И подготовке к семинарскому занятию

Учебно-методическое пособие

По дисциплине «Менеджмент»

К семинарским (практическим) занятиям

И самостоятельной работе студентов

(очной и заочной форм обучения)

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом филиала «Котельники» университета «Дубна»

Котельники

ББК 65.290-21

У-91

Рецензенты:

канд. экон. наук, доц. кафедры товароведения и таможенной экспертизы

Российской таможенной академии Д.А. Алешкина;

доц. кафедры экономической теории

Российской таможенной академии Е.М. Свиридова

Авторы-составители:

канд. экон. наук, проф. кафедры управления

Российской таможенной академии В.Ю. Дианова;

канд. пед. наук, доц., проф. кафедры управления

Российской таможенной академии М.В. Бойкова;

старший преподаватель кафедры менеджмента и социологии управления

филиала «Котельники» университета «Дубна» А.В. Золотарев

Ответственный редактор

д. э. н., профессор, зав. кафедры менеджмента и социологии управления

филиала «Котельники» университета «Дубна» А.А. Степанов

У-91
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Менеджмент» к семинарским (практическим) занятиям и самостоятельной работе студентов (очной и заочной форм обучения). – Котельники: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», филиал «Котельники», 2009. – 44с.

Настоящее учебно-методическое пособие включает в себя тематический план, темы и планы семинарских (практических) занятий, список рекомендованной литературы, примерную тематику курсовых работ, вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

Данное пособие предназначено для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом филиала «Котельники» университета «Дубна», протокол № 6 от 22.01.09г.

Компьютерная верстка: А.В. Горячев, Е.В. Алешина

 
 
  © В.Ю. Дианова, М.В. Бойкова, А.В. Золотарев, 2009 © Международный университет природы, общества и человека «Дубна» филиал «Котельники», 2009  




СОДЕРЖАНИЕ

1. Тематический план………………………………………………..…4

Введение в менеджмент. Менеджмент как наука

и учебная дисциплина. Структура курса……………...………………5

3. Эволюция науки управления………………………………………..7

4. Организация………………………………………………………...10

5. Этика менеджмента

и социальная ответственность организации…………………..……..11

6. Коммуникации в системе управления фирмой………………...…13

7. Принятие управленческих решений………………………………14

8. Постановка целей и планирование в организации…………….…17

9. Стратегическое планирование……………………………………..18

10. Организационное взаимодействие и полномочия………………20

11. Проектирование организации…………………………………....22

12. Мотивация………………………………………………………....24

13. Контроль………………………………………………………...…26

14. Групповая динамика и руководство……………………………..27

15. Власть и влияние………………………………………………….29

16. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность……………….….30

17. Управление человеческими ресурсами………………………….32

18. Управление производственными операциями

и предоставлением услуг………………………………......…………33

19. Примерная тематика курсовых работ …………………….……..35

20. Вопросы для подготовки к зачету………………………………..39

21. Вопросы для подготовки к экзамену………………………...…..41

22. Литература для подготовки к экзамену………………………….44

ТЕМАТИЧЕСКИй ПЛАН

№ п/п Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля Количество часов Самост. работа
Все-го Аудиторные занятия
лек-ции се-ми- на-ры практичзанятия
Раздел I.          
1. Введение в менеджмент. Менеджмент как наука и учебная дисциплина. Структура курса.  
2. Эволюция науки управления.  
3. Организация.  
4. Этика менеджмента и социальная ответственность организации.  
5. Коммуникации в системе управления фирмой.  
6. Принятие управленческих решений.  
7. Постановка целей и планирование в организации.
8. Стратегическое планирование.  
9. Организационное взаимодействие и полномочия.  
Зачет          
Итого за семестр:
Раздел II.          
10. Проектирование организации.  
11. Мотивация.  
12. Контроль.  
13. Групповая динамика и руководство.  
14. Власть и влияние.  
15. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность.
16. Управление человеческими ресурсами.
17. Управление производственными операциями и предоставлением услуг.  
Курсовая работа      
Экзамен          
Итого за семестр:
ИТОГО:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Введение в менеджмент. Менеджмент как наука

И учебная дисциплина. Структура курса

I. Задания для самостоятельной работы

1.Законспектировать материал по теме «Управление, направленное на успех» [2] (стр. 49-59).

2.Уяснить роль и место менеджмента в общественном производстве.

3.Раскрыть и записать значение основных научных терминов менеджмента: менеджмент, менеджер, управленческая деятельность, разделение труда, ресурсы, организация, управление, уровни управления, предприниматель, результативность, эффективность, производительность, руководитель.

4.Подготовить доклад по теме «Уровни управления».

5.Дать определение предмета и метода управления.

II. План семинарского занятия

Семинар по теме 1 «Введение в менеджмент. Менеджмент как наука и учебная дисциплина. Структура курса»

1.Основные термины и понятия, характеризующие современный менеджмент.

2.Роль и место менеджмента в общественном производстве.

3.Уровни управления и их функциональное значение.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Начинать изучение данной темы, как и всех последующих, следует с внимательного прослушивания лекций и записи наиболее существенных положений. В ходе дельнейшей подготовки к практическому занятию необходимо прочитать рекомендованную литературу и уяснить основные категории и понятия: менеджмент, менеджер, предприниматель, управление, субъект и объект управления, управленческие подходы, функции, принципы и методы менеджмента.

При конспектировании темы «Управление, направленное на успех» особое внимание следует обратить на составляющие успеха организации как одного из факторов, позволяющего решить большой круг междисциплинарных проблем.

При определении роли и места менеджмента в общественном производстве необходимо уяснить необходимость управления, отличие менеджера от предпринимателя и суть управленческой деятельности (целесообразно приводить примеры).

При подготовке к докладу по теме «Уровни управления» особое внимание уделить необходимости такого деления в современных условиях, функциональному значению каждого уровня управления.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

Дополнительная литература

1. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003.

2. Якокка Л. Карьера менеджера. – М.: Попурри, 2005.

3. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1999.

Наши рекомендации