Предмет конфликтологии, общая теория конфликта.

Классификация приемов психолого-педагогического взаимодействия.

В психолого-педагогической литературе понятие «прием» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «действие», «операция».

Эта взаимосвязь подробно описана Ю.К. Бабанским: «Деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуще­ствления действия называют операциями. Совокупность определенных операций можно назвать приемом»1. Следо­вательно, прием — это способ выполнения действия посредством определенных операций; приемом может вы­ступать и само действие.

С категорией «прием» напрямую связана категория «умение». Под умением понимается успешное выполнение какого-либо действия или более сложной деятельности с применением, а нередко и выбором правильных приемов, с учетом определенных условий2.

Психолого-педагогическое взаимодействие на основе совокупности приемов носит выраженный индивидуально-личностный характер, проявляется через призму личности педагога, зависит от его личностных качеств, мышления, знаний и стиля поведения и эффективно только тогда, когда он творчески подходит к обучению и воспитанию.

В настоящее время развернутой и однозначной систематизации приемов психолого-педагогического взаимодействия нет. Вместе с тем, используя в качестве основания выделение этапов такого взаимодействия

(1-й этап — подготовка к предстоящему решению задач обучения и воспитания, моделированию взаимодействия; 2-й этап — непосредственное решение задач; 3-й этап — анализ результатов решения психолого-педагогических задач и организация взаимодействия), возможно осуществить следующую классификацию приемов психолого­педагогического взаимодействия.

1. Приемы управления педагога-психолога своим поведением:

— эмоционально-волевой выразительности (речевые, мимические, пантомимические);

— психорегулирующие.

2. Приемы организации непосредственного педагогического взаимодействия с воспитанниками и их коллективами (операционно-деятельностные): обучения, воспитания, развития, педагогического общения.

3. Общепедагогические приемы используются воспитателями в психолого-педагогической деятельности, в том числе в до- и послекоммуникативный период. В них в качестве компонентов могут входить приемы как самоуправления, так и операционно-деятельностные.

При работе со школьниками педагогические приемы призваны носить характер педагогической помощи и, в частности, включают: проявление доброты, внимания, заботы, восхищения, огорчения, доверия; одобрительное обращение; сопереживание; прощение, неупоминание об ошибке; радостное удивление; авансирование личности, похвалу; организацию успеха; показ положительных примеров; поручение посильных и ответственных дел и др.

Конфликты в условиях учебной деятельности.

Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Классификация конфликтов.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом. 1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы. 2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. 3. Межгрупповой конфликт .Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, формировать группу, облегчающую действия в конфликте. 4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель. 5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм,обычаев и верований. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается. Однако в ходе конфликтных взаимодействий, столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается и участники действуют на основе личной неприязни. Такой конфликт называют эмоциональным. С момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы. Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые конфликты (например, национальные, религиозные) могут передавать эмоциональный настрой и другим поколениям. В этом случае конфликт продолжается достаточно длительное время.

Избегающий

Характеристика поведения (мотивы): отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы. Стремиться уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения. (Мотивами такого поведения могут быть: чувство вины, отсутствие понимания сути проблемы и др.)

Адекватный стиль общения:

· проявлять устойчивость, добиваться продолжения обсуждаемой проблемы;

· быть активным, овладеть инициативой;

· заинтересовать партнёра показом вариантов решения проблемы и возможных положительных результатов.

Уступающий

Характеристика поведения (мотивы): соглашается на любое предложение, в том числе и невыгодное для себя. (Мотивом такого поведения могут быть: стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной ситуацией, заниженная самооценка предмета конфликта.)

Адекватный стиль общения:

· важно всесторонне обсудить принимаемое соглашение;

· выяснить степень заинтересованности партнера в соглашении и показать его выгоду;

· чётко оговорить сроки выполнения и формы контроля за реализацией соглашения.

Отрицательный

Характеристика поведения (мотивы): утверждает, что проблема неактуальна конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения. (Мотивами такого поведения могут быть: отсутствие понимания сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с конфликтами, и т.п.).

Адекватный стиль общения:

· необходимо всячески показывать наличие проблемы, её сложность и опасность;

· проявлять инициативу в обсуждении спорной проблемы;

· создавать благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы;

· показывать пути и возможности разрешения проблемы.

Наступающий

Характеристика поведения (мотивы): стремится к успеху, принятию решения в свою пользу. Отвергает аргументы и доводы оппонента. Проявляет напор, агрессию. (Мотивами такого поведения могут быть: неосознанное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта, амбиции).

Адекватный стиль общения:

· необходимо проявлять спокойствие, осмотрительность;

· показывать свою позицию достаточно твердой и убедительной;

· давать понять, что односторонних уступок не может быть;

· предлагать свои варианты компромисса, разрешения проблемы.

16. барьеры психологического взаимодействия.

Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в позициях собеседников есть существенные различия.

Мотивационный барьер возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться. Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: «Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье».

Барьер некомпетентности. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости и потерянного времени.

Этический барьер возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

17. стили семейного воспитания

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека.Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Предмет конфликтологии, общая теория конфликта.

Конфликтология как наука оформилась в XX столетии. Сегодня конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах и способах их конструктивного урегулирования и разрешения. Объектом конфликтологии являются всё разнообразие конфликтов, которыми наполнена жизнь прошлого и настоящего (или – конфликт во всех его проявлениях). Конфликты возникают, главным образом, при социальном взаимодействии. Если его понимать в широком смысле, то в него предлагается включать и взаимодействие между животными. Такая позиция на сегодняшний день обоснована в достаточном количестве работ, посвящённых различным аспектам проблемы биоэволюции (К. Лоренц, Р. Хайнд, Ю.М. Плюснин). Предмет конфликтологии – размышление о том всеобщем, что характеризует возникновение, развитие и завершение любого социального конфликта (или – идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат с его центральным звеном – категорией конфликта).

Конф­ликт (от латинского корня conflictus) – столкновение противоположно направленных, несовмести­мых друг с другом тенденций, связанное с отрицательными пережи­ваниями. На Западе широкое распространение получило определение конфликта, данное известным американским учёным Л. Козером – конфликт есть борьба за ценности и притязания на определённый статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника [3, с. 47]. В отечественной литературе большинство определений конфликта также носит социологический характер. А.Г. Здравомыслов: «Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [3, с 47]. Конфликт – качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей [3, с. 49]. Объект и предмет конфликта. Объект конфликта – ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. «Ценность – любой объект (в т.ч. и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). Предмет конфликта – противоречия между взаимодействующими сторонами, которые они пытаются разрешить посредством противоборства. Объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи. Но предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведётся не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи. Структура конфликта пони­мается как «совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечиваю­щих его целостность, тождественность самому себе, от­личие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целост­ная система и процесс» [1, с. 215]. При этом специалисты отмечают, что наряду с понятием «конфликт» используется и более частное понятие «конфликтная ситуация». Такая ситуация является фрагментом конфликта, своеобразным срезом конфликта на конкретный момент его развития. В силу этого, структуру конфликта можно представить и как структуру конфликтной ситуации. Она имеет объективную и субъективную составляющую. К объективным элементам конфликта относят его предмет и объект, участников (основные участники, группа поддержки, другие участники), микро- и макросреду. Субъективными (психологическими) элементами конфликта выступают мотивы сторон, стратегии и тактики поведения участников, их восприятие ситуации. Границы конфликта. Знание границ конфликта, то есть его внешних пределов в пространстве и времени, необходимо для лучшего понимания природы конфликта. Как отмечает Анатолий Васильевич Дмитриев, можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный. Временной и внутрисистемный. «Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт. Чёткое определение пространственных границ конфликта важно главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта. Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в той или иной момент времени» [2, с.57]. «Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с чётким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников. <…> кроме непосредственно противоборствующих сторон участниками конфликта могут быть и такие фигуры, как подстрекатели, пособник. Организаторы конфликта (сами в нём непосредственно не замешанные), а также третейские судьи, советники, сторонники и противники тех или иных лиц, конфликтующие между собой. Все эти лица (или организации) – элементы системы. Границы конфликта в системе зависят, таким образом, от того, насколько широк круг в него вовлечённых участников. Знание внутрисистемных границ конфликта нужно для воздействия на происходящие процессы. В частности, для предотвращения разрушения системы в целом (если это, разумеется, необходимо) [2, с.60]. Функции конфликта имеют двойственный характер: конструктивные и деструктивные. Однако следует помнить, что: – отсутствуют чёткие критерии различия конструктивных и деструктивных конфликтов (грань, которая в теории просматривается достаточно чётко, размывается при оценке последствий конкретных конфликтов), – «К конструктивным функциям относят: познавательную (появление конфликта выступает как сиптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий); функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия); инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий); перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками). Деструктивные функции конфликта связаны с разрушением существующей совместной деятельности; ухудшением или развалом отношений; негативным самочувствием участников; низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.». Динамика конфликта предстаёт как ход развития конфликта под влияние внешних факторов и его внутренних механизмов. Любой конфликт имеет начало и окончание, а также основные периоды. А.Я. Анцупов и А.И. Шепилов подчёркивают, что первым из них выступает латентный период (предконфликт), который включает: «возникновение объективной проблемной ситуации, осознание её субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию неконфликтными способами, возникновение предконфликтной ситуации. Открытый период, который часто называют собственно конфликтом, включает: инцидент; эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта. Иногда выделяют послеконфликтный период, который состоит из двух этапов: частичной и полной нормализации отношений» При характеристике динамики конфликта важную роль играет понимание эскалации конфликта (прогрессирующее во времени развитие конфликта). Периоды и этапы могут иметь различные продолжительность, значимость и интенсивность. Доктор психологии Даниэль Дэна в работе «Преодоление разногласий» выделяет всего три уровня развития конфликта. Стычки – мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений. Столкновения – перерастание стычек в столкновения – расширение круга причин, вызывающих споры, уменьшение желания взаимодействовать с другими и уменьшение веры в его добрые намерения. Кризис – перерастание столкновений в кризис – окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляется опасность физического насилия. Стили поведения человека в межличностном конфликте. Существует несколько вариантов реагирования личности на конфликт: агрессивный, отстраненный, уступчивый. К. Томас описал две важнейшие стратегии (напористость и партнёрство) и пять тактик (избегание, уступка, противоборство, сотрудничество, компромисс) поведения в конфликтной ситуации. Каждый из этих типов формируется в детстве под влиянием социальной среды, процесса воспитания, биологических характеристик личности. Кроме того, некоторые авторы (например, Е.В. Андриенко) предлагают в числе стилей выделить и ассертивность (от английского assert – утверждать, отстаивать). Такой стиль «предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Она направлена на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность – это внимательное отношение как к себе, так и к партнёру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из неё. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком» [3, с. 207]. Проблема типологии конфликтов. Достаточно широкое понимание сущности конфликта позволяет анализировать конфликты в неживой природе, подразделять их на биологические и социальные конфликты, на человеческие и природные. Такое масштабное видение приводит к развёрнутым типологическим схемам. Если оценивать конфликт только с позиции личностного начала, то и здесь приходится столкнуться с существованием разнообразных вариантов классификации конфлик­тов. Одним из наиболее очевидных оснований для такой классификации является разделение конфликтов по субъектам (сторонам конфликта). В этом случае выделяют следующие конфликты: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные (или между коалициями государств). Вместе с тем специалисты выделяют и иные основания для классификации. «По сферам жизнедеятельности людей: бытовые. семейные, трудовые, воинские, учебно-педагогические и др. По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты: ресурсные, статусно-ролевые, социокультурные, идеологические и др. По направленности воздействия и распределения полномочий: конфликты «по вертикали» (начальник – подчинённый, вышестоящая организация – нижестоящая организация), конфликты «по горизонтали» (между руководителями одного ранга, между коллегами). Различают также конфликты: явные и латентные, конструктивные и деструктивные, кратковременные и длительные, реалистические и нереалистические, локальные, региональные и международные и т.д.» Ни одна из названных классификаций не может считаться всеобъемлющей. Цель любой классификации – способствовать анализу, осмыслению конкретного конфликта, нахождению адекватных способов его разрешения или, что важнее, предупреждения. При анализе конфликта лучше опираться на разные классификации, что позволит предложить для описания конфликта совокупность различных оценочных позиций.


Наши рекомендации