Новая версия стандартов ИСО 9000:2000

Комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые из них так и остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:

1) ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь».

2) ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита).

3) ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие документы но улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий).

4) ИСО 90011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды».

5) ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».

Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели менеджмента качества, но различные области применения; применяются ко всем категориям продукции и составляют основу для требований, которые могут быть разработаны отдельными отраслями.

Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

Действующий стандарт ИСО 8402 преобразован в стандарт ИСО 9000:2000. В него вошли основы систем менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения (нормативный раздел). Стандарт ИСО 9000:2000 заменяет ИСО 9000:1994 и ИСО 8402. При этом «Словарь» (ИСО 8402) подвергся пересмотру: введены дополнительно новые термины и уточнена часть «старых» понятий.

ИСО 9001:2000

Стандарт ИСО 9001:2000 заменяет стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9004 версии 1994 г. Документ включает практически все требования ИСО 9001:1994, добавляя в них ряд новых. Полностью изменилась структура стандарта: вместо жесткого деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов – «Система менеджмента качества», «Ответственность руководства», «Менеджмент ресурсов», «Процессы жизненного цикла продукции» и «Измерение, анализ и улучшение».

В приложении к стандарту ИСО 9001:2000 приведены таблицы соответствия разделов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000. Данные таблицы удобны при пересмотре документации системы качества, т.к. позволяют переработать Руководство по качеству без выполнения двойной работы, просто копируя те разделы, которые не претерпели изменений.

Версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля процессов, выполнения и улучшения системы управления качеством.

Обязательными является документирование всего 6-ти процедур:

· управление документацией;

· управление записями о качестве;

· внутренние аудиты;

· управление несоответствующей продукцией;

· корректирующие действия;

· предупреждающие действия.

Новая версия стандарта базируется на 8 принципах системного управления качеством, близких к идеологии Всеобщего управления качеством (TQM). Эти принципы выходят за рамки требований ИСО 9001:2000. Эти принципы – это во многом «задание на завтра». Они адресованы, прежде всего, тем организациям, которые не ограничиваются сертификацией своей системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000:2000, а планируют развивать систему на пути в всеобщему управлению качеством (TQM) и использовать ее в качестве основы для создания системы менеджмента организации.

Ориентация организации на заказчика. Деятельность любой организации зависит от ее заказчиков. Поэтому организации должны понимать текущие и будущие нужды своих заказчиков, выполнять его требования и стараться превзойти его ожидания. Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции, но и с ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр.

Стандарты ИСО 9000:2000 ориентируют на осознание различных потребностей и ожиданий потребителей, которые важны для принятия ими решений о приобретении продукции. Необходимо обеспечит сбалансированный подход к запросам потребителей и потребностям других сторон (акционеров, поставщиков, общества в целом, регионов и др.), заинтересованных в результатах деятельности организации.

Ведущая роль руководства. Руководители устанавливают единство цели, направления деятельности и внутреннюю среду организации. Они создают обстановку, в которой сотрудники полностью могут быть вовлечены в достижение целей организации.

Прежде всего, необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих способностей сотрудников и улучшению решения задач качества. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества.

Одним из способов реализации данного принципа является определение руководством организации долгосрочной политики и миссии и трансформации этой политики в измеримые цели и задачи.

Вовлечение сотрудников. Сотрудники представляют собой наиболее существенную и ценную часть организации и наилучшее использование их возможностей может принести организации максимальную выгоду.

Система качества и ее механизмы должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества , активно повышать свои знания, передавать опыт и знания коллегам, представлять свою организацию потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете.

Процессный подход. Любая работа, получающая входные воздействия и преобразующая их в выходные результаты, может рассматриваться как процесс. Чтобы функционировать эффективно, организации должны выявлять взаимосвязанные процессы в своей деятельности и управлять ими. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход другого. Систематическое выявление и управление процессами, реализуемыми в организации, в их взаимосвязи понимают в ИСО 9000:2000 как «процессный подход».

Версия 2000 г. имеет совершенно новый взгляд на систему, который предполагает алгоритмический подход к проектированию системы качества как к совокупности взаимосвязанных процессов. При этом каждый процесс рассматривается как отдельная система, и отсюда вытекают следующие последствия:

· входы и результаты процесса четко устанавливаются и измеряются;

· определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса;

· устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными процессами организации;

· устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом;

· при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.

Сформулированный таким образом основной перечень процессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов из специалистов высокой квалификации, досконально знающих свои процессы и пользующиеся авторитетом у сотрудников, т.е. при назначении владельцев процессов реализуется принцип менеджмента качества – лидерство.

Далее производится ранжирование процессов, соответствующих конкретным функциям по степени их влияния на достижение целей организации. Такое ранжирование проводится в двух группах процессов. Первая группа – внешние процессы – подразделяется на основные и вспомогательные. Вторая группа – внутренние процессы – на основные и вспомогательные. На множестве процессов выделяются те, которые могут принести выгоду, т.е. бизнес-процессы. Это позволяет обоснованно подойти к распределению ресурсов при управлении деятельностью организации.

Для эффективного управления каждый владелец процесса должен четко определять входы и выходы процесса. Вступая во взаимоотношения с другими процессами, владелец процесса одновременно выступает поставщиком и потребителем материальной и информационной продукции. В информационном плане как потребитель он формирует свои требования к продукции , а как поставщик – оценивает требования своего потребителя и документирует свою деятельность так, чтобы эти требования были удовлетворены.

Задача состоит в том, чтобы в документации системы качества риск проявления несоответствий в продукции был сведен к минимуму.

Системный подход к управлению. Управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей, способствует результативности и эффективности организации.

Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход предполагает также постоянное улучшение системы через измерение и оценку.

Постоянное улучшение. Постоянное улучшение должно быть неизменной целью организации. В стандартах ИСО серии 9000:2000 подчеркивается:

– успешное функционирование организации может быть результатом внедрения системы менеджмента качества , которая разработана с учетом принципа постоянного улучшения;

– система менеджмента качества может обеспечить основу для постоянного улучшения и удовлетворения потребителей;

– статистические методы могут применяться для определения изменчивости (вариабельности) процессов и их результатов, что является основой для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Подход к принятию решения, основанный на фактах. Эффективность решения всегда основывается на логическом или интуитивном анализе данных. Данный принцип чаще всего является альтернативой часто применяемого на практике способа принятия решения на основе интуиции, чутья, конъюнктуры, прошлого опыта, предположений и др. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе реальных данных и информации (достаточном информационном обеспечении решения).

Реализация этого принципа требует, прежде всего, измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. И сбор данных, и последующий их анализ предполагает владение знаниями и применение специальных методов. В частности, необходимо понимание, знание и использование соответствующих статистических методов.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Если взаимоотношения с поставщиками формируются на взаимовыгодной основе, они способствуют расширению возможностей обеих организаций. Реализация этого принципа требует идентификации основных поставщиков, организации четких и открытых связей и отношений (основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон), обмена информации, в том числе и о планах на будущее, совместной работы по идентификации потребностей потребителей, инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов. Система менеджмента качества должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшений поставщика.

ИСО 9004:2000

Стандарт ИСО 9004:2000 нацеливает организацию на учет и максимальное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: заказчиков, владельцев, персонал, поставщиков, общества. Иначе говоря, речь идет об обеспечении удовлетворенности заказчика способом, выгодным предприятию и другим заинтересованным субъектам, упомянутым выше. Немаловажным является и то. Что руководство ИСО 9004:2000 гармонизировано со стандартом ИСО 14001:1996 «Система менеджмента окружающей среды», а это повышает совместимость обоих стандартов с пользой для общества.

Наши рекомендации