Мотивация и оплата труда персонала

Мотивация труда – это одна из важнейших функций менеджмента, представляющая собой побуждение работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

Выделяют три вида мотивации – прямую, властную (принудительную) и опосредованную (стимулирование).

Прямая мотивация – непосредственное влияние на личность работника и его систему ценностей путем убеждения, внушения, психологического воздействия, агитации, демонстрации примера и др.

Властная (принудительная) мотивация базируется на угрозе ухудшения удовлетворения каких-либо потребностей работника при невыполнении им установленных требований.

Стимулирование труда – право выбора работником варианта поведения в соответствии с его интересами.

Главными рычагами мотивации являются потребности, стимулы и мотивы. Потребности – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Стимул – внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой). В отличие от стимула мотив является внутренней побудительной силой (желание, влечение, ориентация, внутренние установки и др.).

Основные формы стимулирования работников предприятия:

1) заработная плата,

2) социальные выплаты,

3) нематериальные (неденежные) льготы и привилегии персоналу,

4) дивиденды по акциям фирмы и участие в прибылях,

5) мероприятия, повышающие содержательность труда,

6) создание благоприятной социальной атмосферы,

7) продвижение работников по службе.

Оплата труда. Заработная плата – форма вознаграждения за труд и важный стимул работников фирмы.

На большинстве предприятий действуют две основные формы оплаты труда – повременная и сдельная. Повременная форма – такая форма, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное на производстве время.

При сдельной форме – заработная плата работникам начисляется по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции.

Тема 10. Финансы предприятия (фирмы)

Финансовый механизм и его элементы

Финансы предприятия – система денежных отношений фирмы, возникающих в процессе ее функционирования

Финансовый механизм – система воздействия на финансовые отношения посредством финансовых рычагов, с помощью финансовых методов и заключающийся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Финансовые отношения – объект управления, отношения возникающие в процессе производственно-хозяйственной деятельности организации и отражающие денежные потоки предприятий, связанные с инвестированием, кредитованием, налогообложением и т. д.

Финансовые рычаги – приемы воздействия на деятельность предприятия. Они включают набор показателей, таких как прибыль, доход, дивиденды, цена, амортизационные отчисления и т. п.

Финансовые методы – способы воздействия на систему, объединяющие прогнозирование, финансовое планирование, учет, анализ, контроль, регулирование, кредитование, налогообложение, страхование.

В зависимости от размеров предприятия организационная структура управления финансами может строиться по-разному. На крупных предприятиях создается специальная служба, возглавляемая финансовым директором. На малых предприятиях функции финансового управления выполняет главный бухгалтер.

Правовое обеспечение финансового управления заключается, с одной стороны, в формировании налогового законодательства, в создании законодательной базы регулирования расчетно-денежных отношений, рынка ценных бумаг и т. д., с другой — в выработке законодательных основ порядка составления финансовой отчетности предприятий.

Информационное обеспечение финансового управления – предоставление информации, необходимой для принятия управленческих решений. Она содержится как в годовой и квартальной финансовой (бухгалтерской) отчетности, так и может быть получена из данных оперативного учета и опросов руководителей подразделений предприятия.

Наши рекомендации