Функция управления и их классификация
Функции управления впервые были рассмотрены Анри Файолем.
Функция – это область деятельности.
Функция менеджмента – это целенаправленный вид управленческой деятельности, осуществление которого рассматривается как основная часть процесса управления.
Виды функций (с точки зрения роли в управленческом процессе):
— Общие основные функции – реализуются в любой организации на всех уровнях управления. К ним относится: планирование, организация, мотивация, контроль.
— Связующие функции – к ним относятся: принятие управленческих решений и коммуникация. Эти функции связывают все уровни управления
— Частные обеспечивающие функции (функции организации) которые выполняются отдельными структурными подразделениями или специалистами в организации. Управление персоналом, управление маркетингом, управление финансами, документационное обеспечение, учёт, обеспечение оргтехникой, логистика.
— Специфические функции – отражают отраслевую специфику деятельности организации. Управление методическим обеспечением, управление учебным процессом, управление научной деятельностью, управление воспитательным процессом.
20. Планирование, как функция менеджмента: типы планов
Планирование – это процесс выработки и принятия решений, позволяющий обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. Этот процесс разработки специальных документов, планов определяющих конкретное действие по достижению стоящих перед организацией целей и задач в рамках определённого планового периода времени.
Виды планов:
— Постоянные планы, которые действуют длительный период. Например: политика компании, правила, положения, процедуры. В некоторых случаях сюда относят бизнес-план, туда входят: маркетинговый план (описание продукта, анализ конкурентов), план производства, организационный и финансовый план, показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
— Одноразовые планы, программы или проекты.
— Ситуационные планы – антикризисные мероприятия по разрешению какой либо проблемы.
Принципы планирования: Коллегиальность, гибкость, реальность, непрерывность, координация и интеграция, экономичность.
Методы планирования: Эвристические, экономико-математические, метод сценариев – возможна разработка оптимистического, реалистического, пессимистического сценария
По широте охвата:
· корпоративное планирование (для всей компании в целом);
· планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);
· планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).
По функции:
· производственное;
· финансовое;
· кадровое;
· маркетинговое.
По подфункции (например, для маркетинга):
· планирование ассортимента;
· планирование рекламы;
· планирование продаж.
По временному периоду:
· долгосрочное планирование - 5 лет и более;
· среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;
· краткосрочное планирование - до года.
По степени детализации планов:
· стратегическое планирование;
· оперативное или тактическое планирование.
По обязательности выполнения:
· директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;
· индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.
Различают три основные формы организации планирования:
· "сверху вниз";
· "снизу вверх";
· "цели вниз - планы вверх".
Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.
Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.
Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.