Объем дисциплины и виды учебной работы. Распределение часов по темам и видам учебной работы № п/п Раздел дисциплины

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная
Номера семестров: 1-4 3-9
Аудиторные занятия: В том числе:    
Лекции (л)
Семинарские занятия (СЗ) Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (СРС) В том числе:
Подготовка к семинарским и практическим занятиям
Эссе, реферат, доклад, презентация
Работа с первоисточниками, документами
Разработка ЦОР
Выполнение заданий по самопроверке (решение задач, выполнение тестов)
Другие виды самостоятельной работы
Общая трудоемкость:часы/зачетные единицы 462/6 зачетных единиц
Входной контроль (вид, № семестра) тест (1 семестр)  
Текущий контроль (1 и 2 семестры): доклады, эссе, презентации, аннотирование статей, аналитические таблицы, решение задач, тесты по разделам, разработка ЦОР  
Форма промежуточной аттестации Экзамен (2 и 4 семестры)  

Распределение часов по темам и видам учебной работы

№ п/п Раздел дисциплины Неделя семестра Всего часов Виды учебной работы
Аудиторная работа
лекции семинар/.практ. самост. работа
Раздел 1. Введение в научную педагогику
Понятие педагогики. 1-2  
Педагогика как наука 3-4
Предметология педагогики.
Системология педагогики 6-7  
Терминология педагогики 8-9  
Роль РАО в развитии педагогических наук в России 10-11  
  Итого:  
Раздел 2. Основы управления системами образования
Понятие об управлении. Система образования в России 12-13    
Законодательство России об образовании 14-15    
Школа как образовательная система 16-17  
Устав образовательного учреждения 18-19    
  Итого:    
Раздел 3. Теория обучения
Дидактика в системе педагогических наук 1-2  
Структура и методы дидактики    
Учебный процесс как педагогическая категория 4-5  
Учебная деятельность и ее характеристика 6-7  
Принципы построения учебного процесса    
Содержание современного обучения в начальной школе 9-10  
Методы и средства обучения 11-12  
Формы организации обучения младших школьников 13-14  
Контроль в системе обучения учащихся начальных классов 15-16    
Организация проблемного обучения в начальной школе    
Системы развивающего обучения в начальной школе 18-19    
  Итого:    
Раздел 4. Теория воспитания  
Сущность и понятие воспитания 1-2  
Цель и задачи воспитания 3-4  
Содержание воспитания 5-6  
Нравственное воспитание 7-8  
Эстетическое воспитание 9-10    
Принципы и методы воспитания 11-13  
Средства воспитания 14-15  
Формы воспитания 16-17  
Коллектив 18-19  
  Итого:    
Раздел 5. История педагогики и образования  
Введение. Педагогическая мысль и воспитательная практика в античный период    
Педагогика эпохи Возрождения. Педагогическая система Я.А. Коменского 2-3  
Педагогика периода капитализма. Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци 4-5  
Педагогическая теория и практика в странах Западной Европы конца 19-20 вв. 6-7  
Воспитание и образования в Древней Руси    
Развитие школы и педагогической мысли в России 17-18 вв. 9-10  
Образовательные реформы 19 в. 11-12  
Педагогическая теория К.Д.Ушинского 13-14  
Развитие школы и педагогики в начале 20 в. 15-16    
Развитие советской педагогики. Педагогическая деятельность А.С.Макаренко 17-18  
Школа и педагогика второй половины 20 в. Педагоги-новаторы  
  Итого:    
                           

Содержание дисциплины

Программа дисциплины

Раздел 1. Введение в научную педагогику

Понятие педагогики.

Основные понятия: наука, учебная дисциплина, профессиональная деятельность.

Содержание темы:

Определение педагогики. Многозначность термина: педагогика – учебная дисциплина, педагогика – наука, педагогика – практическая деятельность.

Педагогика – учебная дисциплина в педагогическом вузе. Ее место, значение и роль при профессиональной подготовке педагогов. Характеристика основных и специальных курсов педагогики на факультете педагогики и методики начального образования.

Особенности содержащегося в курсах педагогики знания. Эмпирический и теоретический его характер. Виды знания: идеи, аксиомы, догмы, постулаты, гипотезы, взгляды, концепции, учения, теории. Проблемы как особый вид знания.

Педагогика как наука.

Основные понятия: гуманитарные науки, эмпирическое знание, научное знание.

Содержание темы:

Исторические предпосылки появления и основные исторические этапы развития педагогики как древнейшей гуманитарной науки. Ее движение от фиксации педагогических фактов к эмпирическим и научным обобщениям педагогического знания, от конкретного знания педагогической практики к системе педагогических наук.

Место педагогики в общей системе наук. Ее связь с естественными, техническими, гуманитарными науками. Общие задачи педагогики. Главные признаки педагогики как науки: предметология, источниковедение, праксикология, методология.

3. Предметология педагогики.

Основные понятия: предмет науки, субъект воспитания, объект воспитания.

Содержание темы:

Предмет науки - главное отличительное свойство педагогики. Разные походы к определению предметной области педагогики. Субъект, объект воспитания, воспитание - основные компоненты предметной области педагогики.

Объект педагогики как субъективное отражение педагогом-исследователем части предметное области педагогики. Сужение границ предметной области педагогики в объекте или выход объекта за рамки предмета науки.

Наши рекомендации