Этап процесса управления – часть процесса управления. Существуют четыре основных этапа процесса управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, решение

Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

Групповое поведение – совокупность действий и внешних проявлений активности группы как целого и взаимодействующих внутри нее индивидов и малых групп.

Групповое состояние – относительно статичный момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Групповой процесс – совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности.

Команда – особая разновидность группы, члены которой, обладая взаимодополняющими навыками и умениями, сосредоточены скорее на достижении коллективного, нежели индивидуального результата работы, ответственны друг перед другом, привержены общей цели и, как правило, самоуправляемые.

Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

Нормы – общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Сплоченность – сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

Роль – набор заранее установленных моделей поведения, предназначенных для человека, который занимает определенную социальную ячейку.

Статус – положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

Структура группы – схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.

Лидерство – ведущее положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы

Формальная структура – взаимное расположение должностей и связи между ними, заданные извне группы и определенные исходя из связи «руководство – подчинение»

Неформальная структура – принятые в группе взаимосвязи входящих в нее личностей.

Формальный менеджмент – такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия всегда выступают директивно принятые решения.

Неформальный менеджмент – такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся неформальные отношения в группе.

Стиль менеджера – совокупность своеобразных методов, форм и приёмов практической деятельности менеджера по отношению к подчиненным с целью осуществления управленческого воздействия.

Власть – возможность и способность оказывать влияние на деятельность людей.

Экспертная власть – способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовленности, уровня образования, опыта, таланта, умений и навыков.

Харизма – власть, основанная на силе личных качеств и способностей руководителя.

Традиционная власть – возможность и способность оказывать влияние на подчиненных в силу своего должностного

Власть информации – возможность и способность влиять на поведение людей обеспечивая, или напротив лишая их доступа к важной и нужной для них информации.

Власть принуждения – возможность оказывать влияние на поведение подчиненного посредством наказания: выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п.

Власть вознаграждения – возможность руководителя вознаграждать подчиненного за выполнение желательных действий путем предоставления ему определенных благ: выплаты премий, объявления благодарности, продвижения по службе и др.

Власть над ресурсами – это возможность влиять на подчиненных посредством регулирования их доступа к ресурсам.

Власть связей основывается на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.

Управляемость – реакция управляемого объекта на воздействия со стороны менеджера или системы управления в целом.

Партнерство – управление, осуществляемое на основе участия членов коллектива или группы в совместной работе, в том числе в разработке и принятии решений.

Управление – целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.

Управление знаниями - это процесс систематического формирования, обновления и применения знаний с целью максимизации эффективности деятельности предприятий. Вместе с тем – это новый вид управленческой деятельности и одна из конкретных функций управления.

Общие знания – процедурные, декларативные, эпизодические, эвристические и мета – знания.

Процедурные знания – знания, применяемые для совершения действий и отвечающие на вопрос «как действовать?».

Декларативные знания – знания, имеющие дело с описанием и информацией, отвечающей на вопрос «что делать?».

Эпизодические знания – это знания, которые используются исходя из схожести ситуаций, аналогичности тематики предыдущих эпизодов, событий или прецедентов, которые сохраняются, обобщаются и (в случае необходимости) вновь применяются в новой ситуации.

Эвристические знания – знания, относящиеся к практическим правилам, выведенным на основе опыта.

Метазнания – это знания о способах и методах поиска и переработки информации, принятии решений о том, когда необходимо прибегать к тому или иному типу знаний. Метазнания характеризуются более высоким уровнем абстракции по сравнению с эпизодическими, процедурными и декларативными знаниями. Метазнания в социальном отношении указывают, когда применять те или иные типы знаний.

Организационные знания – знания, на которых основаны способности организации к изменениям с целью выживания и развития. Они включают практические, теоретические, стратегические, коммерческие и производственные знания.

Рыночные активы – нематериальные активы, связанные с рыночными операциями (например, марки обслуживания, марки товаров, корпоративные марки, покупательская приверженность торговой марке фирмы, корпоративное имя, портфели заказов, механизмы распределения, деловое сотрудничество, франшизные соглашения, лицензионные соглашения).

Интеллектуальный капитал – совокупность рыночных активов, интеллектуальной собственности как актива, человеческих и инфраструктурных активов.

Интеллектуальная собственность – собственность, которая приобретена как результат умственной деятельности и защищена законодательно.

Человеческие активы – совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков.

Инфраструктурные активы – технологии, методы и процессы, которые делают работу предприятия вообще возможной.

Эффективность менеджмента - сложная, многогранная категория, которая отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений.

Эффективность – наилучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата.

Эффективность управления - система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и низведенных затрат данной деятельности (ресурсов), отражающихся в значениях переменных (показателей).

Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении.

Критерий эффективности - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки.

Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой подсистемы в целом, т.е. осуществление предприятием (или организацией) своей миссии при наименьших затратах.

Показатель эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

4.3 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов

С чем связана и чем обуславливается необходимость управления организациями?

Почему можно говорить о том, что менеджмент является особым типом управления?

В чем заключается содержание и чем обусловлена специфика управленческого труда?

Каким образом осуществляется разделение и кооперация труда в менеджменте?

Какие роли играет менеджер в организации и как они проявляются при реализации функций управления?

Что представляет собой организация как функция управления?

Из чего состоит процесс организации (организовывания)?

На каких принципах строится осуществление функции организации?

Каковы пути повышения эффективности делегирования полномочий в организации?

Каковы отношения между полномочиями и ответственностью? В чем заключается их существенное отличие?

Перечислите ключевые этапы делегирования полномочий. В чем заключаются их особенности и что определяет их важность?

Приведите примеры фирм, преследующие разные цели.Определите основные задачи крупных, средних и малых фирм.Приведите разные типы классификаций фирм.Раскройте основные составляющие среды предпринимательства.Назовите факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы предприятий.Приведите примеры разных форм объединений фирм.Рассмотрите стратегии, применяемые на разных стадиях жизненного цикла товара.Какие ключевые факторы необходимо учитывать при выборе стратегии деловой активности.Приведите примеры ситуаций, при которых фирма выбирает определённую стратегию в конкуренции.С помощью каких показателей можно оценить эффективность применения стратегии?При каких условиях фирма вынуждена менять свою стратегию?Какую стратегию должна применить фирма, если товар находится на стадии спада?33. Приведите возможную структуру бизнес-плана производственной фирмы.34. Какие основные показатели должны определяться в финансовом разделе бизнес - плана?41. Как рассчитывается срок окупаемости проекта?Приведите примеры фирм, имеющих разные организационные структурыуправления.Какие факторы определяют структуру управления?Каковы преимущества и недостатки адаптивных структур управления?В каком случае создаётся дивизиональная структура управления фирмой?В чём заключается функция штабов в линейно-штабной структуре управления?Какая структура управления в большей степени соответствует малым формам бизнеса?55. Назовите способы отбора персонала на работу?56. В чём состоит суть теории ожидания? В чём состоит её отличие от теории справедливости. 57. Приведите примеры первичных и вторичных потребностей людей.73. Каким образом центры прибыли способствуют увеличению прибыли фирмы?80. Назовите основные этапы управления рисками фирмы.81. Как осуществляется экспертный метод?82. Что относится к количественному анализу управления рисками?83. К каким методам снижения рисков и в каких случаях прибегает фирма?83. Назовите основные этапы процесса целеполагания.84. Почему модель максимизации продаж является широко применяемой?85. В чём состоит основное отличие американской модели поведения фирмы от японской?86. Назовите разновидности модели управленческого поведения. Приведите их основные отличия.87. Почему у фирмы, стремящейся к росту, существует предел роста?88. Почему в последнее время многие фирмы придерживаются модели максимизации стоимости фирмы?89. Что представляет собой SWOT анализ?90. Приведите примеры сильных и слабых сторон фирмы.91. С какой целью составляются матрица возможностей и матрица угроз фирмы?92. Как применяется SWOT- анализ при выборе стратегии фирмы?93. Каковы альтернативные возможности использования конкурентных преимуществ, основанных на высоком качестве продукции?94. В каком случае фирма выбирает стратегию сегментирования рынка? Приведите примеры использования этой стратегии.97. Приведите недостатки стратегии снижения себестоимости продукции.98. Могут ли фирмы использовать сразу несколько стратегий? Приведите примеры.99. В чём состоит преимущество стратегии внедрения новшеств? А в чём опасность?100. Выделите основные ключевые компетенции, которые могут иметь фирмы.104. Рассмотрите основные формы расширения деятельности, которые применяют фирмы.105. Приведите примеры показателей, влияющих на ключевые компетенции фирмы.106. Назовите самый неустойчивый стратегический тип фирм.108. Назовите основные факторы, влияющие на выбор эталонных стратегий.123. Какая стратегия управления показывает лучшие результаты использования оборотного капитала?124. Какая стратегия финансирования является самой дешёвой для фирмы?126. Сочетание каких стратегий управления и финансирования оборотным капиталом приводит к росту прибыли фирмы?129. Приведите ситуации, в которых применяют эвристические методы принятия решений.130. Назовите основные методы принятия решений.131. Какие критерии, кроме максимизации прибыли, должен использовать руководитель фирмы, принимая решения,132. Опишите экспертный метод разработки решений.134. С какой целью фирмы используют метод «мозгового штурма»?135. Какие методы используются для принятия окончательного решения?137. Каковы формы организации инновационной деятельности внутри каждой фирмы?138. Каковы формы кооперации предприятий для реализации инновационной деятельности?139. Назовите основные этапы инновационного процесса.140. Какая внутренняя структура организации соответствует стимулированию инновационной деятельности.141. Что представляют собой венчурные фирмы?142. Назовите факторы, влияющие на выбор и оценку инновационных проектов.

4.4 Рекомендации студентам при подготовке к зачету

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:

необходимо знать сущность рассматриваемых категорий,

знать формулы расчета основных показателей,

следить за изменениями в законодательной базе.

Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при его сдаче возникают по следующим разделам:

Раздел № 2 «Технология менеджмента»,

Раздел № 3 «Интеграционные процессы в системе менеджмента».

Раздел № 6 «Эффективность менеджмента».

Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по разделам и темам дисциплины, рекомендуется пытаться самостоятельно сформулировать краткие ответы на вопросы, помещенные в разделе 4.3. настоящих методических указаний.

5. Материалы аттестаций (контроля знаний) по дисциплине

5.1 Общие положения, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных (текущих) и итоговой аттестации в университете

Согласно «Положению о промежуточной аттестации студентов ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» в процессе обучения», принятому Ученым советом университета от 29 января 2008 г., и приказу ректора № 16 от 04 февраля 2008 г. промежуточная аттестация студентов представляет собой оценку качества освоения программ учебных дисциплин (курсов) и практик, предусмотренных учебными планами, (оценку результатов учебной работы студентов) путем оценки уровня знаний, умений и навыков применения их в соответствующих предметных областях с учетом требований государственных образовательных стандартов.

Результаты промежуточной аттестации студентов по учебной работе определяются следующими оценками:

а) «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (дифференцированная оценка);

б) «зачет (зачтено)», «незачет (незачтено)» (недифференцированная оценка).

Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет» являются положительными, оценки «неудовлетворительно», «незачет» - отрицательными.

Промежуточную аттестацию студентов по учебной работе проводят преподаватели, которым это поручено в установленном в университете порядке.

Соотнесение уровней знаний, умений и практических навыков студентов с конкретными оценками – компетенция проводящих аттестацию преподавателей.

Студенты обязаны проходить предусмотренную учебными планами и программами аттестацию в установленные для них (планами, программами, графиками, приказами, распоряжениями и расписаниями) сроки. Возможны (разрешаются) досрочные аттестации с согласия (по желанию) студентов.

Аттестация студентов в процессе обучения проводится по месту прохождения учебных занятий в определенных соответствующими расписаниями учебных помещениях. Присутствие при этом посторонних лиц без разрешения ректора (декана) не допускается.

Результаты промежуточной аттестации студентов определяют возможность продолжения их обучения в университете.

Виды промежуточной аттестации студентов в процессе обучения:

а) семестровая (курсовая) аттестация по отдельным учебным дисциплинам (курсам), циклам дисциплин;

б) текущий контроль учебной работы (успеваемости) по дисциплинам (курсам);

в) оценка результатов практики (учебной, производственной) студентов на предприятии, в учреждениях и организациях.

Семестровая (курсовая) аттестация студентов по отдельным дисциплинам (учебным курсам) и циклам дисциплин проводится в форме предусмотренных учебным планом семестра (курса обучения) курсовых экзаменов, зачетов, приема курсовых проектов (работ), междисциплинарных аттестационных работ или по результатам текущего контроля учебной работы студента в семестре (в межсессионный период). В последнем случае оценка фиксируется как оценка по соответствующей семестровой (курсовой) форме аттестации студента по дисциплине (экзаменационная, зачетная оценка).

Текущий контроль учебной работы студентов – аттестация по отдельным разделам, темам и вопросам программ учебных дисциплин (курсов) проводится на основе результатов выполнения студентами в семестре (в межсессионный период) соответствующих учебных заданий (лабораторных, контрольных, расчетно-графических и других индивидуальных учебных работ, предусмотренных учебными планами и программами дисциплин), а также участия студентов в практических (семинарских), лабораторных занятиях.

Текущий контроль учебной работы студентов заочной формы обучения реализуется:

а) в межсессионный период – на основе выполнения ими контрольных работ;

б) во время лабораторно-экзаменационной сессии – в процессе проведения занятий, предшествующих получению курсовых зачетов и сдаче экзаменов.

Результаты семестровой (курсовой) аттестации студентов заносятся преподавателями в экзаменационные и зачетные ведомости (листы), а также в зачетные книжки студентов (в зачетные книжки заносятся только положительные оценки).

Экзаменационные и зачетные ведомости учебных групп, предварительно составляемые в деканатах факультетов, подписываются деканами (их заместителями) и передаются преподавателям до начала проведения аттестации. При необходимости деканами (заместителями деканов) выписываются индивидуальные экзаменационные и зачетные листы, которые студенты предъявляют преподавателям в начале аттестации. В ведомостях и листах указываются виды (формы) аттестации, дисциплины, по которым они проводятся, фамилии преподавателей, которым поручено проведение аттестации, фамилии и номера зачетных книжек студентов, даты (сроки) проведения аттестации. Ведомости (листы) с занесенными в них оценками возвращаются преподавателями в деканаты не позже следующего за истечением срока проведения аттестации дня.

Результаты текущего контроля учебной работы студентов (соответствующие оценки) отмечаются преподавателями в учетных карточках посещаемости занятий, сдачи учебных заданий по дисциплинам. Результаты проверки контрольных работ студентов-заочников отмечаются в регистрационных листах, журналах, учебных карточках студентов.

Студент, не прошедший (без уважительных на то причин) в установленные сроки предусмотренную учебным планом промежуточную аттестацию (получивший отрицательную оценку), считается имеющим академическую задолженность. Студентам, которые не смогли пройти аттестацию в общеустановленные сроки по болезни или другим документально подтверждаемым уважительным причинам, устанавливаются индивидуальные сроки прохождения ее (в том числе – индивидуальные учебные планы и графики).

Экзамены, зачеты, прием курсовых проектов, курсовых работ проводятся с целью итоговой (на определенном этапе обучения) оценки уровня знаний, умений и практических навыков студентов в соответствующей предметной области (по определенным учебным дисциплинам, их частям или циклам).

Экзамен является формой проверки усвоения студентом учебного материала (освоения им программы) соответствующей дисциплины (ее части) в целом и заключается в дифференцированной оценке уровня знаний, умений и практических навыков студента на основе ответов его на определенные экзаменационные вопросы, результатов выполнения им определенных экзаменационных заданий (решения экзаменационных задач). Экзамены проводятся по билетам, содержащим экзаменационные вопросы и (или) задания, в устной или письменной форме (либо как сочетание данных форм). Экзамен может проводиться в форме тестирования студентов. Форма проведения экзамена устанавливается преподавателем, принимающим экзамен.

Экзаменационные вопросы, типы экзаменационных заданий (задач), структура экзаменационных билетов (или сами билеты и задания) утверждаются на заседаниях кафедр, которым поручено преподавание соответствующих дисциплин. Экзаменатору предоставляется право, задавать студентам дополнительные вопросы и задания по программе курса. Во время экзамена студенты могут пользоваться справочной литературой и другими пособиями только с разрешения экзаменатора.

При приеме экзамена могут учитываться результаты предшествующей учебной работы студента по программе данной дисциплины (текущего контроля учебной работы).

Зачет по дисциплине является, как правило, формой
оценки учебной работы студента по соответствующей дисциплине за определенный период обучения (семестр) по совокупности результатов выполнения им в течение этого периода учебных заданий (лабораторных, контрольных, расчетно-графических, реферативных и т.п. работ), а также участия студента в практических учебных занятиях (оценки продемонстрированных им при этом знаний и умений).

Определение (уточнение) зачетной оценки может осуществляться и в форме подобной экзамену, – на основе выполнения студентом соответствующих зачетных заданий, результатов собеседования преподавателя со студентом, тестирование студента.

Зачетная оценка является, как правило, недифференцированной. Перечень дисциплин, по которым устанавливается дифференцированная зачетная оценка, определяется ученым советом университета.

Оценки (дифференцированные) по курсовым проектам, курсовым работам определяются на основе результатов защиты студентами данных проектов и работ перед специальными комиссиями из числа преподавателей соответствующих кафедр. Курсовые проекты, курсовые и междисциплинарные аттестационные работы должны быть допущены к защите преподавателями, руководившими их выполнением.

Экзамены проводятся, как правило, в периоды экзаменационных (при заочной форме обучения – лабораторно-экзаменационных) сессий, предусмотренных учебными планами (графиками учебного процесса), по соответствующим расписаниям.

Расписание экзаменов учебной группы составляется с учетом предложений студентов, утверждается ректором университета и своевременно доводится до сведения преподавателей и студентов.

Зачеты, приемы (защиты) курсовых проектов, курсовых и работ проводятся, как правило:

- при очной или очно-заочной форме обучения в последние недели семестра, в котором эти формы аттестации запланированы (до начала экзаменационных сессий);

- при заочной форме обучения в процессе лабораторно-экзаменационной сессии, на которую эти формы аттестации выносятся.

Расписания зачетов, защит курсовых проектов, курсовых и работ, составляемые преподавателями, своевременно доводятся до сведения студентов.

Если по условиям своей работы студент-заочник не может принять участие в лабораторно-экзаменационной сессии, он имеет право проходить курсовую аттестацию в межсессионный период (при наличии соответствующих документов).

Разрешаются досрочные сдачи экзаменов и зачетов, защиты курсовых проектов, курсовых работ по мере готовности студентов к данным формам аттестации.

Экзамен принимается у студентов, допущенных к нему деканом факультета и успешно прошедших предусмотренные в предшествующий экзамену период учебным планом другие формы аттестации по данной дисциплине. К экзамену не допускаются студенты:

а) не имеющие предусмотренных по данной дисциплине зачетов, не защитившие предусмотренных по данной дисциплине курсовых проектов (работ);

б) имеющие академические задолженности по трем и более дисциплинам и подлежащие в связи с этим отчислению из университета.

Экзаменатор имеет право:

- не допустить к сдаче экзамена студента, не выполнившего основные обязательные учебные задания и работы, предусмотренные программой дисциплины;

- выставить с согласия допущенного к экзамену студента экзаменационную оценку по результатам текущего контроля его учебной работы по соответствующей дисциплине.

Студентам, допущенным к экзамену (деканом и экзаменатором) и не согласным с оценками, полученными по результатам текущего контроля учебной работы, предоставляется право сдачи экзамена.

Студенты заочной формы обучения допускаются к участию в лабораторно-экзаменационной сессии, если они не имеют академической задолженности за предыдущий курс. Курсовому зачету, экзамену должна предшествовать защита выполненных студентом-заочником контрольных работ, предусмотренных учебным планом по этой же дисциплине (во время лабораторно-экзаменационной сессии или в межсессионный период). Вызовы (приглашения) студентов-заочников на лабораторно-экзаменационную сессию осуществляется в соответствии с порядком и на условиях, установленных в Российской Федерации.

Неявка допущенного к экзамену (к защите курсового проекта, курсовой работы) студента на экзамен (защиту) в установленные сроки отмечается в экзаменационной (зачетной) ведомости словами «не явился». Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета в ведомости проставляется неудовлетворительная оценка.

Студенту, не допущенному к экзамену (защите курсового проекта, курсовой работы), в экзаменационной (зачетной) ведомости проставляете «не допущен», что приравнивается к неудовлетворительной оценке.

При явке на экзамены и зачеты, защиту курсовых проектов,
курсовых работ студенты обязаны иметь при себе зачетные книжки, а также, в случае аттестации, проводимой в индивидуально устанавливаемые деканом сроки, соответственно экзаменационные и зачетные листы. Зачетные книжки, экзаменационные и зачетные листы предъявляются студентами преподавателям в начале проведения аттестации.

Для ликвидации студентами академических задолженностей по результатам семестровой (курсовой) аттестации декан факультета в необходимых случаях устанавливает допустимые индивидуальные сроки (с учетом числа и причин задолженностей, возможностей ликвидации их и успешного продолжения обучения студента в университете).

Повторная сдача одного и того же экзамена или зачета, защита курсового проекта, курсовой работы допускается не более двух раз. Право повторной аттестации не предоставляется студентам, имеющим академические задолженности по трем и более дисциплинам.

При необходимости для повторного приема экзамена, зачета деканом факультета может создаваться соответствующая аттестационная комиссия.

5.1.2 Самостоятельное изучение следующих тем:

Тема 3. Организация как система управления, жизненный цикл и типы организаций.

Контрольные вопросы:

Дайте определение организации, назовите ее основные черты.

Охарактеризуйте роль организации в обществе.

Дайте классификацию организаций (по размерам, по организационно-

правовым формам, по формам собственности, по отношению к

прибыли).

Охарактеризуйте организацию как систему.

Дайте описание организации как объекта управления.

Что такое внешняя среда организации?

Что включает понятие «внутренняя среда» организации?

Охарактеризуйте организацию как систему процессов.

Что включает понятие «жизненный цикл организации»?

Тема 16. Организационное поведение.

Контрольные вопросы:

Необходимость управления поведением людей в организации.

Назовите виды организационного поведения.

Раскройте сущность понятия «социальная роль».

Что такое восприятие?

Назовите основные факторы, влияющие на организационное поведение.

5.1.3 Дополнительное:

-изучение материала дисциплины по конспекту лекций, периодическим изданиям, методическим разработкам;

-самостоятельное изучение нормативных документов, принятых в период изучения дисциплины;

-написание студентами контрольной работы.

5.2 Индивидуальные занятия включают:

-консультации по изученному материалу;

-расширенное изучение тем дисциплины.

Наши рекомендации