Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

МЕНЕДЖМЕНТ

Варианты контрольных работ для студентов заочного отделения

Екатеринбург 2011

Методические указания

В соответствии с учебным планом студенты заочного отделения выполняют контрольную работу по дисциплине «Менеджмент».

Контрольная работа включает теоретические вопросы и практическое задание, отражающие содержание важнейших тем курса. Условием успешного раскрытия теоретических проблем является подбор и изучение необходимой литературы, рекомендуемой в методических указаниях.

После изучения соответствующих источников студент самостоятельно излагает теоретические вопросы контрольной работы. Недопустимым считается дословное списывание текста из учебников, учебных пособий, статей. Если в тексте указываются цитаты или заимствованный цифровой материал, то необходимо сделать сноску на источник. Материал должен быть изложен полно, конкретно, логично, исключая все, что не относится к теме работы.

Практическое задание предполагает выполнение аналитических и плановых расчетов, которые должны быть приведены в письменном виде и сопровождаться необходимыми пояснениями, в которых отражаются исходные данные, порядок и методика исчисления показателей.

В заключении должен быть представлен список литературы, фактически изученной студентом и отраженной в содержании работы. На последнем листе ставится подпись студента и дата выполнения работы.

Выбор варианта контрольной работы осуществляется в зависимости от начальной буквы фамилии студента, согласно следующему распределению:

Начальная буква фамилии Номер задания Начальная буква фамилии Номер задания
А Р
Б С
В Т
Г У
Д Ф
Е Х
Ж Ц
З Ч
К Ш
Л Щ
М Э
Н Ю
О Я
П    



Вариант 1

1. Понятие менеджмент , его экономический механизм.

2. Цели и задачи менеджмента.

3. По материалам Вашего предприятия сформулировать миссию, цели, построить « дерево целей».

Вариант 2

1. Принципы менеджмента: понятие, общие , частные, рыночные.

2. Функции менеджмента, их характеристика, циклический характер.

3. Рассмотреть основные факторы, влияющие на эффективность управленческих решений в виде схемы , отразить их взаимосвязь.

Вариант 3

1. Экономический механизм менеджмент а, его характеристика.

2. Виды менеджмента, их характеристика.

3. Рассмотреть на примере Вашего предприятия экономические методы управления. Их использование отразите в аналитической таблице.

Вариант 4

1. Эволюция развития менеджмент а.

2. Школа научного управления, ее сущность и практическое значение.

3. Изучить и дать характеристику функций менеджмента, их реализацию на примере Вашего предприятия.

Вариант 5

1. Понятие организационная структура, уровень и звенья управления, их характеристика.

2. Классификация организационных структур.

3. Рассмотрите организационную структуру Вашего предприятия, отразите ее достоинства и недостатки в таблице.

Вариант 6

1. Основные принципы формирования организационных структур.

2. Анализ и проектирование организационных структур.

3. Оцените эффективность организационной структуры Вашего предприятия, возможность совершенствования.

Вариант 7

1. Управленческие решения, их сущность и типология.

2. Основные этапы принятия и реализации управленческого решения.

3. На практическом примере дать характеристику основным управленческим решениям по их видам ( социальные, экономические, организационные и т.д.) и показателям.

Вариант 8

1. Сущность и виды коммуникаций, их классификация.

2. Содержание коммуникационного процесса в управлении.

3. Рассмотрите вертикальные и горизонтальные, внешние коммуникации Вашего предприятия, оцените их эффективность.

Вариант 9

1. Информация ; понятие, классификация, требования к ней. Содержание основных видов информации.

2. Информационные системы в управлении, их достоинства и недостатки.

3. Рассмотрите информационные технологии ( системы) , применяемые на Вашем предприятии.

Вариант 10

1. Методы управления предприятием , их характеристика и взаимосвязь.

2. Социально-психологические методы управления в менеджменте.

3. Рассмотрите использование социально-психологических методов управления на примере Вашего предприятия, оцените уровень социального партнерства.

Вариант 11

1.Внутренняя и внешняя среда организации, факторы прямого и косвенного воздействия.

2.Законы жизни и развития организации.

3.Изучите факторы общего и делового окружения Вашего предприятия, оцените их воздействие

Вариант 12

1.Организационно – распределительные методы управления в менеджменте.

2.Управленческие полномочия, их распределение.

3.Расмотрите организационно –распорядительные документы, используемые на Вашем предприятии. Материал структурируйте и оформите в виде таблицы.

Вариант 13

1.Власть и влияние. Формы власти и их эффективность.

2.Формы влияния на подчиненных. Участие работников в управлении.

3.Рассмотрите на примере Вашего предприятия содержание коллективного договора, оцените его достоинства и недостатки, степень социальной защищенности.

Вариант 14

1.Трудовой коллектив, его признаки, этапы формирования.

2.Виды коллективов. Характеристика команды.

3. Рассмотрите особенности работы менеджмента в кризисной ситуации на примере Вашего предприятия. Какими профессиональными компетенциями он должен обладать.

Вариант 15

1.Понятие конфликт, его виды, стадии развития.

2.Методы разрешения конфликтов. Роль руководителя в предотвращении конфликтов.

3.Рассмотрите на примере Вашего предприятия виды деструктивных конфликтов, их влияние на развитие предприятия.

Вариант 16

1.Мативационные основы менеджмента: понятие, мотивы, потребности, мотивационная модель.

2.Содержательные теории мотивации, их практическое значение.

3.Рассмотрите в виде таблицы экономические и неэкономические методы мотивации, применяемые на Вашем предприятии.

Вариант 17

1.Понятие, виды и значение мотивации.

2.Процессуальные теории мотивации, их практическое значение.

2.Оцените уровень мотивации работников Вашего предприятия с позиции справедливости.

Вариант 18

1.Стили руководств. Лидерство и стиль управления.

2.Одномерные стили управления, их эффективность.

3.Определите преобладающие отношения лидерства: начальник – подчиненный, лидер – последователь.

Вариант 19

1.Многомерные стили лидерства, их значение.

2.Концепция атрибутивного лидерства.

3.Проанализировать основы и источники власти: подчиненного, руководителей нижнего и среднего звена управления.

Вариант 20

1.Управленчески труд и его характеристика.

2.Оценка эффективности труда руководителей и специалистов.

3.Рассмотреть использование рабочего времени на Вашем личном примере. Оцените эффективность его использования.

Вариант 21

1.Понятие персонал, его признаки.

2.Кадровая политика организации: понятие, виды, элементы, взаимосвязь со стратегией.

3.Рассмотрите методы отбора персонала, применяемые на Вашем предприятии (для внутренних и внешних источников), оцените эффективность кадровой политики.

Вариант 22

1.Самоменеджмент руководителя.

2.Направления совершенствования организации труда руководителей и специалистов.

3.Рассмотрите содержание деловых и личных качеств, которыми должен обладать менеджер. Проведите оценку своих деловых качеств, используя метод балльной оценки.

Вопросы для контрольной работы соответствуют вопросам соответствующей темы, обозначенным в содержании учебной дисциплины.

Вопросы к экзамену (зачету):

1. Сущность и содержание менеджмента, его виды.

2. Сущность и содержание менеджмента, его экономический механизм.

3. Цели, задачи менеджмента.

4. Функции менеджмента, их классификация, содержание, взаимосвязь.

5. Принципы менеджмента, их взаимосвязь, использование в рыночной экономике.

6. Школы управления, их взаимосвязь.

7. Школа научного управления, её вклад в теорию менеджмента.

8. Классическая школа управления, её вклад в теорию менеджмента.

9. Школа человеческих отношений, её вклад в развитие теории менеджмента.

10. Школа поведенческих наук, её вклад в развитие теории менеджмента.

11. Количественная школа: сущность, её вклад в развитие теории менеджмента, значение.

12. Менеджмент как система. Подходы к управлению.

13. Понятие «организация», её основные элементы и жизненный цикл.

14. Понятие «организация», её внутренняя и внешняя среда, их взаимосвязь.

15. Структура управления организацией, принципы построения, влияющие факторы.

16. Бюрократические структуры управления, их характеристика, преимущества и недостатки.

17. Гибкие (органические) структуры управления, их характеристика, преимущества и недостатки.

18. Стратегическое управление организацией: понятие, элементы и виды стратегий, их характеристика.

19. Технологии формирования стратегий (методы, разработки). Выбор и реализация стратегии.

20. Технология и технологические процессы, их классификация.

21. Функциональная система менеджмента, её содержание, элементы.

22. Коммуникации и их виды. Коммуникационный процесс. Эффективность коммуникаций.

23. Информационное обеспечение менеджмента. Сущность, виды и значение информации.

24. Информационные потоки и информационные системы, их виды и эффективность.

25. Управленческие решения: понятие, виды, требования к ним.

26. Технология подготовки и принятие решений.

27. Методы управления: сущность, значение, классификация, их взаимосвязь.

28. Экономические методы управления, их сущность, состав и значение.

29. Организационно - распорядительные методы управления: их сущность, состав и значение.

30. Социально – психологические методы управления: их сущность, состав, значение.

31. Трудовой коллектив, его признаки и структура, этапы формирования.

32. Формальные и неформальные коллективы, их место, причины образования, стадии развития, эффективность.

33. Мотивация и мотивационная структура. Виды и формы мотивации.

34. Процессуальные теории мотивации, их практическое применение.

35. Содержательные теории мотивации, их практическое применение.

36. Конфликты: понятие, причины возникновения, этапы, виды.

37. Методы управления конфликтами, их эффективность.

38. Кадровая политика: понятие, элементы, направления, виды. Взаимосвязь со стратегией предприятия.

39. Кадровые стратегии: понятие, виды, содержание, взаимосвязь с кадровым планированием.

40. Лидерство и стили руководства. Теории лидерства.

41. Одномерные стили руководства, их характеристика.

42. Многомерные стили руководства, их характеристика. Адаптивное руководство.

43. Понятия: власть и влияние. Баланс власти. Формы и виды власти.

44. Власть и партнёрство. Развитие социального партнёрства в России.

45. Современный менеджер, функции и типы руководителя, их личные и деловые качества.

46. Управленческий труд, его характер и содержание. Эффективность труда.

47. Самоменеджмент руководителя.

48. Эффективность менеджмента. Система показателей эффективности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями на 1.10.2009 г.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями на 2009 г.

3. Антикризисное управление. Теория и практика./Под ред. В.Я. Захоров. –М.: Юнити, 2010

4. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учеб. Минск: Современная школа, 2010

5. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб.-М.: Проспект, 2009

6. Веснин В.Р. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие.-М.: МГИУ, 2007

7. Виханский О.С. Менеджмент: Учеб.-М.: Экономистъ, 2008

8. Герчикова И.Н. Менеджмент.-М.: ЮНИТИ, 2007,2008

9. Глазов М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал – менеджмента. Под. Ред. Глазова М.М. –СПб.: Андреевский издательский дом, 2007

10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика.-М.: Проспект, 2008.

11. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент. Учеб.-М.: Экономистъ,2009

12. Иванова Т.Ю. Теория организации: Учеб.-М.: КНОРУС, 2010

13. Ковалев С.Р. Управление качеством работы персонала.-М.: Альфа-пресс, 2009

14. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: Учеб.пособие.-М.: ЮНИТИ,2007

15. Кибанов А.Я./ Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: Учеб. Пособие.-М.: КНОРУСС,2009

16. Стратегия предприятия.-М.: Дело,2008

17. Корпоративный менеджмент: Учеб.пособие/ Под. Ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро,-М.: Омега-Л, 2010

18. Кондрашов В.М. Менеджмент продаж: учеб. Пособие для учащихся вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг.»/ В.М. Кондрашов; Федер. Агенство по образованию, Гос. Образоват. Учреждение высш. Проф. Образования, Всерос. Заоч. Финансово-экон. Ин-т.-М.: Вузовский учебник, 2007.-278с.

19. Лейни Т.А., Семенова Е.Т, Шилин С.А. Бренд – менеджмент.-М.: Дашков и Ко,2008

20. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие.-М.: Эксмо, 2010

21. Менеджмент: учеб. Пособие/Под ред. Э.М. Короткова.-М.: ИНФРА-М,2010

22. Мотивация трудовой деятельности/Под. Ред. В.П. Пугачева.-М.: Гардарион,2008

23. Николаева Т.И., В.М. Гаянова. Менеджмент в торговле: стратегическое управление и планирование: учеб.пособие.-Екатеринбург.: изд-во УрГЭУ,2008

24. Николайчук В.Г. Логистический менеджмент: Учеб.-М.: Дашков и Ко, 2008

25. Операционный антикризисный менеджмент/ А.Ю. Шатраков и др.-М.: Экономика,2008

26. Попов Р.А. Антикризисное управление.-М.: Высшее образование, 2009

27. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: Учеб.-М.: КНОРУС,2007

28. В.Н. Попов, В.С. Касьянов, И.П. Сапвченко. Системный анализ в менеджменте: Учеб. Пособие.-М.: КНОРУС,2010

29. Резник С.Д. Организационное поведение. (Практикум: Деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб.пособие.-М.: ИНФРА-М,2009

30. Саак А.Э. Разработка управленческого решения.-СПб.: Питер,2007

31. Соломатина Т.О. Организационная культура компании: Учеб.пособие.-М.: ИНФРА-М,2007

32. Третьяк О.А. Маркетинг: новые модели управления.-М.: ИНФРА-М,2009

33. Управление персоналом организации: Учеб/Под. Ред Кибанова .-М.: ИНФРА-М,2010

34. Уткин Э.А. Основы мотивации менеджмента.-М.: ЭКСМО,200

35. Управление персоналом. Учебник/Под ред. И.Б. Дуракова.-М.: ИНФРА-М,2009

36. Управление организацией: учеб. Для студентов вузов, обучающихся по специальности №Менеджмент орг.»/ под. Ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина;.-М.: ИНФРА-М,2007.735с.

37. Управление персоналом организации: Учебник/ Под. Ред. А.Я. Кибанова.-М.: ИНФРА-М,2009

б) дополнительная литература:

1. Акимова Т.А. Теории организации: Учеб. Пособие. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

2. Аширов Д.А. Трудовая мотивация: Учеб. Пособие. –М.: Проспект, 2005

3. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. –М.: ИНФРА-М, 2005

4. Голиков Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: учеб-практ. Пособие/ Е.А. Голиков.-М.: Экзамен, 2004.-271с.

5. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. Пособие.-М.: Акад.Проект,2000

6. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию./ пер. с анг.-М.: Олимп-Бизнес, 2005

7. Колпаков В.М. Методы управления: Учеб.пособие.-Киев.: Изд. МАУТ,2003

8. Круглова Н.Ю. Стратегический менеджмент: Учеб.пособие.-М.: РДЛ,2003

9. Ламбен Ж. Менеджмент ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: учеб. Для слушателей, обучающихся по программам «Мастер делового администрирования»/Ж.-Ж. Ламбен; -СПб.: Питер, 2005.-796с.

10. Лукичева Л.И. Управленческие решения.-М.: Оега-Л,2006

11. Мазур И.И. Всеобщая история менеджмента/Под.ред. Мазура И.И., В.Д.Шапиро, 2005

12. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Т.И. Николаева.-М.: КНОРУС,2006.-318с.

13. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб.пособие.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004

14. Попов С.А. Стратегический менеджмент.-М.: Акад. Нар-го хоз-ва: Дело, 2003

15. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учеб.-М.: Аспект Пресс, 2005

16. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебникд. Ред Н.И. Абдикеева, Т.Данько.-М.: , 2005

17. Стратегический менеджмент: Учебник/Под.ред. А.Н. Петров.-СПб.: Питер,2006

18. Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия/ М.В. Сорокина.-СПб.: Питер, 2003,2004

19. Семенов А.К. Стратегический менеджмент: практикум.-М.: Дашков и Ко, 2006

20. Спицнадель В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений: Учеб. Пособие.-СПб.: Бизнес-пресса,2002

Журналы: «Менеджмент в России и за рубежом», «Российский журнал менеджмента», «Бренд-менеджмент», «Новости менеджмента», «Маркетинг – менеджмент», «Менеджмент сегодня»

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. www.expert.ru

2. www.mintorg.ru и др.

Автор(ы) Трофимова Л.И.

Рецензент(ы) Арбенина Т.И.

Программа одобрена на заседании Совета по учебно-методическим вопросам и качеству образования

от года, протокол № ________.

4.

Наши рекомендации