Тема, цель и задачи исследования

Тема научного исследования должна обеспечивать решение на научной основе какой-либо проблемы. В результате исследований по теме получают, как правило, ответы на ограниченный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы и даже разрешение научного противоречия.

Выбор направления исследования и определение темы является чрезвычайно ответственной задачей. Актуальные направления исследований в области менеджмента обозначаются в концепциях, проектах и программах развития страны, формулируются в ходе научно-практических дискуссий на конференциях, встречах, саммитах, съездах, характеризуются в научных статьях, тезисах, докладах и т. д.

Важнейшими особенностями научных исследований, в том числе в менеджменте, являются [51]:

– вероятностный характер результатов;

– уникальность, ограничивающая возможность использования типовых методов решений;

– сложность и комплексность;

– масштабность и трудоемкость, основанные на необходимости изучения значительного количества объектов и апробации полученных результатов;

– тесная связь с практикой управления, усиливающаяся по мере развития производительных сил общества и превращения науки в определяющую производительную силу общества.

В философском смысле слова цель научного исследования – расширение научного знания общества, установление того, как можно использовать полученные в ходе исследования научные знания в практической деятельности человека. Достижение цели научного исследования предполагает всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, его структуры, связей и отношений на основе разработанных принципов и методов познания, а также возможности внедрения в практику результатов исследований. «Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего» [30. С. 29].

В качестве обобщенного примера, можно привести некоторые формулировки целей.

1. Разработать предложения по совершенствованию стратегических (организационных, финансовых, структурных) основ системы управления предприятием (уточняется тип: например, предприятия мебельной отрасли, малого инновационного предприятия, торгово-промышленного предприятия).

2. Разработать и обосновать методику (методические основы) управления процессом (стратегического планирования, продаж, качества продукции, складской логистики) для предприятий (уточняется тип).

3. Разработать и обосновать модель управления ... (например, рисками для предприятий страхового бизнеса).

Таким образом, цель исследований в области менеджмента – это решение познавательных задач управления социально-экономическими системами. Выделяют две группы целей. Во-первых, цели, ориентированные на решение проблем научно-практического характера, возникающих в связи с развитием потребностей социально-экономической системы и собственной логикой развития менеджмента (решают вопросы как – когда и какие знания необходимо использовать для решения практических проблем, как их следует адаптировать и применять). Во-вторых, цели фундаментально-теоретические, которые задаются логикой развития науки в целом и призваны решать проблему формирования научного знания в области менеджмента, совместимого с господствующими в науке парадигмами и отвечающего потребностям стратегического развития социально-экономических систем на долгосрочную перспективу. Исследования магистерской диссертации, как правило, посвящены достижению первой группы целей.

Определив цель исследовательской работы, нужно сформулировать задачи исследования. При формулировании задач часто встречаются такие ошибки:

– задачи могут подменяться этапами исследования (например, «Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования», «Исследовать теорию и практику применения конкретной научной концепции менеджмента». «Изучить отечественный и зарубежный опыт управления каким-либо объектом менеджмента» ;

– задачи часто подменяются методами исследования (например, «Проанализировать научную и методическую литературу по теме (проблеме) исследования», «Проанализировать теорию, концепцию, модель...»).

Задачи в научном исследовании по теме менеджмента должны быть связаны с проблемами:

– анализа объекта и предмета исследования, выявления проблем их функционирования и развития (внутренних и внешних факторов, порождающих проблемы);

– установления наиболее перспективных теоретических и методических подходов для решения указанных проблем;

– исследования методик, методических подходов, инструментов, определение возможности их применения для решения научной проблемы и достижения целей исследования;

– выявления эффективности применения на практике методик, методических подходов, инструментов, определение необходимости их адаптации, совершенствования для достижения целей исследования.

Задачи формулируются с помощью глаголов: изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить, проверить. Для выпускной квалификационной работы должно быть более пяти задач. Для магистерской диссертации допустимо 5–6 задач.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1) Что должно быть отражено в теме научного исследования?

2) Где можно познакомиться с наиболее актуальными направлениями научных исследований, в рамках которых формируют темы диссертации?

3) Что должна отражать цель научного исследования? Каким двум основным группам целей посвящены исследования в области менеджмента?

Наши рекомендации