XI. Управление качеством и сертификация продукции
11.1 Управление качеством (понятия, факторы, требования). Основные методы управления качеством.
В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Свойство - это объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении. Дефект – это несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Брак – это продукция, имеющая хотя бы один дефект. Брак может быть исправимым или неисправимым
Квалиметрия - наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении характеристик рассматриваемого изделия с базовыми. Оптимальный уровень качества – это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию и (или) удовлетворять потребности потребителя экономически нецелесообразно.
Степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации, называют степенью соответствия техническим требованиям.
Качество изделий предопределяется различными факторами, основными из которых являются: факторы технического характера (конструктивные, технологические и т.д.); факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.); факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).
Методы управления качеством:
"семь японских инструментов качества", или "7Я":
1. Лист сбора данных (ЛСД) предназначен для регистрации возникающих событий. Внешне ЛСД представляет собой таблицу, заполнение которой сводится к простому добавлению в соответствующую ячейку вертикального штриха при наступлении того или иного события. Первые четыре события отмечаются вертикальными штрихами, а каждое пятое - горизонтальной чертой, пересекающей первые четыре штриха. Таким образом, каждая <связка> черточек обозначает 5 событий.
2. Гистограмма - это диаграмма в виде столбцов, на которой графически показано изменение какой-либо величины с учетом частоты распределения. Для построения гистограммы нужно определить следующие параметры: граничные точки, количество классов гистограммы (определяется как корень квадратный из объема выборки), ширина одного класса: расстояние между граничными точками нужно разделить на количество классов. Потом определяются границы класса. После этого все данные наносятся на систему координат и строится гистограмма.
3. Потоковая диаграмма - графическое отображение последовательности операций в рамках отдельного процесса, с указанием альтернативных путей развития событий в случае выполнения или невыполнения определенных условий. (выглядит как блок схема)
4. Схема Исикава (причинно-следственная диаграмма) позволяет формализовать и структурировать причины возникновения того или иного события. Все возможные причины классифицируются по принципу <5М>:
1.Man (Человек
2.Machines (Машины, оборудование)
3.Materials (Материалы)
4.Methods (Методы)
5.Measurements (Измерения)
Исследуемое событие изображается в правой части схемы, символизируя корень древовидной диаграммы. Горизонтально, от корня диаграммы, наносится центральная ось диаграммы. К центральной оси диаграммы Исикава примыкают пять ветвей, каждая из которых соответствует своему классу причин. Далее, на каждой ветви строятся дополнительные <веточки>, каждая из которых представляет отдельную причину в своем классе и т.д. Таким образом, устанавливается причинно-следственная связь между отклонениями от нормы (причинами) и их влиянием на вероятность наступления конкретного события.
5. Диаграмма Парето (ABC-анализ) позволяет выявить основные причины, оказывающие наибольшее влияние на возникновение той или иной ситуации. Принцип Парето гласит, что 20% причин порождает 80% следствий. Другими словами, из всех возможных причин всего лишь 20% являются особенно значимыми, так как они влияют на результаты, которые составляют 80% от всего количества. Таким образом, сосредоточив свое воздействие на 20% причин, мы оказываем влияние на 80% последствий.
6. Диаграмма корреляции (диаграмма рассеивания) - графическое отображение отношения между переменными величинами, связанными между собой. Эта диаграмма призвана обнаружить принцип, по которому изменяется условно зависимая переменная величина при изменении значения независимой переменной.
7. Контрольная карта Шухарта служит для наблюдения за протеканием процесса и для выявления отклонений от нормального хода событий. Горизонтальные линии на контрольной карте графически ограничивают область допустимых значений для показателей процесса (пространство между верхней предупреждающей и нижней предупреждающей границами), а также <коридоры> реагирования - участки карты, заключенные между верхней предупреждающей границей и верхней границей регулирования, а также между нижней предупреждающей границей и нижней границей регулирования. Результаты замеров, попадающие в зону вне границ регулирования, говорят о том, что условия выполнения процесса изменились, то есть появились дополнительные факторы, оказывающие влияние на процесс.
11.2 Качество, факторы и уровень качества: показатели качества. Квалиметрия и область применения.
Понятие качества регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения», согласно кот. качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Уровень качестваизделия - это относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции называется показателем качества продукции.
Факторы, определяющие качество: факторы технического характера (конструктивные, технологические и т.д.); факторы экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.); факторы социального характера (организационные, правовые, кадровые и т.д.).
Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам: по количеству характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные показатели); по отношению к различным свойствам продукции (показатели надежности, технологичности, эргономичности и др.); по стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные показатели); по методу определения (расчетные, статистические, экспериментальные, экспертные показатели); по характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные показатели); по способу выражения (размерные показатели и показатели, выраженные безразмерными единицами измерения).
Показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств, называется единичным показателем качества продукции(например, мощность, калорийность топлива и т.д.).
Относительный показатель качества продукции – отношение значения показателя качества продукции к соответствующему (то есть принятому за исходное) значению, выражается в безразмерных числах или процентах и вычисляется по формуле
,
где Ki – относительный показатель качества;
Рi – значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;
Piб – значение единичного базового показателя качества.
Комплексный показатель качества - это показатель, характеризующий несколько ее свойств:
К = f(n,bi,ki), i = 1,2,3,……..,ni,
где K – комплексный показатель качества продукции;
n – число учитываемых показателей;
bi– коэффициент весомости i-го показателя качества;
ki –i-й показатель качества (единичный или относительный).
Алгоритм расчета комплексного показателя качества:
1.определение номенклатуры показателей качества и построение их структурной схемы;
2.определение коэффициента весомости показателей качества;
3.расчет относительных показателей качества;
4.выбор вида функциональной зависимости;
5.вычисление комплексного показателя качества.
Интегральный показатель качества продукции – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.
где Э – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции;
ЗС – суммарные затраты на создание продукции;
ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты;
1/И – удельные затраты на единицу эффекта.
Некоторые показатели качества невозможно выразить численными значениями. Они определяются при помощи органов чувств и называются сенсорной характеристикой.
Методы оценки показателей качества: объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный; субъективные: органолептический, социологический и экспертный.
ГОСТ 22851-77 устанавливает следующую номенклатуру основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:
1. Показатели назначения: классификационные показатели - принадлежность изделий к классификационной группировке; функциональные, характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий; конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий.
2. Показатели надежности
3. Эргономические показатели: гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические (одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические (скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).
4. Эстетические показатели
5. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
6. Патентно-правовые показатели - степень обновления технических решений, их патентную защиту.
7. Экологические показатели
8. Показатели безопасности
9. Экономические показатели
Подходы к количественной оценке качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия, наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.
11.3 Системы защиты качества продукции. Стимулирование качества. Методы контроля качества.
Достичь высокого качества можно разными способами. Универсальный механизм эффективной работы предприятия в рыночных условиях — система менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001—2000, включающий работу в следующих сферах
· Политика в области качества.
· Менеджмент качества.
· Системная поддержка.
· Ориентация на потребителя.
Политика в области качества
Целью политики в области качества является достижение и поддержание качества выпускаемой продукции на уровне, превышающем уровень качества аналогичной продукции. Выпускаемая продукция должна отвечать установленным и ожидаемым требованиям потребителей и общества в целом и соответствовать условиям и возможностям ее реализации по ценам, которые позволяют получить максимальную прибыль.
Поставленные цели достигаются за счет:
· эффективных механизмов управления материально-техническим снабжением;
· использования новых прогрессивных технологий и материалов при производстве;
· постоянного совершенствования системы менеджмента качества.
Менеджмент качества
Модель системы менеджмента качества основывается на процессном подходе и предполагает постоянное совершенствование системы менеджмента качества. На основании регулярного анализа системы менеджмента качества и всех связанных с ней вопросов незамедлительно выделяются необходимые ресурсы и разрешаются возникающие проблемы. Тем самым руководство обеспечивает поддержку развития и постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Руководство предприятия берет на себя обязанность и несет ответственность за профессиональный рост работников завода, улучшение условий труда, развития инициативы, а также обеспечение предприятия материальными и финансовыми ресурсами. Обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента качества и постоянное ее совершенствование являются делом чести каждого работника завода. Данная политика в области качества известна каждому работнику предприятия и является основой для осуществления всех видов деятельности и совершенствования каждого из установленных процессов создания продукции.
Системная поддержка
На предприятии постоянно происходит контроль, измерение и анализ всех процессов. На всех стадиях производства установлен строгий внутризаводской контроль качества — от входного контроля сырья, материалов до выпуска готовой продукции. Отдел качества отслеживает и корректирует внедренные процессы системы менеджмента качества на основе регулярных внутренних проверок, повышая тем самым их эффективность, а также анализирует и совершенствует вместе с персоналом предприятия работоспособность системы. Метрологическая служба обеспечивает функциональную пригодность и требуемую точность средств контроля и средств измерительной техники, используемых на всех этапах производства.
Ориентация на потребителя
Система менеджмента качества распространяется на все подразделения завода, выполняющие закрепленные за каждым из них функции в системе менеджмента качества, а также на предприятиях, которые по договору с данным предприятием выполняют функции:
· маркетинга;
· разработки новых видов продукции на основании изучения потребительского спроса;
· закупки сырья, материалов и комплектующих;
· хранения и доставки сырья, материалов и готовой продукции к месту назначения;
· реализации готовой продукции.