Объем часов по видам учебной нагрузки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
И УПРАВЛЕНИЯ имени К.Г.Разумовского
Кафедра «Менеджмент»
Рассмотрено на заседании кафедры протокол №6 от 15.01.2014 г
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой _______/проф. Князев В.В./
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Стратегический менеджмент
Профиль - «Производственный менеджмет»
формы обучения: очная, очно-заочная и заочная
курс: 3с,4
Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА.
1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. Цели и задачи изучения дисциплины Содержание дисциплины. Объем часов по видам учебной нагрузки. Тематический план занятий (дневная форма обучения). Тематический план занятий (заочная форма обучения) | |
П.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.Задания и методические указания по проведению практических занятий. 2.2.Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 2.2.1. Распределение часов по видам самостоятельной работы. 2.2.2. Содержание самостоятельной работы 2.2.3. Практические ситуации для подготовки и проведения ситуационных семинаров (метод кейсов) 2.2.4. Методические указания по выполнению курсовой работы. 2.3. Основная и дополнительная литература. 2.4. Перечень средств и методов обучения. 2.5.Требования к уровню освоения программы и формы контроля знаний студентов. | |
III. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. | |
IV. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. | |
V. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. | |
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. |
I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Цели и задачи изучения дисциплины
Дисциплина «Стратегический менеджмент» изучается студентами специальностей 0611 «Менеджмент» По дисциплине предусмотрено выполнение курсовой работы и сдача экзамена.
Целью курса является изучение студентами основных концепций стратегического менеджмента и приобретение практических навыков стратегического анализа, которые могут быть использованы в их практической работе.
Курс «Стратегический менеджмент» состоит из 5 модулей. Объектом изучения является деятельность по практическому управлению организацией.
Предмет изучения – отношения, которые складываются в организации в ходе выбора стратегии ее развития и осуществляемых в ней стратегических изменений в процессе реализации принятой стратегии.
В качестве метода обучения используется сочетание ситуационного и системного подходов к изучению стратегического управления организацией, а также методы активного обучения (разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах, практические упражнения, тесты).
Задачами курса являются:
- закрепление теоретических знаний по курсу «Стратегический менеджмент»;
- освоение приемов оценки внутреннего состояния фирмы; приобретение практических навыков по определению конкурентного положения компании и предвидения возможных негативных изменений во внешней среде;
- получение необходимых знаний для того, чтобы разрабатывать меры по стабилизации и улучшению конкурентных позиций своей организации;
- овладение навыками по структурированию целей и определению стратегий достижения поставленной цели.
Содержание дисциплины
Объем часов по видам учебной нагрузки
Форма обуче-ние | Все-го | в т.ч. аудиторных часов | Вт.ч. самост. работа | Курсовая работа | Зачет | Экзамен | ||
Всего | Лекции | Практ. занятия | ||||||
дневная | в 7 сем. | в 6 сем. | в 7 сем. | |||||
заочная | 1 на 4 курсе | - | 1 на 4 курсе | |||||
1.2.2. Тематический план занятий (дневная форма обучения).
№ | Название темы | Количество часов | |
Лекции | Практические занятия | ||
Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности | 6,0 | 7,0 | |
1.1 | Сущность стратегического менеджмента | 1,0 | |
1.2 | Понятие стратегии | 0,5 | |
1.3 | Эволюционные изменения моделей стратегического поведения организации | 1,0 | |
1.4 | Стратегический менеджмент как область научных знаний | 1,0 | |
1.5 | Стратегическое видение, миссия и цели организации | 1,0 | |
1.6 | Уровни разработки стратегии | 1,0 | |
1.7 | Роль заинтересованных лиц в формировании целей организации | 0,5 | |
Стратегия предприятия, стратегическое управление. Стратегия и организационная структура | 3,0 | 3,0 | |
2.1 | Анализ ресурсов, компетенций и стержневых компетенций | 2,0 | |
2.2 | Анализ цепочки ценностей | 1,0 | |
Формирование стратегических целей и стратегии предприятия | 7,0 | 3,5 | |
3.1 | Анализ макроокружения | 3,0 | |
3.2 | Анализ микроокружения (отраслей и рынков) организации | 4,0 | |
3.3 | Стратегия и техническая политика | ||
Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора | 4,0 | 3,0 | |
4.1 | Виды стратегии | 1,0 | |
4.2 | Стратегический маркетинг | 3,0 | |
5. | Стратегия внешнеэкономической деятельности. | 3,0 | |
6. | Корпоративные стратегии диверсификации | 3,0 | |
7. | Стратегический потенциал организации. Проектирование систем управления. | 4,0 | 3,0 |
*8. | Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности | 6,0 | 3,0 |
Тестирование (итоговый контроль) | - | 1,5 | |
Всего | 36,0 | 24,0 |
1.2.3. Тематический план занятий (заочная форма обучения).
№ | Название темы | Количество часов | |
Лекции | практические занятия | ||
1. | Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности | 2,0 | 1,0 |
1.1 | Сущность стратегического менеджмента | 0,2 | |
1.2 | Понятие стратегии | 0,2 | |
1.3 | Эволюционные изменения моделей стратегического поведения организации | 0,5 | |
1.4 | Стратегический менеджмент как область научных знаний | 0,2 | |
1.5 | Стратегическое видение, миссия и цели организации | 0,2 | |
1.6 | Уровни разработки стратегии | 0,5 | |
1.7 | Роль заинтересованных лиц в формировании целей организации | 0,2 | |
2. | Стратегия предприятия, стратегическое управление. Стратегия и организационная структура | 2,0 | |
2.1 | Анализ ресурсов, компетенций и стержневых компетенций | 1,0 | |
2.2 | Анализ цепочки ценностей | 1,0 | |
3. | Формирование стратегических целей и стратегии предприятия | 3,0 | 1,0 |
3.1 | Анализ макроокружения | 1,0 | |
3.2 | Анализ микроокружения (отраслей и рынков) организации | 2,0 | |
4. | Стратегия и техническая политика | 1,5 | 3,0 |
4.1 | Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора | 0,5 | |
4.2 | Виды стратегии | 1,0 | |
5. | Стратегический маркетинг | 1,0 | |
6. | Стратегия внешнеэкономической деятельности. | 1,0 | |
7. | Корпоративные стратегии диверсификации | 1,0 | 1,0 |
8. | Стратегический потенциал организации. Проектирование систем управления. | 4,5 | 2,0 |
Тестирование (итоговый контроль) | - | 1,5 | |
Всего | 16,0 | 8,0 |
Тема 1. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности
Сущность стратегического менеджмента, его основные этапы (стратегически анализ, стратегический выбор, реализация стратегии). Определение стратегия как комплексного понятия Г. Минцбергом («пять П») и А.Чандлером. Основные характеристики, преимущества и недостатки стратегии. Походы к разработке стратегии: главный стратегический подход, «делегирование полномочий», совместный, инициативный.
Разработка стратегии по уровню иерархии:
- корпоративная стратегия (понятие и содержание);
- деловая стратегия (понятие и содержание);
- функциональная стратегия (понятие и содержание);
-операционная стратегия (понятие и содержание).
Понятие заинтересованных лиц. Классификация заинтересованных лиц. Основные переменные, определяющих степень влияния заинтересованных лиц
Тема 2. Стратегия предприятия, стратегическое управление. Стратегия и организационная структура.
Основные факторы, определяющие деятельность организации. Необходимость стратегического анализа внутренней среды организации.
Базовые конкурентные стратегии М.Портера: лидерство по издержкам, дифференциации, сфокусированные.
Пути сохранения конкурентных преимуществ. Виды конкурентных стратегий в зависимости от ситуаций в отрасли: стратегий для конкуренции в новых и быстро растущих отраслях, стратегия для конкуренции в отраслях, находящихся в стадии зрелости, стратегия для конкуренции в раздробленных отраслях.
Тема 3. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия.
Формирование стратегического видения, миссии и целей организации. Определение целей организации (экономические, социальные, стратегические). Требования к целям орагизации.
Цели стратегического анализа внутренней среды. Материальные и нематериальные ресурсы. Анализ ресурсов: по категориям (человеческие, финансовые, производственно-технологические, информационные, коммуникационные, материальные) по специфичности, по результату.
Понятие компетенций. Стержневые компетенции (отличительные особенности) как основа конкурентного преимущества организации.
Цель анализа видов деятельности в цепочке ценностей М.Портера. Два способа увеличения ценности продукта. Понятие цепочки ценностей и ее составляющие.
Значение человеческих ресурсов. Аудит человеческих ресурсов. Понятие культуры организации. Факторы, влияющие на формирование культуры организации. Классификация типов культур.
Тема 4. Стратегия и техническая политика предприятия
Виды стратегических решений:
- решения, связанные с выбором продуктов и рынков: категории продуктов, категории рынков, характеристика продуктов, продуктовый и рыночный портфели, жизненный цикл продуктов;
-связанные с выбором генерических стратегий
- связанные с изменением размеров организации: внутренний рост, внешний рост; понятие стратегических альянсов и их виды, разукрупнение компаний, понятие аутсорсинга.
Критерии стратегического выбора: критерий соответствия, технико-экономической обоснованности, приемлемости, конкурентного преимущества.
Тема 5. Стратегический маркетинг
Понятие макросреды. Преимущества и недостатки анализа макросреды. Способы определения рынков. Сегментация рынка. Определение продукта. Понятие отрасли и рынка. Модели отраслевого анализа: модель пяти сил конкуренции М.Портера, модель сфер деятельности конкуренции и сотрудничества, ресурсный анализ. Анализ движущих сил отрасли. Анализ стратегических групп и конкурентов. SWOT – анализ
Пятиуровневая модель продукта Котлера. Классификация продуктов по Копеленду. Жизненный цикл продукта. Теория продуктового портфеля.
Тема 6. Стратегия внешнеэкономической деятельности.
Формы международной конкуренции. Сущность интернационализации и глобализации. Факторы, способствующие глобализации: рыночные (маркетинговые), затратные, государственные, конкурентные. Методы вхождения организации на международный рынок: внутренние (прямой экспорт, зарубежное производство или сборка), внешние (международные альянсы и совместные предприятия, слияние и поглощение, франчайзинг и лицензирование).
Тема 7. Корпоративные стратегии диверсификации.
Стратегия диверсификации в родственные и в неродственные отрасли. Критерии для оценки диверсификации. Стратегии продажи и ликвидации бизнеса. Корпоративные стратегии восстановления, экономии и реструктуризации портфеля. Стратегия транснациональной диверсификации.
Тема 8. Стратегический потенциал организации. Проектирование систем управления.
Реализация стратегии и стратегический процесс. Соответствие стратегии ресурсам организации. Соответствие культуры организации выбранной стратегии. Классификация типов культур, понятие корпоративной культуры, ее соответствие стратегии. Соответствие структуры организации выбранной стратегии. Роль руководства в реализации стратегии. Роль персонала в реализации стратегии. Управление сопротивлением изменениям в процессе реализации стратегии. Контроль за реализацией стратегии. Методы анализа, используемые при стратегическом выборе. Анализ разрыва, анализ динамики издержек и кривая опыта, анализ динамики рынка, матрица развития продукта-рынка Ансоффа. Матрица БКГ. Многофакторная матрица «Мак-Кинси».
Инструмент реализации стратегии - система сбалансированных показателей. Понятие стратегических карт. Основные перспективы (направления) системы сбалансированных показателей: финансовая, клиентская, бизнес-процессы, обучение, развитие.