект; фундаментальные знания; достаточный опыт.

2. Конкретные качества:

идейно-нравственные; научно-профессиональные; психологические качества.

3.Специфические личностно-деловые качества:

коммуникабельность; эмпатия (способность переживать другому человеку);

способность к психоанализу; стрессоустойчивость; красноречивость; визуальность.

Наличие перечисленных качеств у руководителя в целом должно способствовать его успешной управленческой деятельности.

Организация труда руководителя тесным образом связана с организацией всех процессов управления в подчиненном ему аппарате и существенным образом влияет на управление в целом. Для успешной организации личной работы важно умение использовать технические средства в собственной работе, навыки работы с документами и вообще с информацией.

Эффективным считается тот менеджер, который старается меньше работать сам, а организовывает работу своих подчиненных по средствам делегирования.

Делегирование - это передача менеджером части своих функций и полномочий подчиненным для выполнения. По средствам делегирования полномочий можно разгрузить рабочий день менеджера, что позволит ему лучше подготовиться к проведению деловых бесед, собраний, совещаний и приему посетителей.

Задания для самопроверки:

1. В чем отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности?

2. Почему нужно делегировать права, ответственность и власть?

3. Охарактеризуйте этапы организации проведения деловых совещаний

4. Назовите условия эффективности деловых переговоров

Наши рекомендации