Тема 2.3. Организация деятельности коллектива

Вопросы:

1. Уровни управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.

2. Понятие организационной структуры. Типы организационных структур: линейная, функциональная, смешанная, матричная и т. д.

3. Делегирова­ние полномочий и ответственности.

ВОПРОС 1.

Организация – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность, которую необходимо организовывать и направлять для достижения общих целей.

Уровни управления - это проявление разделения труда в организации.

Процесс управления можно представить в виде пирамиды, в которой выделяют три уровня:

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Менеджеры

высшего уровня

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

руководители среднего звена

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

низший уровень управления

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Менеджеры высшего уровня

(председатель совета директоров, президент, правление и т.д.)

           
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru   Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru   Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

обеспечивают интересы отвечают за формирование определяют действия

и потребности владельцев общих целей, к достижению

данного предприятия. поставленных целей

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Руководители среднего звена

(директор предприятия, и филиалов, входящих в состав организации, руководители отделов и подразделений)

       
    Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru
Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

обеспечивают реализацию целей ответственны за детальную разработку

поставленных руководителями заданий для подразделений предприятия

высшего уровня

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Низший уровень управления

(бригадиры, мастера, зав. отделами, начальники лабораторий и т.д.)

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Выполняют задания, полученные от менеджеров среднего уровня

               
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru   Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru   Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru   Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

выдают осуществляют контроль устраняют обеспечивают информацией

задания за выполнением заданий нарушения верхние уровни о ходе

процессов

Разделение труда – это обособление различных видов деятельности и закрепление их за субъектами, справляющимися с ними наиболее успешно.

Вертикальное разделение труда - распределение задач от работников, занимающих высшие посты до работников находящихся внизу иерархии (сверху вниз).

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

высший уровень управления главный руководитель

(президент, директор)

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

средний уровень управления руководители департаментов

(управляющие)

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

низший уровень управления руководители групп, бригад, участков

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

рабочие

Горизонтальное разделение труда – распределение всей работы по профессиональному признаку всех участников (производство, маркетинг, финансы, учёт и т.д.).

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

высший уровень

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

средний уровень средний уровень средний уровень

           
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru   Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru   Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru
 

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

низший низший низший низший низший низший

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

исполнители

ВОПРОС 2.

Организационная структура — совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой последовательности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой.

Типы организационных структур:

Линейная структура управления —самая простая, в такой структуре каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, который осуществляет единоличное руководство. Взаимодействия осуществляются по принципу треугольника: указания передаются по цепочке от верхнего руководства вниз. То есть руководитель нижнего звена находится в подчинении руководителя верхнего звена и одновременно является руководителем для того кто находится у него в подчинении. Подчиненные выполняют указания только своего прямого руководителя. Поэтому высшее руководство не может отдавать приказы всем работникам, поскольку приказы выполняют их прямые подчиненные — руководители среднего звена. Каждый начальник имеет подчиненных, и каждый подчиненный имеет начальника.

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Директор

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

руководители подразделения 1 руководители подразделения 2

       
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru   Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

исполнители исполнители

Функциональная структура управленияоснована на выполнении отдельных функций специалистами в данном виде деятельности. Специалисты одного профиля объединяются в подразделения или отделы. В данном случае нет четко прикрепленных менеджеров к тому или иному отделу. Каждый отдел и работник может исполнять указания управляющих различных звеньев.

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Руководитель организации

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

функциональный функциональный функциональный

руководитель 1 руководитель 2 руководитель 3

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

исполнитель исполнитель исполнитель

Линейно — функциональная (штабная) структура управления предполагает, что все структуры находятся в подчинении линейного руководителя. В случае необходимости он может рассчитывать на помощь функциональных подразделений.

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

директор

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

финансы кадры планирование снабжение

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

разработка продукции производство сбыт

продукции продукции

Матричная структура управления – представляет собой решётчатую организационную схему, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. Персонал подразделений обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов (управление по горизонтали для достижения общей цели организации).

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Высшее руководство

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Координатор проектов

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

руководитель руководитель руководитель

службы службы службы

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru руководитель

проекта

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru руководитель

проекта

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru руководитель

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru проекта

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

- матричные ячейки и группы

ВОПРОС 3.

Делегирование– это передача части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации.

Принцип делегированиясостоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Делегирование базируется на ответственности и полномочиях.

Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Полномочия - это совокупность предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации.

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Цели делегирования:

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Разгрузка выше стоящих руководителей

Повышение дееспособности нижестоящих звеньев

Активизация «человеческого фактора», повышение заинтересованности работников

Принципы рационального делегирования:

1. единоначалие – сотрудник получает задания и отвечает за их выполнение перед одним начальником.

2. соответствие - состав задач должен соответствовать характеру полномочий сотрудника;

3. координация – полномочия должны динамично корректироваться в соответствии с новыми заданиями сотрудника;

4. достаточность – масштабы ответственности не должны превышать индивидуальные возможности сотрудника;

5. мотивированность – расширение ответственности должно мотивироваться повышением оплаты, влияния или лидерства.

Тема 2.4. Мотивация сотрудников.

Вопросы:

1.Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности. Основы формирования мотивационной политики организации.

2.Содержательные и процессуальные теории мотивации.

ВОПРОС 1.

Мотивация– это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Элементы мотивации:

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

потребность поведение вознаграждение обратная связь

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru (мотив)

 
  Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

это ощущение то что вызывает средство возможность

человеком определённые удовлетворения осознания верности

недостатка, действия челове- потребностей выбора поведения и

отсутствия ка целесообразности

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru чего либо избранного метода

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru мотивации персонала

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Внешнее внутреннее

(денежное, продвижение (чувство успеха)

по службе и др.)

Цель мотивации –создать у работника стимулы к труду и побудить его работать с полной отдачей.

Потребности могут быть:

1. Естественные - потребности в пище, воде и др.

2. Социальные – потребности в признании, славе.

3. Врождённые – потребности в общении.

4. Приобретённые – потребности в обучении.

5. Первичные – потребности в факторах, обеспечивающих выживаемость.

6. Вторичные – потребности в условиях развития личности.

ВОПРОС 2.

Содержательный подход основывается на утверждениях, что основной причиной деятельности людей является стремление удовлетворять потребности.

Согласно теории американского социолога Абрахама Маслоу, все потребности можно разделить на пять групп:

потребности способы удовлетворения
вторичные в самовыражении достижение результатов независимо от последующего признания
в самоутверждении известность, публичное признание
в социальных контактах сотрудничество с коллегами
первичные в безопасности и уверенности в будущем заработная плата выше минимальной, возможность страхования, социальные гарантии
физиологические потребности (в пище, жилье, отдыхе и др.) минимальная заработная плата, приемлемые условия труда обеспечивающие человеку элементарное выживание

Также к данной группе теорий мотивации можно отнести:

1. теорию Мак-Клелланда, которая делает главный упор на потребностях высшего уровня: власти, успеха и причастности к желаемой социаль­ной группе;

2. двухфакторную теорию Герцберга, схожую с теорией Маслоу. Отличие состоит в рассмотрении положительного и отрицательного влияния, которое может оказать состояние различных факторов мотивации.

Процессуальные теории мотивации исходят из поведения людей с уче­том их воспитания и уровня образования.

Существуют три основные процессуальные теории мотивации:

1. теория ожиданий,

2. теория справедливости

3. модель Портера — Лоулера.

Теория ожидания предполагает, что человек определяет специфику своего поведения в соответствии с тем, что он ожидает полу­чить в ответ на затраченные усилия.

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Например, от определенных затрат труда человек намерен получить определенный результат. Если эти ожи­дания оправдываются, человек склонен выполнять работу и далее; если же ожидания не оправдываются, работник теряет стимул к работе.

Теория справедливости учитывает, что люди склонны сравнивать соотношение собственных затрат труда и вознаграждения за них с соотношением у своих коллег. Данная оценка не всегда бывает справедливой, по­скольку люди склонны преувеличивать свои достижения и преуменьшать чужие. Тем не менее для мотивации работника очень важен вопрос: чув­ствует ли он себя справедливо вознагражденным или нет. Пока работники считают, что получают меньше того, что должны получить, исходя из оплаты усилий своих коллег, они будут стремиться снизить свою трудовую активность.

Теория Портера и Лоулера

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru рабочая среда

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru мотивация усилия результат

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru способности, цели, знания

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru ценность внутреннее

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru удовлетворённость ощущение вознаграждения вознаграждение

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru справедливости

ценность внутреннее

Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru Тема 2.3. Организация деятельности коллектива - student2.ru вознаграждения

Теории мотивации позволяют определить методы управления и воз­действия на работников для роста продуктивности работы предприятия.

Наши рекомендации