Внешний и внутренний контроль. Виды управленческого контроля

Внутренний контроль –имеет место, когда субъект и объект находятся в одной системе, а внешний когда в разных.

На предприятии внутренний контроль осуществляется самим работником, который самостоятельно следит за своей работой и результатами и по мере необходимости вносит изменения. А внешний контроль осуществляется администрацией или специальными сотрудниками, его основная идея – люди лучше выполняют работу, когда знают, что за ними наблюдают. Основная идея внутреннего контроля – вовремя обнаружить проблему и найти пути её решения, а не поймать кого-то за руку и наказать.

Виды управленческого контроля:

1) По типу

ü Традиционный(фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов)

ü Опережающий( отслеживает разрыв между реальным состоянием дел в организации и её целями)

ü Предпринимательский( осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, в результате корректируются сами цели)

2) по целям

ü фильтрующий( призван отделить годное от негодного)

ü корректирующий ( призван исправить положение дел)

3) по субъектам, осуществляющим контроль

ü администрация

ü функциональные службы

ü специальные подразделения

ü работники

4) по методам

ü фактический (осуществляющийся с помощью опроса, инвентаризации, осмотра, разрушения объекта)

ü документальный (происходит на основе сверок и проверок документов)

ü оценочный ( основан на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном)

5) по стадиям осуществления

ü предварительный ( осуществляется до начала работ; его задача состоит в проверке готовности организации, персонала, системе управления и т. д. к работе)

ü текущий ( подразделяется на:

- стратегический, в качестве его объекта выступает эффективность использования ресурсов с точки зрения достижения конечной цели. Он осуществляется. Он осуществляется по таким показателем как производительность труда, внедрение и использование достижений научных исследований и т. д.)

- оперативный, основан на выполнении контрольных функций в процессе осуществления работы.

ü Итоговый ( сосредоточен на результатах деятельности организации после завершения какого- либо процесса)

a. Значение планирования на предприятии. Стратегическое планирование. Этапы процесса стратегического планирования.

Сущность планирования

В современных условиях каждому предприятию для эффективного функционирования необходим план как динамичный процесс, позволяющий предвидеть и учитывать происходящие изменения внешней среды, и адаптировать внутренние факторы производства для своего развития и роста.

Система централизованного управления порождала систему директивного планирования, когда план рассматривался как закон. (пример: деятельность сети железных дорог до 01.10.2003 года. Госплан → МПС → дорога → НОД → Линейное Предприятие)

В условиях перехода экономики России в рыночных условиях директивное планирование уступает место стратегическому.

Стратегическое планирование представляет собой процесс предвидения целей, затрат и результатов деятельности предприятия в условиях неопределенности и изменчивости рынка основанными на способности предвидеть различные неожиданности и быть готовыми к их преодолению. В условиях рынка предприятие приспосабливает свои ресурсные возможности к внешним и внутренним условиям, учитывая неопределенность будущего.

В рыночных условиях хозяйствования планирование производственно финансовой деятельности предприятия является главнейшим условием их функционирования, экономического роста и развития.

Принципы стратегического планирования

Для практической реализации планирования как процесса необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов:

- Гибкость – адаптация к условиям постоянно изменяющейся внешней среды. Его соблюдение требует постоянной корректировки плана при изменениях внешней и внутренней среды.

- Непрерывность – предполагает скользящий характер планирования (пересмотр плана после завершения месяца, квартала, года).

- Коммуникативность – все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо.

- Участие – в процессе планирования должны быть вовлечены все участники процесса деятельности предприятия.

- Адекватность – отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

- Комплектность – отражение в планах всех направлений финансово-хозяйственной деятельности.

- Многовариантность – она позволяет выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели.

Т.е. под принципами планирования следует понимать общие правила осуществления процесса разработки планов и их взаимоувязки по «уровням планирования».

Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия.

Стратегические планы определяют основные направления развития предприятия, в которых обозначаются определенные «ниши» для хозяйственной деятельности, а они впоследствии заполняются средствами оперативного планирования.

Стратегическое планирование как процесс

Стратегическое планирование – это непрерывный творческий процесс в силу двух существующих причин.

Важным решением при стратегическом планировании является выбор глобальной цели или миссии предприятия.

Глобальная цель (миссия) предприятия – четко выраженная причина существования предприятия, которая определяет его статус и обеспечивает основные ориентиры для постановки целей на разных организационных уровнях.

Определение миссии предприятия предусматривает:

- главное предназначение предприятия, с точки зрения его маркетинговой ориентации;

- его важнейшие рынки и технологии;

- характеристики предприятия по отношению к внешней среде;

- имидж предприятия, его культуру и технологический климат;

- ориентацию идеологии руководителей на внешнюю среду.

Наши рекомендации