Менеджмент и управление: сущность, предмет, объект
Министерство образования и науки Российской Федерации
Саратовский государственный технический университет
Имени Гагарина Ю.А.
Ю. Г. Алавина, Л.О. Сердюкова
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Для студентов экономических, гуманитарных и инженерных специальностей и направлений
Всех форм обучения
Саратов 2015
УДК 338.242(075.8)
ББК 65.9 (2) 21
А 45
Рецензенты:
Кафедра «Менеджмент организации»
Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Доктор экономических наук, профессор кафедры «Организация производства и управление бизнесом в АПК» Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова
К.П. Колотырин
Одобрено
советом факультета экономики и менеджмента
Саратовского государственного технического университета
имени Гагарина Ю.А.
Алавина Ю.Г.
А 45 Менеджмент: учеб. пособие / Ю.Г. Алавина, Л.О. Сердюкова. – Саратов: Издательский Дом «Райт-Экспо», 2015. – 108 с.
ISBN 978-5-4426-0043-8
Учебное пособие по дисциплине «Менеджмент» освещает проблемы базового курса менеджмента. Цель данного учебного пособия – выработать целостное представление о менеджменте как науке, практике и искусстве управления, дать комплексные знания в области теории и практики управления, вооружить студентов гибким инструментарием в вопросе построения системы менеджмента.
Предназначено для студентов экономических, гуманитарных и инженерных специальностей и направлений всех форм обучения.
УДК 338.242(075.8)
ББК 65.9 (2) 21
©Саратовский государственный
технический университет имени Гагарина Ю.А., 2015
© Алавина Ю.Г.,
ISBN 978-5-4426-0043-8 Сердюкова Л.О., 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................... 5
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА............ 6
1.1. Менеджмент и управление: сущность, предмет, объект..... 6
1.2. Цели и задачи менеджмента ................................................ 10
1.3. Основные функции менеджмента....................................... 12
1.4. Закономерности и принципы менеджмента...................... 17
1.5. Методы менеджмента........................................................... 22
Контрольные вопросы................................................................ 24
2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА......................................... 26
2.1. Школа научного управления............................................. 26
2.2. Административная школа.................................................. 28
2.3. Школа человеческих отношений....................................... 29
2.4. Школа поведенческих наук................................................ 31
2.5. Количественная школа........................................................ 31
Контрольные вопросы................................................................ 34
3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ........... 35
3.1. Характеристика организации............................................. 35
3.2. Организационно-правовые формы предприятий............ 38
3.3. Субъект и объект управления.............................................. 40
Роль миссии в стратегическом управлении
организацией................................................................................. 41
Контрольные вопросы................................................................ 44
4. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ........ 46
4.1. Понятие, виды и процесс мотивации................................. 46
Применение в практике управления содержательных
теорий мотивации........................................................................ 50
Применение в практике управления процессуальных
теорий мотивации........................................................................ 54
4.4. Измерение мотивации.......................................................... 57
Контрольные вопросы................................................................ 58
5. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ............... 60
5.1. Понятие и основные характеристики функции «руководство» 60
5.2. Показатели и пути повышения эффективности работы руководителя 63
5.3. Авторитет руководителя и пути его приобретения.......... 66
5.4. Стили руководства................................................................ 67
5.5. Гендерные особенности стиля руководства мужчин и женщин в организации................................................................................. 74
Контрольные вопросы................................................................. 76
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.............................................................. 77
ГЛОССАРИЙ....................................................................................................... 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................... 105
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность любой организации требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. С управлением связаны интересы людей, как в самой организации, так и за ее пределами.
В последние годы менеджмент организации превращается в реальный фактор развития в различных областях экономики. Динамичные условия бизнеса в стране, усиление конкуренции, повышение требований к качеству продукции и услуг показывают, что только эффективный менеджмент способен обеспечить устойчивое развитие организации.
Предлагаемое учебное пособие освещает проблемы базового курса менеджмента. Цель данного учебного пособия – выработать целостное представление о менеджменте как науке, практике и искусстве управления, дать комплексные знания в области теории и практики управления, вооружить студентов гибким инструментарием в вопросе построения системы.
Учебное пособие по содержанию охватывает основные темы курса, кратко излагает основные положения тем. Все темы заканчиваются контрольными вопросами для самопроверки.
Предлагаемое учебное пособие основывается на материалах современных публикаций по менеджменту и опыте ведущих отечественных и зарубежных специалистов по менеджменту.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент и управление: сущность, предмет, объект