История конфликтологии и отражение конфликта в науке, искусстве и религии

Лекция № 1

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ

КАК НАУКИ

История конфликтологии и отражение конфликта в науке, искусстве и религии

Конфликтология пока еще относительно новая научная дисциплина, которая сегодня развивается как междисциплинарная отрасль знания на пересечении политологии, психологии, социальной психологии, социологии, правоведения, педагогики и других наук. В современном обществе ее значение трудно переоценить, так как конфликт является неустранимым элементом общественной жизнедеятельности и выступает на первый план при анализе как процесса функционирования социума, так и процесса его трансформации.

История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. Конфликт - постоянный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. На определенном этапе его развития мы забываем о причинах возникновения, и желание победить в споре трансформируется в желание просто победить. Когда страсти накаляются, уже не важно, в чем причина спора - важно выиграть его. Но спор - цивилизованная форма конфликта, далеко отошедшая уже от поведения животных. А вот силовое выяснения отношений между группировками, вооруженные столкновения - это уже гораздо больше напоминает животное "стая на стаю". И чем дальше в глубь истории мы посмотрим, тем в менее завуалированной форме предстанет перед нами это животное свойство человека, этот социологизированный, но, по сути, чисто биологический механизм.

Из известных сегодня материалов древнейшие исследования рассматриваемого вопроса относятся к VII-VI вв. до н.э. Например, в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) отражены уже десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. Конфликт лежит в основе построения философской системы Древнего Китая, в которой провозглашается постоянное противоборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, приводящее, в свою очередь, к конфронтации их носителей.

Однако во взглядах древнегреческих философов по этой проблеме не наблюдалось единства. Одни считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен и в силу этого - не может получить отрицательной или положительной оценки. В частности, такого мнения придерживались Анаксимандр (ок. 610 - 547 гг. до н.э.), Гераклит (кон. VI - нач. V вв. до н.э.).

В то же время отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные) такие философы как Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.) и Геродот (ок. 490-425 гг. до н.э.).

Цицерон же (106-43 гг. до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».

Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-430 гг.) в работе «О граде божьем» определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. То есть гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать.

В Средние века Фома Аквинский (1225-1274 гг.) выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции», т.е. санкции государства для ведения войны. И все же насилие для него - всегда грех.

Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) в трактате «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека.

Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) справедливо указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается и втягивает в свою орбиту все новые жертвы.

Мишель Монтень в своих опытах обращался к изучению внутриличностного конфликта и указывал на важность выхода накопившейся в процессе раздражения внутренней энергии, поскольку «страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей не достает настоящих».

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) впервые представил анализ системы причин социальных конфликтов.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) в «Левиафане» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми. А это порождает соперничество, способное перерасти в открытый конфликт.

В Новое время Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.) предложил хорошо известную теорию общественного договора, суть которой заключалась в предположении о том, что люди в состоянии договориться не предпринимать агрессивных действий друг против друга.

Конфликт как многоуровневое социальное явление был проанализирован в работе Адама Смита (1723-1790 гг.) «Исследования о природе и причинах богатства народов». В этой работе рассматриваются социальные конфликты, причина которых, с точки зрения автора, кроется в классовой дискриминации.

Эммануил Кант (1724-1804 гг.) считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... Последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено».

Георг Гегель (1770 – 1831 гг.) усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса.

Размышления о конфликте содержатся и в работах Фридриха Ницше. Его размышления о морали «Утренняя заря» проникнуты мыслью о том, что конфликт свойственен человеку и всепроникающ, что, может быть, это одна из плодотворнейших сил сегодня. Однако в книге «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» философ представил другой идеал - своеобразный итог развития человеческого духа - сверхчеловека, перешагнувшего тяготение обычных человеческих пороков и вставшего над конфликтами.

Свои представления о конфликтах и их причинах дают Гоэтано Моска (один из отцов политологии), Франц Оппенгеймер (немецкий историк) и другие. А вот французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847-1922) высказал предположение, что ход истории иррационален. Она вся состоит из неконтролируемых, спонтанных конфликтов, которые благо уже потому, что существуют.

В противовес ему некоторые ученые (Дж. Блондел, Д.Истон, С.Липсет) попытались сформулировать теорию политической стабильности, найти те рычаги, которые способны поддерживать общество в состоянии покоя.

Проблема конфликта пронизывает все три главные направления творчества выдающегося немецкого социолога Макса Вебера: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни. При анализе властных отношений Вебера интересуют не столько причины и характер актов насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями. Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания. В центре понимания конфликта лежит противодействие материальных и идеальных интересов различных статусных групп.

Но не только ученые размышляли над проблемой конфликта. Так или иначе, эта тема запечатлелась в религиозных учениях. Рассмотрим некоторые из них.

Рассуждая о христианстве, необходимо отметить, что отношение к конфликтам в рамках этого религиозного учения противоречиво, а в некоторых аспектах вовсе неразрешимо.

В частности, противоречивое отношение к насилию содержат книги Ветхого и Нового Заветов. С одной стороны проповедуется ненасилие (подставь вторую щеку), с другой в книге "Исход" мы встречаем определение Бога как "мужа брани". Воззвание же к богу приносит победу в сражениях.

Контент-анализ текста Библии, проведенный Анцуповым, Калаевым и Шипиловым, показал, что из 12407 понятий и категорий 1909 отражают проблему насилия (15.39%). Наиболее часто употребляемая в группе "насилие" категория - это категория "наказание" и производные от нее (25.9%). Призывы убить, убивать составляют 20.8% группы "насилие", ненависть и злоба - 13.3%.

Среди категорий группы "мир и согласие" наиболее часто употребляется группа слов со значением "помощь, поддержка" - 26%. Негативное отношение христианства к войнам - достаточно современное образование. Лишь в XX веке официальная католическая церковь обратилась к идее отрицательного отношения к насилию, а в самое последнее время то же наблюдается и в православии. Причина такого противоречия кроется, очевидно, в истории этого религиозного учения, ибо, как известно, первоначально оно сформировалось как религия рабов и должна была защищаться. Лишь позднее из гонимой властями секты она перешла в государственную религию Римской империи. Необходимость агрессии исчезла, но отголоски ее, выразившиеся в идее экспансии христианства, долго еще были слышны в Европе. Достаточно вспомнить крестовые походы ХI-ХIV вв.

Кроме того, не стоит забывать, что не все христиане поддерживают позиции официальной церкви. Существует множество организаций (различные братства, секты), которые подчас далеко не так миролюбивы, как мы привыкли себе представлять.

Позиция другой мировой религии - ислама в вопросе о конфликтах также противоречива. С одной стороны, ненасилие проповедуется как идеал социальной жизни. С другой - приветствуется борьба за расширение геостратегического пространства ислама, и даже борьба между единоверцами. Например, в Коране есть такие слова: "А если пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают разноголосить." Причина таких противоречий кроется в изначальной многовариантности, которая обусловлена волей Аллаха.

Буддизм и индуизм в этом смысле более последовательны. Они не приемлют насилие. В классическом буддизме нет даже такого понятия - зло (Сатана). Только в последнее время многочисленные войны побудили приверженцев буддизма заговорить о насилии. Однако в своих оценках они по-прежнему категоричны: необходимо жить в любви к ближнему, ибо "никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она".

Искусство - это "зеркало человеческой души" и, пусть не всегда прямое, но зеркало человеческой истории, также запечатлело в своем содержании конфликты и отношение к ним. В образной форме писали о нем литераторы разных времен. Например, Р.Льюис и Х.Райф открывают монографию "Игры и решения" словами: «Во всей мировой литературе столкновение интересов было одной из главных тем; возможно, по вниманию, которое ей уделялось, с ней сравнима лишь тема Бога, любви и внутренней борьбы».

И это действительно так. Курьезен, но показателен такой факт: в 48-52 гг. в журнале "Театр" шла очень масштабная дискуссия о целесообразности рассмотрения конфликта в художественном произведении. Результат дискуссии - своеобразный лозунг - "Конфликту быть!"

Отразилась проблема конфликта и в народном творчестве в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов: "Что за шум, а драки нет?", "Полно браниться, не пора ли мириться?", "Я тебе покажу кузькину мать!" В русском языке, по данным конфликтологов, с интерпретацией конфликтных ситуаций связано свыше 700 фразеологизмов. Среди них 21.2% имеют ключевое слово "согласие", а 52.7% - "драка".

Последний факт указывает на то, что в разрешении проблемных ситуаций наиболее эффективными до сих пор считались методы силового воздействия. Это отражено и в пословицах: "Чем ругаться, лучше собраться и подраться", "Больше дерутся, так смирнее живут" и т.п. В 184 пословицах прослеживается прямой призыв к драке: "Горе горюй, а руками воюй!", "Вот тебе раз, другой бабушка даст!" Несколько меньшее количество (157) содержит призыв к миру и согласию: "Замахнись, да не ударь", "Зла за зло не воздавай" и т.п.

Общий анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме "насилие - согласие". Приоритеты распределились так: 24.1% - одобрение насилия 29.6% - осуждение насилия 16.4% - призыв к насилию 9.1% - одобрение мира 4.5% - призыв к миру. В целом в 40.5% пословиц и поговорок насилие одобряется, а в 43.2% одобряется согласие.

Таким образом, опыт народа приблизительно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в решении конфликта.

Практика показывает, что сегодня особо необходимо остановиться на описании конфликта в СМИ – так называемой «четвертой власти», ибо они реагируют на конфликты еще более оперативно, нежели искусство, наука и религия. Более того, они не просто отражают конфликты, но и создают их, влияют на процесс их развития, а иногда и прекращают некоторые.

Бытует мнение (да так оно и есть на самом деле), что все войны сегодня выигрываются информационно. Вспомним хотя бы, как по-разному освещались события в Югославии нашими корреспондентами и СМИ стран НАТО, события в Чечне в 1994-96 гг. и в 1999 – 2003 гг.

К сожалению, приходится отмечать. Что в последние десятилетия возросла роль СМИ как фактора, определяющего конфликтность людей. Ни для кого не секрет, что многочисленные атаки реклам (например, за свою жизнь среднестатистический американец видит более 7 млн. рекламных роликов), политической и экономической пропаганды не всегда соблюдают "технику психологической безопасности". Иногда повышение конфликтности закладывается в стратегию материала, иногда агитация, противоположная по содержанию, порождает конфликты мотивов ее слушателей, зрителей, читателей.

Надо сказать, что воздействие СМИ на сознание человека и на повышение уровня конфликтности и тревожности общества было замечено давно. Но до сих пор программы, содержащие сцены насилия или описание трагических происшествий считаются более ценными с точки повышения рейтинга (и, кстати сказать, ошибочно!). По данным контент-анализов, проведенных учеными, насилие превалирует в 8 из 10 передач. За 1 час на экране появляется 5-6 эпизодов насилия. Больше всего сцен насилия содержат мультфильмы: 18 сцен насилия в час! В итоге к 12 годам среднестатистический подросток успевает увидеть 100.00 сцен насилия, и не без любопытства.

Интересное исследование провели Леонард Эрон и Роуэлл Гусман. Сначала они обнаружили стойкую зависимость между просмотром сцен насилия по телевидению и агрессивным поведением восьмилетних мальчиков. По истечении примерно одиннадцати лет они заново вернулись к исследованию 211 молодых людей из числа своих бывших испытуемых и обнаружили, что те из них, кто в детстве видел больше сцен насилия на телеэкране, стали более агрессивными и предпочитали силовую модель решения конфликтов. Результаты дальнейших многочисленных исследований показали, что связь между просмотром телепередач, содержащих сцены насилия, и последующей агрессией неоспорима. Более того, просмотр таких передач ведет не только к росту агрессивности у части зрителей, но и вызывает своего рода онемение чувствительности у людей, сталкивающихся с проявлением агрессии в повседневной жизни.

Анализ современных научных трудов по конфликтологии показывает, что аналитические усилия конфликтологов направлены, прежде всего,на то, чтобы уяснить природу и сущность разнообразных социальных конфликтов, их функции и механизм действия, условия возникновения и способы предупреждения, выявить и практически использовать закономерности развития и основные факторы, влияющие на их эскалацию и деэскалацию, возможности предсказания и пути урегулирования, предложить “социальные технологии” их разрешения, адекватные их внутренней природе, особенностям развертывания в наличной общественной среде и специфике личностного и группового поведения конфликтующих.

Наши рекомендации