Измерение и оценка в менеджменте торгового предприятия

Измерение – это работа в результате которой качественные наблюдения преобразуются в количественные утверждения и оценки.

Оценка в отличие от измерения представляет собой вербальное или количественное упорядочение фактически наблюдаемых явлений или возможных решений.

Измеряемые признаки результативности функционир предприятия классифиц на 2 большие группы:1)основные, сопряженные и побочные(желательные и нежательные) результаты. 2)свойства результативности: действенность, экономичность, качество, прибыльность, производительность, качество трудовой жизни, внедрение новшеств.

Основные результаты-то, ради чего создается формальная организация и осуществляется работа.они выражаются в форме целей и задач. сопряженные и побочные - результаты, которые сопутствуют основному, но могут быть как желательными, так и нежелательные.

Критерий измерения Отношение измеряемых признаков
Эффективность Индексы, показывающие степень достижения цели в одном периоде по сравнению с другим
Экономичность Ресурсы, подлежащие потреблению в сопоставлении с ресурсами фактически потреблёнными
Качество Оценивается, произведен и доставлен ли продукт так, как это задумывалось, удовлетворен ли покупатель товаром.
Прибыльность Сопоставляются: чистый доход и объем продаж, чистый доход и совокупные активы, чистый доход и собственный капитал
Производительность Соотносится надлежащая продукция с факт потреб ресурсами
Качество трудовой жизни Может измеряется посредством индексов, интегрирующих ответы персонала на вопросы о состоянии дел по перечисленным аспектам
Внедрение новшевст Количественное измерение пока не применяется

10. Процесс принятия решений, модели решения, инструменты выбора лучшего варианта решения.

принятие решения – действие, состоящее в выборе одного из нескольких вариантов, каждый из которых основывается на присущей только ему идеи, мыслительный процесс, охватывающий все деятельность по преодолению какой-либо приблемы, понимаемой в менеджменте как угроза целям.Процесс решения нестандартных проблем можно разбить на ряд этапов:

1) Сбор информационных сигналов о возможных проблемах.1.1) Наблюдение за состоянием внутренней среды.1.2) Наблюдение за состоянием внешней среды.

2) Выявление проблем и определение причин их возникновения.2.1) Описание проблемной ситуации.2.2) Выявление организационного звена, в котором возникла проблема.2.3) Формулировка проблемы.2.4) Оценка важности проблемы.2.5) Выявление причин возникновения проблем.

3) Формулировка целей решения проблемы.3.1) Определение целей системы.3.2) Определение тенденций развития подразделения, в котором возникла проблема.3.3) Формулировка целей решения проблемы.

4) Обоснование стратегии решения проблемы.4.1) Более детальное описание проблемы.Деление входных параметров на постоянные и переменные.4.2) Определение области изменения переменных параметров.4.3) Определение требований к выходу, то есть к решению.4.4) Определение критериев эффективности решения проблемы.4.5) Определение ограничений.

5) Разработка вариантов решения.5.1) Расчленение задачи на подзадачи.5.2) Анализ подзадач.5.3) Поиск решений для каждой из подзадач.5.4) Построение моделей и проведение расчетов.5.5) Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче.5.6) Упорядочивание критериев или профиля предпочтения.5.7) Обобщение результатов решения по каждой подзадаче.5.8) Прогнозирование возможных последствий решений по каждой подзадаче.5.9) Обобщение результатов решения по проблеме в целом.

6) Выбор лучшего варианта.6.1) Анализ технико-экономической эффективности найденных вариантов решений 6.2) Оценка объективных условий определяемых неуправляемыми параметрами.6.3) Оценка предпол-х вариантов опред-х изменениями управляемых параметрами.

7) Корректировка и согласование решений.7.1) Согласование решения с заказчиком.7.2) Согласование решения с функционально-взаимодействующими подразделениями.7.3) Согласования решения с исполнителями.7.4) Утверждение решения.

8) Реализация решения.8.1) Разработка рабочего плана реализации.8.2) Реализация рабочего плана.8.3) Внесение изменений входе реализации.8.4) Оценка эффективности решения.

Модель – условный и упрощенный образ объекта исследования, который конструируется субъектом исследования таким образом, чтобы отобразить характеристики объекта, существенные для цели исследования.содеоржание метода моделирования передает следующий алгоритм:1. конструирование модели, 2. сопоставление результатов анализа с данными об объекте, 3. корректировка модели.

Модели с конкретными числовыми значениями характеристик назв числовыми. записываемые с помощью логических выражений-логические, выраженные в графических образах-графическими, ответ на вопрос «как должно быть?»-нормативными, «как это происходит»-дескриптивными.

Роль техник принятия решений в работе менеджера состоит в том, что они являются инструментами рационального выбора и документирования этого выбора. Метод взвешанных оценок (формулирование задачи, назначение критериев, построение иерархии, назначение весов критериям, нормирование весов, разработка шкалы для оценки альтернатив, оценка А по каждому критерию, нахождение суммарного значение ценности каждой альтернативы, выбор лучшей)


Наши рекомендации