Мотивация и оплата труда
Мотивация - это активизация работников орг-ии для достижения общей цели путем удовлетворения их потребностей. Для этого на базе теории мотивации развиваются системы материального и морального стимулирования работающих, также создаются условия для творческого потенциала и развития. Мотивация - это процесс побуждения себя и других лиц к д-ти для достижения целей.
Теории мотивации:
1. Содержательные:
а)теория иерархии потребностей (Маслоу - неудовлетворённые потребности побуждают людей к активным действиям, а удовлетворённые потребности перестают мотивировать и их место занимают неудовлетворённые потребности.)
б)теория приобретённых потребностей (разработчик Мак Клелланд, рассматривает только потребности высшего уровня – потребности в успехе, власти, к причастности).
в)теория двух факторов (разработчик Ф.Герцберг, по данной теории факторы которые влияют на трудовое поведение людей можно разделить на две группы:
а)способствующие удовлетворению другого(факторы связанные с содержанием работы, т.е. внутренние факторы – мотиваторы);
б)препятствующие удовлетворению другому(факторы связанные с условиями работы, это внешние факторы.).
2. Процессуальные - рассматривают влияние процесса труда на мотивацию.
а)теория ожиданий (разработчик В.Врум. мотивация определяется 3 видами ожидания: а)ожидание того что усилия дадут желаемый результат, б) ожидание того, что результаты принесут ожидаемой вознаграждение, в)ожидаемая ценность вознаграждения. б)теория равенства (справедливости) (Разработчик Стейси Адамс, по данной теории взаимодействие между работодателем и работником осуществляется в виде экономического обмена);
в)модель Портера-Лоулера (теория приобретённых потребностей, данная модель показывает взаимодействие процессов мотивации, усилия, затраты, способности, результаты, вознаграждение и удовлетворение. Вывод: результативный труд ведёт к удовлетворению. Это сложный процесс в котором много разных элементов. Она служит для понимания мотивации).
Заработная плата является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников предприятия, поскольку выполняет воспроизводственную и стимулирующую (мотивационную) функции. Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное на производстве время. Исходя из механизма оплаты повременная форма стимулирует прежде всего повышение квалификации работающих и укрепление дисциплины труда. Присдельной форме оплаты труда заработная плата работникам начисляется по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции.
Сдельная форма оплаты труда стимулирует прежде всего улучшение объемных, количественных показателей работы.
Контроль
Контроль - это сопоставление результатов с планами, их оценка и внесение корректив.
Периоды контроля: предварительный, текущий, заключительный.
Виды контроля: внешний, внутренний, гос, банковский, аудиторский.
С точки зрения поведенческих аспектов можно выделить два типа контроля:
1. Внешний контроль - когда его субъект и объект находятся в разных системах. На предприятии внешний контроль производится администрацией или специальными сотрудниками – контролерами.
Идея внешнего контроля основана на том, что люди лучше выполняют свои обязанности тогда, когда их деятельность находится под контролем руководства, и при этом точно знают, какое поощрение они получат за хорошую работу, и какое наказание – за плохую. Проблема внешнего контроля заключается в том, что активность направлена не на само дело, а на то, что хотело бы видеть начальство.
2. Внутренний контроль - когда его субъект и объект находятся в одной системе. Такой контроль предполагает, что исполнители сами следят за результатами своей работы и вносят, по мере необходимости, в нее изменения.
Система внутреннего контроля – система самоконтроля. Она основана на коллективном определении целей фирмы или подразделений. Поскольку в условиях самоконтроля внешние оценки используются для выяснения сути проблем и не влияют на заработную плату и доходы, то она направлена на то, чтобы подсказать, как лучше работать.
Для эффективности контроля данный процесс должен соответствовать следующим принципа:
1. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией.
2. Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
3.Своевременность контроля. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
4.Простота контроля. Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен.Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны.
5. Гибкость контроля. Если нечто непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля
Конфликты
Конфликты - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Типы: 1.внутриличностные (существуют 2 несовместимых распоряжения руководителя). 2. межличностные (конфликт между людьми с разным характером). 3. между личностью и группой. 4. межгрупповой (конфликт между отделами)
Причины:
1. ограниченность ресурсов организации
2. взаимозависимость выполнения задач
3. реализация в целях
4. различия в представлениях, ценностях
5. различия в манере поведения, стаже, возрасте
6. неудовлетворительные коммуникации
7. неоднозначные критерии качества
Модели менеджмента.
Под моделями менеджмента следует понимать методологический подход к процессу принятия управленческих решений, к формированию целевой ориентации процесса управления, созданию коллектива (команды) управленцев и корпоративного стиля поведения.
Японская модель менеджмента. Японский подход к менеджменту основан на коллективных ценностях и ставит интересы группы выше интересов индивида, который должен стремиться к нивелированию своих собственных нужд и потребностей до уровня общих потребностей коллектива, не выделяться, участвовать в достижении общих целей и создании гармоничных отношений.
Основные характеристики японской модели менеджмента:
· гарантии занятости и право старшинства;
· работа в группах;
· консультации и принятие решений в группах;
· централизованный контроль найма и выполнения работы;
· техническое обеспечение качества продукции;
· коммуникативные отношения с линейными руководителями.
Базируется на принципах:
коллективной ответственности за результаты и качество продукции;
ориентации деятельности на достижение общей, единой цели;
ротации рабочих мест и отсутствии постоянного на какой-то период закрепления рабочего за своим рабочим местом;
доверия к подчиненным;
социальной, экономической, юридической и иной защиты работников;
необходимости планирования карьеры как реальной возможности развития навыков и приобретения знаний;
высокой степени рационализации и адаптации управления к практически существующим условиям деятельности хозяйствующего субъекта;
рабочей этики, базирующейся на четком следовании принятому в коллективе образу жизни, лояльности к коллегам.
Американская модель менеджмента противоположна японскому и основана на равенстве, конкуренции и сотрудничестве, а также содержит в качестве базового научный менеджмент. Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Основные характеристики американской модели менеджмента:
· применение научного менеджмента в качестве основной школы для производственного менеджмента;
· использование классического менеджмента для выделения функций управления, распределения полномочий и ответственности менеджеров;
· индивидуализм менеджеров, основанный на их личных интересах и потребностях;
· использование моделей человеческих отношений в процессе формирования социально – психологического климата в коллективе и достижения поставленных целей деятельности;
Современный американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках: - наличие рынка; - индустриальный способ организации производства; - корпорация как основная форма предпринимательства.
Согласно американской модели основными составляющими успеха считаются: • компетентность руководителя; • способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера; • доверие как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.
Бизнес-процессы
Бизнес-процесс – это один, несколько или множество вложенных процессов (внутренних шагов деятельности), которые заканчивается созданием продукта, необходимого клиенту.
Виды бизнес-процессов:
· Управляющие – бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить Корпоративное управление и Стратегический менеджмент.
· Операционные – бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес-процессов являются Снабжение, Производство, Маркетинг и Продажи.
· Поддерживающие – бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес. Например, Бухгалтерский учет, Подбор персонала, Техническая поддержка.
Характеристики бизнес-процесса:
· Результативность – достигает процесс необходимых результатов или нет.
· Эффективность – сколько ресурсов затрачивает процесс на получение результата.
· Определенность – если процесс описан в каком то документе, и то, как он выполняет в действительности, соответствует тому что написано, значит процесс определен.
· Повторяемость – важнейшая характеристика. Она показывает, может ли процесс получать одинаковые результаты из раза в раз.
· Адаптируемость – характеристика гибкости бизнес-процесса, т.е. способности меняться в зависимости от условий.
· Длительность – время, которое необходимо для выполнения процесса, или промежуток времени между началом процесса и его завершением.
· Стоимость – это совокупность всех затрат выполнения процесса 1 раз.
Управление процессом:
Цикл PDCA:
· Планирование (Plan) – планирование деятельности и распределения ресурсов.
· Организация (Do) – выполнение основной деятельности процесса.
· Контроль (Check) – сбор и обработка информации.
· Действие (Координация) (Act) – оперативное управление ходом процесса, реакция руководителя на изменения ситуации и координация действий подчиненных в нестандартной (нештатной) ситуации
Реинжиниринг бизнес-процессов — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами.
Смысл реинжиниринга бизнес-процессов в двух его основных задачах:
· определение оптимального (идеального) вида бизнес-процесса (в первую очередь основного);
· определение наилучшего (по средствам, времени, ресурсам и т.п.) способа перевода существующего бизнес-процесса в оптимальный.
Управление рисками
Риск - это вероятность наступления неблагоприятного события, получение убытка.
Менеджмент риска - это деятельность менеджеров в условиях неопределенности, направленной на снижение вероятности наступления неблагоприятных событий.
Управленческие риски - это вероятность наступления неблагоприятной ситуации, вызванной управленческими решениями и возникших при реализации решений или спустя время.
Маркетинговые риски - это риски, связанные с неправильно выбранной концепцией.
Финансовые риски - это риски, связанные с финансовыми потерями в результате деятельности предприятия.
Производственные, технические и технологические риски - это риски, возникшие в результате производства продуктов или услуг.
Политические риски - риски, связанные с действием политических органов, которые затрагивают деятельность организации(изменение налогового законодательства)
Юридические риски - это возникновение неблагоприятной ситуации, связанный с нарушением законодательства организацией.
Потребительский рынок
Рынок - это саморегулирующаяся сфера деятельности, для которой характерны рыночные законы.
Потреб.рынок - это система различных отношений между продавцом и потребителем, между государством в лице го исполнительных органов, возникающих по поводу реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения процесса их реализации, а также деятельности продавцов, изготовителей и исполнителей в связи с их реализацией и оказанием.
Функции:
1. информационная - информирование производства об объемах, ассортиментной структуре, о качестве и количестве товаров в соответствии со спросом населения.
2. регулирующая - уравновешивание спроса и предложения, обеспечение сбалансированности экономики.
3. ценообразующая проявляется в формировании цены на основе спроса, предложения, конкуренции
4. посреднеческая проявляется в том, что потреб.рынок выступает посредником между производителем и потребителем.
5. стимулирующая - мотивация производителей создавать необходимые потребителю экономические блага с наивысшей потребительской ценностью за наименьшие экономические потери.
Субъекты: потребитель, производитель(продавец), гос-во.
Объекты: потреб.товары, работы и услуги.
Виды:
По типу товаров (продовольственные и непродовольственные)
По товарным группам (обувь, одежда, техника, бытовая техника)
По товарным подгруппам (кожаная обувь, резиновая обувь, валенки)
Тенденция развития потреб.рынка:
1. насыщенные предложения
2. многообразие предлагаемых потребителю товаров
3. увеличение кол-ва импульсных покупок
4. возрастает уровень требования потребителя к товару
Методы гос.регулирования потеб.рынка:
1. Правовые методы(законы, инструкции, приказы, постановления)
2. Финансово - экономические (налоги влияют на уровень покупательской способности, ставки по кредитам)
3. Социальные ( пенсии, стипендии, минимальный размер оплаты труда)