Направление подготовки «менеджмент», профиль «международный менеджмент»

Наименование темы Ф.И.О. СТУДЕНТА ГРУППА ДАТА РУКОВО-ДИТЕЛЬ
1. Эволюция систем стратегического управления в теории и практике международного бизнеса: анализ основополагающих научных идей и их сравнительная характеристика.        
2. Исследование особенностей становления и развития стратегического менеджмента в России.        
3. Стратегическое управление как философия ведения современного бизнеса (на основе зарубежного и российского опыта).        
4. Стратегический менеджмент как наука и искусство эффективного управления современными организациями (на основе зарубежного и российского опыта).        
5. Современные стратегические проблемы развития отраслей и пути их разрешения (на примере конкретной отрасли).        
6. Ключевые факторы успеха в стратегическом управлении и учёт их при разработке стратегии (на основе зарубежного и российского опыта).        
7. Исследование оценочных механизмов конкурентного потенциала и силы позиции организации на рынке (на основе зарубежного и российского опыта).        
8. Стратегия как средство создания стоимости и повышения прибыли организации в новых условиях хозяйствования (на основе зарубежного и российского опыта).        
9. Сравнительный анализ методов и инструментов исследования среды в стратегическом менеджменте (на основе зарубежного и российского опыта).        
10. Сравнительный анализ методов и инструментов разработки стратегий в международной деловой практике (на основе зарубежного и российского опыта).        
11. Исследование особенностей информационного обеспечения процесса разработки стратегий в деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
12. Исследование современных подходов к формированию и выбору стратегических альтернатив в международной деловой практике (на основе зарубежного и российского опыта).        
13. Исследование роли материальных и нематериальных активов в повышении конкуренто-способности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
14. Исследование роли стратегий научно-технического развития в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
15. Исследование роли производственных стратегий в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
16. Исследование роли стратегии рассредоточенного производства в повышении эффективности управления цепочкой стоимости организации (на основе зарубежного и российского опыта).        
17. Исследование роли стратегия бережливого производства в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
18. Исследование роли стратегий развития материально-технической базы (ресурсных стратегий) в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
19. Исследование роли стратегий повышения качества в деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
20. Исследование роли финансовых стратегий в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
21. Исследование роли стратегий управления человеческими ресурсами в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
22. Исследование взаимосвязей стратегического менеджмента и стратегического маркетинга (на основе зарубежного и российского опыта).        
23. Исследование роли стратегий маркетинга в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
24. Исследование роли продуктовых стратегий в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
25. Исследование роли стратегий ценообразования в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
26. Исследование роли сбытовых стратегий в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
27. Исследование роли коммуникационных стратегий в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
28. Исследование роли инвестиционных стратегий в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
29. Исследование роли инновационных стратегий в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
30. Исследование роли стратегий информационного обеспечения в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
31. Исследование роли стратегий концентрированного роста в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
32. Исследование роли стратегий интеграционного роста в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
33. Исследование роли стратегий диверсифицированного роста в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
34. Исследование роли стратегий сокращения в оптимизации деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
35. Исследование роли стратегий управления рисками в повышении эффективности деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
36. Исследование особенностей принятия решений в области стратегического управления современными организациями (на основе зарубежного и российского опыта).        
37. Исследование механизмов управления взаимозависимыми подразделениями на основе стратегического подхода (на основе зарубежного и российского опыта).        
38. Исследование механизмов управления бизнес-портфелем организации на основе стратегического подхода (на основе зарубежного и российского опыта).        
39. Исследование механизмов достижения эффекта синергии в международной практике стратегического управления современными организациями (на основе зарубежного и российского опыта).        
40. Исследование механизмов управления стратегическими альянсами в международной деловой практике (на основе зарубежного и российского опыта).
41. Исследование механизмов стратегического управления современными организациями по слабым сигналам (на основе зарубежного и российского опыта).        
42. Исследование механизмов управления современными организациями в условиях стратегических неожиданностей (на основе зарубежного и российского опыта).        
43. Исследование особенностей содержания и организации деятельности руководителей современ-ных организаций в области стратегического управления (на основе зарубежного и российского опыта).        
44. Анализ и совершенствование организационно-правового обеспечения деятельности подразделений стратегического планирования и развития (структура, штатное расписание, положение об отделе, должностные инструкции).        
45. Исследование механизмов управления стратегическими задачами в реальном масштабе времени (на основе зарубежного и российского опыта).        
46. Исследование механизмов управления современными организациями в условиях стратегических изменений (на основе зарубежного и российского опыта).        
47. Исследование организационной структуры как объекта стратегических изменений (на основе зарубежного и российского опыта).        
48. Исследование организационной культуры как объекта стратегических изменений (на основе зарубежного и российского опыта).        
49. Стратегическая конгруэнтность и исследование возможных путей её достижения в деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
50. Анализ проблем стратегического бюджетирования и обоснование возможных путей их решения достижения в деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
51. Исследование особенностей использования в стратегическом управлении технологии построения дорожных карт (на основе зарубежного и российского опыта).        
52. Исследование особенностей использования в стратегическом управлении системы сбалансиро-ванных показателей (на основе зарубежного и российского опыта).        
53. Исследование места и роли стратегического контроля в предупреждении кризисных ситуаций в международной деловой практике (на основе зарубежного и российского опыта).        
54. Анализ основных проблем при разработке стратегий в международной деловой практике (на основе зарубежного и российского опыта).        
55. Анализ основных проблем реализации стратегий в международной деловой практике (на основе зарубежного и российского опыта).        
56. Исследование особенностей применения методов и инструментов стратегического менеджмента в деятельности государственных органов власти и управления (на основе зарубежного и российского опыта).        
57. Исследование особенностей применения методов и инструментов стратегического менеджмента в деятельности органов местного самоуправления (на основе зарубежного и российского опыта).        
58. Исследование особенностей применения методов и инструментов стратегического менеджмента в деятельности учреждений сферы культуры (на основе зарубежного и российского опыта).        
59. Исследование особенностей применения методов и инструментов стратегического менеджмента в деятельности учреждений сферы образования (на основе зарубежного и российского опыта).        
60. Исследование особенностей применения методов и инструментов стратегического менеджмента в деятельности учреждений сферы жилищно-коммунального хозяйства (на основе зарубежного и российского опыта).        
61. Исследование особенностей применения методов и инструментов стратегического менеджмента в управленческой деятельности некоммерческих организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        
62. Исследование особенностей применения методов и инструментов стратегического менеджмента в деятельности политических партий и общественных движений (на основе зарубежного и российского опыта).        
63. Исследование особенностей разработки стратегий социально-экономического развития города (на основе зарубежного и российского опыта).        
64. Исследование особенностей разработки стратегий социально-экономического развития региона (на основе зарубежного и российского опыта).        
65. Исследование особенностей разработки стратегий социально-экономического развития страны (на основе зарубежного и российского опыта).        
66. Анализ практики разработки и применения стратегий в малом бизнесе (на основе зарубежного и российского опыта).        
67. Исследование оценочных механизмов эффективности реализации стратегий (стратегических планов) в деятельности современных организаций (на основе зарубежного и российского опыта).        



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(КЕЙС-СИТУАЦИЯ)

ВЫБОР ПУТЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТПО «РУССКОЕ БИСТРО»

(сценарий выполнения задания)

Цель изучения кейс-ситуации заключается в том, чтобы на основе анализа конкретных фактических материалов студенты могли определить основные проблемы, возникающие в деятельности современных организаций и предложить способы их разрешения, основанные на выборе эффективной стратегии, направленной на повышение конкурентоспособности, увеличение продаж и укрепление имиджа среди предприятий, работающих в сфере общественного питания города.

Назначение кейс-ситуации. Позволяет проверить не столько знания студента, сколько его умения и навыки решения практических комплексных задач, а также «подтолкнуть» студента к принятию самостоятельных управленческих решений.

Для решения конкретной ситуации необходимо использование таких разделов курса «Стратегический менеджмент», как «Понятие и сущность стратегии. Задачи стратегического менеджмента», «Инфраструктура стратегического менеджмента», «Анализ отрасли и конкурентной ситуации», «Анализ ресурсов и конкурентных возможностей организации», «Стратегии конкуренции», «Стратегии с учётом отрасли и ситуации», «Стратегии сотрудничества», «Функциональные и операционные стратегии» и «Реализация стратегии», что, с одной стороны, создаёт определённые трудности, связанные с большим числом факторов, а с другой, обеспечивает студенту возможность выбора того аспекта, который является, с его точки зрения, более актуальным.

В ходе изучения представленной кейс-ситуации студенты должны уметь:

- анализировать основные тенденции, оказывающие влияние на развитие сферы общественного питания города в условиях рыночных отношений;

- изучать уровень конкуренции в отрасли и оценивать степень её влияния на деятельность работающих в ней компаний;

- выявлять основные трудности, возникающие в практике работы конкретного предприятия общественного питания (на примере ТПО «Русское бистро»), и намечать пути выхода из сложившейся для него кризисной ситуации с наименьшими потерями и наибольшим эффектом;

- проводить самостоятельные маркетинговые исследования с целью адаптации ТПО «Русское бистро» к любым возможным конъюнктурным изменениям на рынках, на которых оно работает;

- применять современные формы и методы стратегического планирования и прогнозирования для определения стратегического видения, миссии, приоритетных целей и перспективных задач деятельности ТПО «Русское бистро», а также выбора наиболее оптимальных стратегий их эффективного решения;

- определять ресурсы, необходимые для реализации выбранных им стратегий на практике (производство: оборудование и технологии, поставки: сырьё и полуфабрикаты, финансы, маркетинг, кадры, информационное обеспечение управленческой деятельности и др.);

- формировать продуктовый ассортимент, пользующийся на рынке повышенным спросом, и разработать соответствующие ему товарные стратегии;

- определять ценовые стратегии предприятия и выявлять основные факторы, влияющие на решения, связанные с установлением и корректировкой цен;

- разрабатывать стратегии распределения продукции, вести программы по формированию спроса и стимулированию сбыта (ФОССТИС), а также обеспечивать планирование, управление и контроль за дальнейшим функционированием ТПО «Русское бистро» на рынке общественного питания города;

- формировать покупательский спрос с помощью эффективных рекламных стратегий;

- оценивать степень риска по каждому мероприятию разработанной программы.

Последовательность решения кейс-ситуации

1 шаг. Ознакомление с положением, в котором находится лицо, принимающее решение в области стратегического управления, в соответствии с поставленными задачами и имеющимися в его распоряжении ресурсами.

2 шаг. Выявление и определение симптомов проблемы, для чего следует прибегнуть к мониторингу рыночной ситуации, используя такие индикаторы, как «уровень конкуренции в отрасли», «ассортимент блюд и напитков», «качество обслуживания», «диапазон цен», «методы продвижения», «группы потребителей», «степень предпринимательского риска», «динамика показателей объёмов реализации», «доля рынка», «норма прибыли», «рекламации клиентов» и др.

3 шаг. Анализ причин возникновения проблемы. При этом для каждого симптома выявляются основные причины его возникновения с построением между ними соответствующих логических связей, учитывающих действия конкурентов в отрасли, поведение потребителей, изменения факторов внешней среды и др.

4 шаг. Определение состава действий по смягчению проявления проблемы, для чего в пределах тех ресурсов и компетенций, которыми располагает предприятие, следует выработать несколько возможных стратегических подходов по улучшению его хозяйственной деятельности.

6 шаг. Изучение ожидаемых последствий предлагаемых действий. При этом необходимо определить, какое воздействие предлагаемые меры окажут непосредственно на решаемую проблему.

Все этапы решения кейс-ситуации должны быть кратко отражены в отчёте по изложенной выше структуре или презентации, подготовленной на основе компьютерной программы «Power Point».

Оценка результатов проводится преподавателем, который опирается как на формальные элементы (демонстрация студентами понимания соответствующих понятий, структура представленных материалов, наличие решения и т.д.), так и неформальные (возникновение полезных ассоциаций, применение творческого подхода, разработка предложений, основанных на использовании нетривиальных методов, средств и технологий).

Задания

Внимательно изучив содержание кейс-ситуации и дополнительно прилагаемых к ней материалами, а также, по возможности, проведя самостоятельное «полевое» исследование работы одной из закусочных, входящей в сеть ТПО «Русское бистро», определите оптимальную стратегию и разработайте соответствующие мероприятия в её поддержку, которые позволили бы компании выйти из кризисного положения с наименьшими потерями и наибольшим эффектом.

Выполнение задания должно включать:

- анализ отрасли и конкурентной ситуации, содержащий оценку конкурентных сил на рынке фаст-фуда г. Москвы по методике М. Портера (конкуренция между участниками отрасли, возможности проникновения на рынок новых конкурентов, конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей из других отраслей, конкурентное давление со стороны поставщиков и компаний-потребителей, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обязательствами перед ними); исследование движущих сил конкуренции, которые вызывают в отрасли значительные изменения; определение конкурентной позиции ТПО «Русское бистро» на основе составления карты стратегических групп основных «игроков» в отрасли (на примере г. Москвы); анализ конкурентов; поиск ключевых факторов успеха (КФУ), обеспечивающих дальнейшее продвижение ТПО «Русское бистро» на рынке и повышение получаемой им прибыли; заключение о перспективах отрасли и её общей привлекательности в краткосрочной и долгосрочной перспективах;

- изучение ресурсов и конкурентных возможностей ТПО «Русское бистро», предполагающее проведение SWOT-анализа предприятий, входящих в сеть под данным марочным названием, а также PEST-/STEP-/GETS-анализа среды, в которой они непосредственно работают;

- определение конкурентной устойчивости ТПО «Русское бистро», т.е. проведение его стратегического позиционирования, предполагающего нахождение критериев (в т.ч. «характеристика ассортимента», «соотношение цена/качество», «используемые технологии», «инновационные возможности», «финансовое положение», «издержки по сравнению с конкурентами», «обслуживание клиентов» и др.), позволяющих более чётко выделить исследуемую компанию на рынке в сравнении с её основными конкурентами;

- формулирование стратегического видения и миссии;

- постановку новых приоритетных целей;

- разработку эффективной конкурентной стратегии, базирующейся на имеющихся в распоряжении ТПО «Русское бистро» ресурсов, компетенций и конкурентных возможностей;

- обоснование выбранной стратегии, в основу которой могут быть положены, к примеру, национальные традиции, эксклюзивный продуктовый ассортимент, оптимальное соотношение цена/качество, ориентация на целевые группы потребителей, повышение качества обслуживания клиентов, применение прогрессивных маркетинговых технологий, формирование оригинального имиджа, престижность торговой марки, выход на новые географические рынки и т.п.

Структура задания:

Описание кейс-ситуации

Дополнительные материалы 1. МЕСТО И РОЛЬ ФРАНЧАЙЗИНГА В ДЕЛОВОЙ ПРАКТИКЕ Современных торговых предприятий

Дополнительные материалы 2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ КОМПАНИИ «БАСКИН РОББИНС»

Дополнительные материалы 3. КОМПАНИЯ «McDONALD’S» И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Дополнительные материалы 4. СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ КОМПАНИИ MCDONALD’S В РОССИИ

Дополнительные материалы 5. АНАЛИЗ РЫНКА УЛИЧНЫХ «ФАСТ-ФУДОВ» г. МОСКВЫ

Дополнительные материалы 6. ДЕТИ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ г. МОСКВЫ

Описание кейс-ситуации

Появление в новых российских экономических условиях сети ресторанов «Макдональдса» было ознаменовано «единением отечественного гражданина с заморским гамбургером» (Московская правда. – 1997. – № 122). Очереди поначалу были такие, будто там кормили бесплатно. Не сразу, но Московское правительство решило исправить представление москвичей о системе быстрого питания: «Быстро», оказывается, может быть не только по-американски, но и по-русски, а для молодежи – ещё и ликбез: что такое кулебяки, расстегаи и прочее хорошо забытое старое из традиционной русской кухни.

С 1995 года началась новая эра в отечественном общественном питании – открылись точки системы «Русское бистро». 1 августа мэр Москвы Юрий Лужков лично перерезал ленточку на открытии первого такого заведения. На следующих, не менее торжественных, церемониях присутствовали и более знаменитые лица (в частности, экс-президент РФ Борис Ельцин). Так что начало было более чем удачным. Москвичи активно посещали закусочные, раскупая недорогие расстегаи и пирожки.

В настоящее время в Москве открыто свыше 40 точек «Русского бистро». При этом первые восемь из них, расположенные в Центральном округе столицы, находятся в собственности Торгово-производственного объединения «Русское бистро», а остальные созданы совместно с другими фирмами на основе коммерческой концессии. При этом следует отметить, что цены в последних несколько выше.

Сеть предприятий быстрого обслуживания «Русское бистро» до сих пор считается самой достойной альтернативой зарубежным и национальным «уличным» фаст-фудам. Однако такое определение даётся лишь чиновниками Московской мэрии, и значительно реже, чем в прежние времена. В самой крупной – после «Макдональдса» – сети закусочных посетителей с каждым годом становится всё меньше и меньше.

Попытку «утереть нос» американцам запорол чисто совковый подход к бизнесу. Плюс – тепличные условия существования. Слишком много внимания данному проекту уделялось сверху. Рецептуру старинных блюд разрабатывал Всероссийский институт общественного питания совместно с Департаментом торговли г. Москвы, а для поставки одноразовой посуды с фирменной символикой даже был построен специальный завод «Бистро-Пласт». Само по себе обращение к национальной идее и традиционным вкусовым предпочтениям россиян – здравая идея, и многие возникшие после фаст-фуды ею успешно воспользовались. Но к разработчикам столь серьезного уровня никто больше не обращался.

Через два года после успешного старта мэр привлек к развитию закусочных «Мосресторансервис». В том же 1997 году столичное правительство и приглашенные инвесторы выделили около $ 16 миллионов на развитие муниципальной сети предприятий быстрого обслуживания «Русское бистро». На Москворецком пивоваренном заводе, опять же с благославления Юрия Лужкова, заработала линия по разливу одноименного фирменного кваса.

Муниципальные фаст-фуды открывались в самых оживлённых и самых выгодных с коммерческой точки зрения местах города. Хотите, сравните сами – зайдите, допустим, на бывший Тушинский рынок (ныне – торговый комплекс). Быстро перекусить там можно в двух местах – в «Русском бистро» и ресторане «Ёлки-палки». При этом «Русское бистро» находится прямо у главного входа, а «Ёлки-палки» разместили на задворках. Однако клиентов у последних, несмотря на менее «выигрышную» позицию гораздо больше, а в зале «Русского бистро» чаще всего можно увидеть только скучающий персонал.

Вместе с тем – при активнейшей поддержке со стороны города и отсутствии хоть какой-либо конкуренции (в связи с неразвитостью самого по себе рынка быстрого питания) – количество точек в сети «Русское бистро» неуклонно росло. Парадокс, но этот-то рост и привел компанию к гибели. Она оказалась не в состоянии контролировать все кафе, работающие под вывеской «Русское бистро». Озабоченное желанием перегнать «Макдональдс» если не качеством, так количеством, руководство продавало свою торговую марку всем желающим её купить, не особо вникая в менеджерские таланты и порядочность претендентов. Должного же механизма воздействия на недобросовестных компаньонов в концессии не разработали.

«Макдональдс», в какой бы стране мира ресторан ни находился и кому бы ни принадлежал, предлагает единый «стандарт», в который входят и скорость, и меню, и улыбка. Наши же бистро различаются между собой лишь тем, что, к примеру, одни из них имеют тараканов, вторые – грубый персонал, третьи – грязь…

Святая святых в «Русском бистро» – это ассортимент, который должен выдерживаться в строгом соответствии с задуманными планами во всех точках и включает кулебяки, расстегаи, пирожки, пироги, ватрушки, навары, квасы, медовуху, натуральные напитки на основе молочной сыворотки, чай и др. Рецептура и технология производства кулинарных полуфабрикатов в цехах «Русского бистро» – это «ноу-хау». Причём Всероссийский институт общественного питания разработал добавки, которые не дают дрожжам погибнуть при низкотемпературной заморозке полуфабрикатов из дрожжевого теста.

В то же время следует признать, что в меню «Русское бистро» была допущена весьма серьёзная ошибка. Несмотря на усилия целого института не был создан так называемый «фирменный продукт». Давайте поясним. Фирменный продукт – это то, ради чего посетители выбирают именно этот, а не конкурирующий фаст-фуд. Это гамбургеры «Макдоналдса», жареная курица «Роcтик’са», блины «Теремка», сосиски «Стефф-Холберга», сэндвичи «Сабвэя», бублики «Канадского бейгла» и т.д.

В качестве фирменного блюда «Русского бистро» посетителям были предложены пирожки и расстегаи (т.е. пирожки с открытой начинкой). Однако с ними учёные несколько просчитались. Уникальности – самой по себе – в этих продуктах нет. Их может приготовить любая кулинария. Пока пирожки и расстегаи были вкусными, их брали. Беда в том, что в процессе открытия всё новых и новых закусочных вкусовые качества этих изделий значительно снизились. Причина здесь проста. Все продукты франчайзи (т.е. те, кто купил у головной компании право работать под ее торговой маркой) закупают исключительно у центрального «Русского бистро», а отсутствие угрозы, что поставщика могут сменить, как известно, расслабляет.

В итоге фирменный продукт «Русского бистро» изначально не был проработан. Да и желающих всерьез подкрепиться фирменные блюда этого фаст-фуда не удовлетворяли. Один франчайзи в центре г. Москвы всерьез недоумевал в разговоре: почему головная концессия наотрез запрещает ему продавать у себя китайскую лапшу? «Основной поток посетителей – сотрудники фирм, у которых рядом расположены офисы. Они приходят голодные и хотят чего-то сытного. А мне им по большому счету нечего предложить. Больно смотреть, как от меня уходят за шаурмой».

В 1999 году концессия увеличила ассортимент втрое. Существенная доля нововведений в меню – напитки. Появилась и новая выпечка. Только при нынешнем демпинге со стороны «Макдоналдса» сеть предприятий быстрого обслуживания «Русское бистро» ему значительно проигрывает и по цене, и по качеству товара. В 1995-1997 годы именно за счёт живого вкуса грибов и прочих начинок пирожков при низкой цене «Русское бистро» выглядело конкурентоспособным в сравнении с западным гигантом. Теперь же франчайзи без согласования пытаются дополнить предлагаемый концессией ассортимент чем-то со стороны, что в принципе свидетельствует о серьёзных проблемах сети.

Например, владелец бистро на улице Волгина нарушил условия контракта с ТПО «Русское бистро» и ввёл в ассортимент «левые» пельмени, пиво, водку, импортные салаты. Однако просуществовать с таким набором успел всего лишь два месяца, так как Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы очень внимательно следит за соблюдением в бистро «правильного» ассортимента. И если кому-то хочется чего-то нового, то сначала надо выйти с предложением на верх, а там могут разрешить или нет. Например, торговать в бистро бутербродами так и не позволили – посчитали, что они не для русской кухни.

Выдвигает свои требования и посетители, которые, конечно, в департамент предложения не посылают, а вопрошают продавцов, почему это, мол, кухня-то у Вас русская, а настоящих щей-борщей нет? Особенно иногородние удивляются. По их понятиям, если уже человек пришёл поесть, особенно в обед, то первое блюдо должно присутствовать на столе в самом солидном варианте. Однако в системе быстрого питания создать его – совсем другая история. Во-первых, потребуется другое производство (сейчас производственные мощности на это не рассчитаны). Во-вторых, это уже будет не системой быстрого питания. Это ведь не ресторан и не столовая, а наш клиент просто еще путается в определении «жанра». Аналог русских первых блюд в бистро, тем не менее, есть: всевозможные навары. Например, навар борща: залил кипятком концентрат и готово. Не классический борщ, конечно, зато действительно быстрый.

Многие интересуются, почему в «Русском бистро» нет десертов. Как объяснили специалисты Департамента потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы, русские национальные десерты не так-то просты в производстве. Например, приготовление знаменитой некогда гурьевской каши – дело трудоёмкое. Ассортимент же в ближайшее время будет развиваться за счет разработок фаршей для пирожков. А глобальное новшество – это пельмени: однако ещё не продуман вопрос их реализации – не на вес же, что погубит принцип быстрого обслуживания.

Еще одной «супер-новинкой» стала продажа спиртного. Говорят, менеджеры «Русского бистро» долго сомневались, стоит ли его продавать в фаст-фуде. Теперь-то очевидно, что не стоило. Во всяком случае, высокоградусную продукцию. А в результате закусочные «Русское бистро» превратились в распивочные, что пошатнуло их общую рентабельность.

Обычные ресторан должен предлагать своим гостям спиртное просто потому, что в него люди приходят посидеть надолго и со вкусом. В фаст-фудах всё не так. Здесь основные деньги делаются на скорости обслуживания покупателей: пришёл, быстро перекусил, освободил столик. Оборот посетителей в безалкогольных фаст-фудах на несколько порядков выше, чем в тех, где торгуют спиртным.

Продажа же алкогольных напитков в «Русском бистро» привела к тому, что наценка на спиртное здесь давно не компенсирует снижения потока: граждане, распивающие бутылку, дольше других занимают посадочные места. И тем самым косвенно увеличивают стоимость блюд. К тому же из-за появления в меню настоек и водки многие москвичи постепенно вычеркнули «Русское бистро» из списка мест для семейных обедов. Кому же захочется, чтоб рядом с его ребенком пьяно спорили бомжеватые личности? Поэтому сегодня мамы и папы предпочитают тот же «Макдоналдс» с детскими программами. Попробуйте найти в уик-энд свободное местечко! Даже самый большой из них на Пушкинской площади бывает заполнен семьями до отказа.

Вместе с тем, перспективность фаст-фуда оценили и другие фирмы. Например, в компании «Росинтер» (торговая марка «Ростик’с»), предлагающей комплексные воскресные обеды для «матери и ребенка». В «Ростик’се» на площади Маяковского в г. Москве даже появились детские аттракционы и аналог американского «хэппи мила» – детского сундучка с обедом и игрушкой. В стратегии компании – открытие своих предприятий в спальных районах столицы, где детей много, а развлечений мало.

Еще одна тенденция в развитии фаст-фуда – это движение в глубинку России. Так, «Макдоналдс» активно осваивает Подмосковье. Открытие ресторанов в маленьких городках вроде Щёлкова, в чуть более миниатюрном виде, повторяет фурор, произведённый первым российским «Макдоналдсом» в 1990 году. Компания, наконец, начала продавать франшизы на территории России. И данная мера, безусловно, рассчитана на освоение удалённых от г. Москвы и г. Санкт-Петербурга территорий.

Наши рекомендации