Менеджмент и управление. Сущность и принципы упр

Понятие менеджмента

Менеджмент - это профессиональный вид деятельности, направленный на достижение целей организации путем использования имеющихся ресурсов.

Функции: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

Принцип менеджмента (общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации): целостность, иерархическая упорядоченность, целевая направленность и оптимальности, демократизация.

Методы м. - это система правил и процедур решения различных задач с целью обеспечения эффективного развития организации.

Виды:

1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.

2.Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д.

3.Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность.

4.Социально-психологические методы.

Подразделяются на виды воздействия:

· создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;

· предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Историческая эволюция м.

1. Классическая школа управления - рационализация производства и исследование проблем управления. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.. Основоположники: Фредерик У. Тейлор. , Г.Форд, Гилберт, Г. Гантт.

2. Административный подход. Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль. Осн-к: А.Файоль.

3. Бюрократическая модель. Четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер)

4. Психологический подход. Психотехнический подход. Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).

5. Школа человеческих отношений. Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).

6. Новая школа. В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).

7. Школа социальных систем. Идея — природа организации ставит определенные преграды на пути личности.

8. Эмпирическая школа. По мнению сторонников ϶ᴛᴏй школы главная задача ученых — ϶ᴛᴏ сбор и обобщение материалов практики и разработка на ϶ᴛᴏй основе рекомендаций управляющим.

Менеджмент и управление. Сущность и принципы упр.

Менеджмент - это профессиональный вид деятельности, направленный на достижение целей организации путем использования имеющихся ресурсов.

Функции м.: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.

Принцип м. (общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации): целостность, иерархическая упорядоченность, целевая направленность и оптимальности, демократизация.

Методы м. - это система правил и процедур решения различных задач с целью обеспечения эффективного развития организации.

Управление - более широкое понятие, процесс, включающий функции, теорию и практику.

Подходы в управлении: 1. процессный (упр. рассматривается как процесс, план, организация, мотивация и т.д.) 2. системный (обозначаются цели и задачи)

Система - это сов-ть элементов. находящихся в отношениях и связи друг с другом, которые образуют целостность. Оси системного принципа: целостность, структурность, взаимосвязь структуры и среды, иерархичность, множественности описания каждой системы.

Принципы управления:

1. разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

2. власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);

3. дисциплина;

4. единство распорядительства, или единоначалие;

5. единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);

6. подчинение индивидуальных интересов общим;

7. вознаграждение персонала;

8. централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);

9. скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);

10. порядок (каждый должен знать свое место в организации);

11. справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);

12. стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

13. инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);

14. корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Наши рекомендации