Технологическая карта дисциплины
Утверждено на заседании кафедры менеджмента и экономики труда «___» _______________ 2013 Протокол № ____ Зав. кафедрой _______Н.В. Аксёнова | ||||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ | ||||
Наименование дисциплины | Уровень образования | Статус дисциплины в РУП | Кол-во зачётных единиц | |
Инновационный менеджмент | 080200.62 «Менеджмент» | Профессиональный цикл | 4 з.е. (144 ч.) | |
*Студент получает технологическую карту в начале изучения учебной дисциплины. Возможно предоставление технологической карты по семестрам.
Инновационный менеджмент | ||||||||
№ п/п | Тема | Общ. кол-во часов / кред-ов | Лекции | Практ. | Лабор. | Конс. | Спец. сам. раб. | СРС |
1.1 | Нововведения как объект инновационного менеджмента | - | - | - | - | |||
1.2 | Возникновение, становление и организация инновационного менеджмента Практическое задание | - | - | - | - | |||
2.1 | Разработка и реализация инновационного проекта Практическое задание | - | - | - | ||||
2.2 | Создание благоприятных условий нововведений Практическое задание | - | - | - | - | |||
2.3 | Формы инновационного менеджмента | - | - | - | - | |||
2.4 | Инновационный менеджмент и стратегическое управление | - | ||||||
Экзамен | - | - | - | - | - | |||
Итого за модуль | - | - | - | |||||
Часов | ||||||||
Кредитов | ||||||||
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ | ||||
Проектируемые результаты: знание сущности инновации, истории возникновения и становления инновационного менеджмента, классификации инноваций, сущности продуктовой инновации, технологической инновации, управления инновационным проектом, форм государственной поддержи инновационной деятельности, показателей оценки эффективности инноваций, основных методов стимулирования инновационной деятельности, внешних и внутренних факторов потенциального сопротивления инновациям, методов нейтрализации сопротивления инновациям, инновационной стратегии организации, связи между стратегией развития организации и инновационной стратегией организации, видов инновационной стратегии, методов выбора инновационной стратегии. | ||||
Ожидаемый результат / Формируемые компетенции | Задания по проверке качества знаний | Вид занятия | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
Научное понимание терминов: понятие инновации, стимулирования история возникновения и становления инновационного менеджмента, классификация инноваций, понятие продуктовой инновации, понятие технологической инновации, основы управления инновационным проектом, формы государственной поддержи инновационной деятельности, показатели оценки эффективности инноваций, основные методы инновационной деятельности, внешние и внутренние факторы потенциального сопротивления инновациям, методы нейтрализации сопротивления инновациям, понятие инновационной стратегии организации, связь между стратегией развития организации и инновационной стратегией организации, виды инновационной стратегии, методы выбора инновационной стратегии / ПК-9, ПК-17, ПК-21 | Подготовка мультимедий-ных презен-таций по те-мам курса | Внеаудитор-ное | ||
Научное понимание сущности инновации, истории возникновения и становления инновационного менеджмента, классификации инноваций, продуктовой инновации, технологической инновации, управления инновационным проектом, форм государственной поддержи инновационной деятельности, показателей оценки эффективности инноваций, основных методов стимулирования инновационной деятельности, внешних и внутренних факторов потенциального сопротивления инновациям, методов нейтрализации сопротивления инновациям, инновационной стратегии организации, связи между стратегией развития организации и инновационной стратегией организации, видов инновационной стратегии, методов выбора инновационной стратегии / ПК-9, ПК-17, ПК-21 | Экзамен | Аудиторное |
ПРАКТИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ | |||||
Проектируемые результаты: уметь оценить историю возникновения и становления инновационного менеджмента, классифицировать инновации, участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций, использовать формы государственной поддержи инновационной деятельности, оценивать эффективность инноваций, применять методы стимулирования инновационной деятельности, оценивать внешние и внутренние факторы потенциального сопротивления инновациям, использовать методы нейтрализации сопротивления инновациям, охарактеризовать связь между стратегией развития организации и инновационной стратегией, оценивать виды инновационной стратегии, применять методы выбора инновационной стратегии. | |||||
Ожидаемый результат / Формируемые компетенции | Задания по проверке качества знаний | Вид занятия | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов | |
Умение оценить историю возникновения и становления инновационного менеджмента / ПК-21 | Практическое задание Возникновение, становление и организация инновационного менеджмента | Аудиторное Внеаудиторное | |||
Умение оценивать эффективность инноваций / ПК-21 | Практическое задание Разработка и реализация инновационного проекта | Аудиторное Внеаудиторное | |||
Умение использовать формы государственной поддержи инновационной деятельности / ПК-21 | Практическое задание Создание благоприятных условий нововведений | Аудиторное Внеаудиторное | |||
Экзамен | |||||
Проводится в письменной форме в виде подробного изложения двух теоретических вопросов объемом 1-1,5 страницы текста. |
Модуль 1 | Составляющие итоговой оценки | ||||||||||||||
Средне-ариф. балл тек. атт. | Экза-мен | Сумма | |||||||||||||
Котроль-ная работа | Посеще-ние заня-тий | Подготовка мульти-медий-ных презентаций по темам курса | Возникновение, становление и организация инновационного менедж-мента | Разработка и реализа-ция иннова-ционного проекта | Создание благоприятных условий нововве-дений | Итог | |||||||||
Мин. | |||||||||||||||
Мин (после 0) | |||||||||||||||
Мак | |||||||||||||||
Примечание: | ||
1. Баллы за выполненные работы начисляются только при условии их выполнения в установленные преподавателем сроки. | ||
2. Работы, представленные после установленных сроков, оцениваются минимальным баллом, следующим после 0. 3. Среднеарифметический балл не превышает 100. | ||
4. Баллы за зачет входят в общий рейтинг студента. 5. Баллы, накопленные в период текущей аттестации, и экзамен суммируются. Максимальное количество баллов: 100. Минимальное количество баллов: 56. Шкала перевода накопленных баллов: 0 – 55 – «незачет» 56 – 100 – «зачет». |
Приложение № 2
План практических занятий
Занятие №1. Возникновение, становление и организация инновационного менеджмента.
Практическое задание
Ученые, изучающие проблемы социально-экономического развития стран, пришли к выводу, что развитие происходит волнообразно, в соответствии с теорией длинных волн Н. Кондратьева. Согласно данной теории научно-техническая революция развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно 50 лет. Известно 5 технологических укладов (волн).
Задание 1. Опишите в хронологической последовательности технологические уклады (волны), характеристики которых приведены ниже.
………. волна сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных целях и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе фордовской конвейерной технологии. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции на рынках различных стран.
………. волна связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.
……… волна сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.
……… волна опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок по принципу «точно в срок».
…….. волна базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы. Появились крупные фирмы, картели, тресты.
Первая волна (1785-1835 г.г.)
Вторая волна (1830-1890 г.г.)
Третья волна (1880-1940 г.г.)
Четвертая волна (1930-1990 г.г.)
Пятая волна (1985-2035 г.г.)
Продолжительность некоторых волн больше 50 лет в связи с совпадением периода спада волны с периодом роста новой волны. В связи с ускорением НТП в будущем продолжительность волн (укладов) будет сокращаться.
Задание 2. Схематично отразите эволюцию технологических укладов, используя понятия «время», «потенциал страны», «тенденция изменения потенциала страны».
Задание 3. В России к концу 80-х г.г. прослеживалось наличие одновременно 3, 4 и 5-го технологических укладов с преобладанием 3 и 4-го укладов. Каковы причины такого положения? Повлияло ли на эту ситуацию наличие таких факторов, как большие возможности для экстенсивного развития (огромная территория, дешевые природные ресурсы и рабочая сила), участие в многочисленных войнах, низкий уровень интеграции с развитыми странами, получение из стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) сложного оборудования и товаров народного потребления?
Занятие №2. Разработка и реализация инновационного проекта.
Практическое задание
Задание 1. Изучите материалы учебно-методического пособия: Сапрыкина Е.В. Оценка эффективности инновационных проектов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Барнаул: ИП Коняхин П.А., 2010. – 48 с. (фонд библиотеки АИТиП).
Задание 2. В малой группе решите задачи на определение показателей эффективности инновационных проектов.
Задача 1. Совет директоров компании принимает решение о финансировании инновационного проекта в размере 10000 денежных единиц. Проект будет приносить в течение 8 лет чистый годовой доход в размере 5000 денежных единиц и в конце 8-го года будет продан за 40000 денежных единиц. Рассчитать чистую приведенную стоимость данного инновационного проекта при ставке 15% годовых.
Задача 2. Руководство компании для формирования портфеля инноваций приняло решение рассматривать инновационные проекты, внутренняя норма рентабельности по которым находится в интервале 15% - 20%. Проект требует вложений в размере 80000 денежных единиц, рассчитан на 5 лет и будет приносить в течение этого срока годовой доход в размере 20000 денежных единиц. Будет ли рассмотрен инновационный проект?
Занятие №3. Создание благоприятных условий нововведений
Практическое задание
Для инновационного предприятия выгодно реализовывать проект, который будет поддержан государственными структурами. Поддерживаются со стороны государства те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты.
Используя материалы таблицы, укажите основания группировки критериев оценки инновационных проектов, предполагающих поддержку со стороны государства: рыночные параметры, экономические характеристики, социальные характеристики (качество жизни), экономические характеристики инвестиций, научно-технические характеристики, обеспечение национальной безопасности.
Таблица – Перечень критериев инновационных проектов
Основание группировки критериев | Социально-экономические характеристики |
1. ………………. | Благосостояние Здоровье Личная безопасность Культура Образование Бытовые условия Уровень занятости Вклад в решение важнейших проблем развития РФ Обеспечение населения теплом и энергией Обеспечение населения продовольствием Обеспечение населения медицинскими услугами и медикаментами Обеспечение населения транспортом и связью |
2. ………………. | Повышение экономической эффективности Повышение эффективности использования ресурсов: трудовых, материальных, финансовых Создание новых экономически эффективных продуктов Вклад в крупные структурные сдвиги в экономике |
3. ………………. | Конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке: спрос, замещение импорта, рентабельность продукции, экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммерческий риск. Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке: спрос, повышение экспортного потенциала (объем валютных поступлений), экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммерческий риск. |
4. ………………. | Вклад в обороноспособность РФ Вклад в экологическую безопасность Вклад в снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, воду, землю Вклад в природовосстановительную деятельность |
5. ………………. | Соответствие мировому уровню (конкурентоспособность ноу-хау) Вклад в поддержку лидирующего положения российской науки и промышленности Вклад в развитие других научно-технических направлений Вклад в крупные технологические сдвиги Вклад в развитие научно-технического потенциала Степень новизны Включение в предыдущие программы и планы Сроки разработки Степень (вероятность) реализуемости проекта Наличие фундаментального задела Наличие кадров исследователей высшей квалификации Наличие экспериментальной и производственной базы Технический и организационный риск реализации проекта в срок |
5. | Затраты на проект Затраты на НИР Затраты на ОКР Затраты на опытный образец Капиталовложения в создание производства Капиталовложения в процесс производства (оборотный капитал) Срок окупаемости затрат Ожидаемая прибыль Потенциальный размер общей прибыли Ожидаемый размер валютной прибыли Время начала получения прибыли Рентабельность капиталовложений (инвестиций) |
Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления – это показатели, важные для национального хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих, более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи.
Приложение № 3