Внешний и внутренний контроль
Понятие контроля
Контроль в управлении можно рассматривать в 3 аспектах:
· как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций менеджмента;
· завершающую стадию производственного цикла, сердцевиной которой является механизм обратной связи;
· как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений.
Контроль – это деятельность по проверке состояния, подготовки, хода и результатов работы организации.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль осуществляется в соответствии с определёнными принципами:
1) всеохватывающий контроль, т.е. он должен держать в поле зрения основные сферы деятельности и процессы, протекающие в организации;
2) привлечение всего персонала организации или его значительной части для осуществления контроля;
3) стратегическая направленность на решение конкретных проблем;
4) предотвращение ошибок.
Задачи контроля:
· обнаружение во внутренней и внешней среде организации факторов, влияющих на её деятельность и обеспечение своевременного реагирования на них;
· вскрытие нарушений, изъянов, ошибок, промахов и помощь в принятии оперативных мер по их устранению;
· отслеживание нечётко выраженных тенденций;
· создание основы для оценки эффективности функционирования организации и работы персонала.
Цель контроля: способствовать тому, чтобы фактически полученные результаты были как можно ближе к требуемым.
Виды контроля
Контроль можно классифицировать по различным признакам:
1) по типу:
· традиционный (фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов);
· опережающий (отслеживает разрыв между реальным состоянием дел организации и её целями);
· предпринимательский (осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами);
2) по видам:
· финансовый;
· маркетинговый;
· контроль качества;
· производственный и др.;
3) по объектам:
· контроль производственного;
· технического;
· кадрового потенциала;
· финансовых ресурсов;
· материальных запасов и др.;
4) по стадиям осуществления:
· предварительный (его задача состоит в проверке готовности организации, персонала, системы управления к работе) – до начала производства;
· текущий (оценивает реализацию внутренних и внешних возможностей организации) – стратегический и оперативный.
Стратегический – имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения её конечных целей.
Оперативный – проводится одновременно с выполнением основной работы.
· заключительный (итоговый) - связан с оценкой выполнения организацией своих решений и результатов практических действий, а также сильных и слабых сторон организации. Его цель: дальнейшая мотивация и планирование.
Функции контроля
Контроль в менеджменте выполняет целый ряд функций:
1)проверочная - установление целесообразности, обоснованности, законности решений, проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических, правовых и иных норм и нормативов, выявление ошибок и нарушений;
2) информационная – сбор, передача и обработка информации о состоянии объекта;
3) диагностическая – изучение и оценка реального положения дел в организации и её окружении;
4) прогностическая – создаёт основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;
5) коммуникационная – обеспечивает установление и поддержание обратной связи;
6) ориентирующая – подсказывает на что нужно обращать особое внимание;
7) стимулирующая – по итогам контроля происходит оценка персонала;
8) корректирующая – изменение параметров;
9) защитная – способствует сохранности ресурсов.
9.4. Этапы контроля
На первом этапе определяются параметры функционирования и развития организации, которую необходимо контролировать и источники информации о них (нормативы, нормы, стандарты, цели).
На втором этапе создаётся модель организации, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места возникновения затрат, образование промежуточных и конечных результатов, являющихся наиболее подходящими для наблюдения.
На третьем этапе осуществляется получение информации о состоянии и результатах функционирования его объектов, позволяющей принимать обоснованные решения о том, как действовать дальше.
Четвёртый этап состоит в анализе и оценке информации. Он позволяет определить наличие и степень отклонения от заданных параметров и необходимость корректирующих действий.
Пятый этап состоит в корректировке деятельности организации, преодолении отклонений, чья допустимая величина устанавливается высшим руководством.
Возможны два варианта корректирующих действий:
· устранение причин, порождающих отклонения, их ликвидация или нейтрализация путём совершенствования производства и управления;
· изменение стандартов, пересмотр планов, перераспределение заданий.